Нагрузочные характеристики двигателя: определение, цель и условия получения, анализ, влияние типа двигателя.
Нагрузочные характеристики.
Для выявления экономичности работы двигателя при различных нагрузках служат нагрузочные характеристики - графики зависимости удельного и часового расходов топлива от мощности, развиваемой двигателем, при постоянной частоте вращения коленчатого вала.
Нагрузочную характеристику карбюраторного двигателя иногда называют дроссельной, поскольку изменение мощности в нем достигается изменением положения дроссельной заслонки.
В связи с тем, что автомобильный двигатель работает в широком диапазоне частот вращения коленчатого вала, для оценки его экономичности пользуются несколькими нагрузочными характеристиками, снятыми для различных (но постоянных для каждой характеристики) частот вращения.
Как видно из нагрузочной характеристики карбюраторного двигателя, при работе на холостом ходу, когда эффективная мощность равна нулю, а часовой расход топлива - величина конечная, эффективный удельный расход топлива стремится к бесконечности. При полном открытии дросселя удельные расходы равны удельным расходам по внешней скоростной характеристике при тех же частотах вращения. Увеличение удельных расходов топлива на прикрытых дросселях происходит вследствие ухудшения условий протекания рабочего процесса (уменьшения , увеличения ), а также уменьшения механического к. п. д. (индикаторная мощность уменьшается, а мощность механических потерь при постоянной частоте вращения практически неизменна).
Рис. 37. Нагрузочная характеристика карбюраторного двигателя.
Изменение часовых расходов происходит почти по линейному закону. Резкое изменение кривых расхода топлива при нагрузках, близких к максимальной, объясняется включением экономайзера и обогащением вследствие этого смеси.
Рис.38. Нагрузочная характеристика дизеля.
В дизелях при увеличении нагрузки, а, следовательно, и часового расхода топлива удельный расход вначале уменьшается (участок 1-2) вследствие снижения относительной величины механических потерь, а затем повышается из-за уменьшения . Точка 3 соответствует сгоранию топлива на границе начала дымления. Дальнейшее увеличение нагрузки требует резкого возрастания расхода топлива, что ведет к уменьшению . При максимально возможной мощности значение близко к единице. Если и дальше увеличивать подачу в цилиндры топлива, условия его сгорания будут хуже и мощность двигателя понизится. При этом удельный расход топлива будет увеличиваться.
Практически часовой расход топлива в дизелях не должен превышать значения, определяемого точкой 3, так как при более высоких расходах дизель перегревается и дымит, что недопустимо.