Для управления пневматическим тормозом путем зарядки или разрядки ТМ.
По принципу действия относится к прямодействующим приборам с автоматической перекрышей, а по конструкции - к приборам клапанно-диафрагменного типа.
На головных вагонах 81-740 установлен кран КМ 013А, который включает в себя:
1. Кран управления (КУ). 2. Реле давления (РД). 3. Разобщительное устройство (РУ).
Для подключения крана машиниста установлен трехходовой разобщительный кран К29, который имеет два положения: А - автоматическое, Р. - ручное управление. Положение А: При подаче питания на вентиль «В 9» - тормозная магистраль заряжается до трех атмосфер, потому что ручка КУ находится в шестом положении.
Если нет возможности включить вентиль «В 9» необходимо перевести тумблер «Тормоз экстренный» на ОПУ в верхнее положение, кран К29 в положение Р. Поставить ручку КУ во 2 положение - ТМ зарядится из НМ до 5 атмосфер.
На промежуточных вагонах установлен кран - КМ 013-1, который включает в себя кран управления и реле давления - для его отключения установлены краны 2-й тяги.
Назначение и устройство основных частей крана машиниста.
Кран управления (КУ) - Для управления р воздуха в камере над диафрагмой Р.Д.
Устройство: Резиновая диафрагма 1. По центру резиновой диафрагмы имеется атмосферный канал 2, который постоянно сообщается с атмосферным отверстием 3 сбоку корпуса. В атмосферный канал установлен полый толкатель 4. Под толкателем установлен конусный атмосферный клапан 5, ниже питательный клапан 6 с пружиной 7. Камера под питательным клапаном сообщена с НМ, а камера под диафрагмой крана управления - с полостью над диафрагмой реле давления. Сверху на диафрагму крана управления воздействуют пружины 8, которые находятся внутри регулировочного стакана 9. Стакан вращается по прямоугольной резьбе. На стакан хомутом 10 крепится ручка 11, в ней фиксирующий шарик 12 с пружиной 13. Ручка имеет 6 фиксированных положений. 7 положение заглушено механически.
1 положение - 6 Атмосфер (сверхзарядка);
2 положение - 5 Атмосфер (поездное);
3 положение - 4, 3 Атмосферы (1-ая ступень торможения);
4 положение - 4, 0 Атмосфер (2-ая ступень торможения);
5 положение - 3, 7 Атмосфер (3-я ступень торможения);
6 положение - 3, 0 Атмосферы (Полное служебное торможение);
7 положение - 0 Атм. (Экстренное торможение). 81-740. Заглушено механически. При всех тормозных положениях разрядка ТМ происходит темпом 0,8 - 1 атм./сек.
Реле давления (РД)-Является повторителем команд крана управления.
Непосредственно заряжает или разряжает тормозную магистраль поезда.
Установлено под кабиной на одном кронштейне с разобщительным устройством.
Устройство: Резиновая диафрагма 14. Под диафрагмой установлен плавающий атмосферный клапан 15. Под ним полая латунная трубка 16 с питательным клапаном 17 и пружиной 18. Камера над диафрагмой сообщена с краном управления (КУ). Камера под диафрагмой сообщена с тормозной магистралью (ТМ). Камера под питательным клапаном сообщена с напорной магистралью (НМ). Внутренний канал латунной трубки выходит в атмосферные отверстия нижней крышки реле давления.
Разобщительное Устройство: выполняет роль кранов двойной тяги.
Устройство: Два клапана 19, нагруженные сверху пружинами 20. Левый - ТМ. Правый - НМ. Клапаны выполнены с хвостовиками 21, на которых имеются поршни 22. Под поршнями - канал идущий к разобщительному трёхходовому крану К29.
Работа крана машиниста
Подключение: При помощи разобщительного крана К29. При подаче питания на вентиль В9 Положение А. (Автоматическое), или при переводе крана в положение Р. (Ручное) воздух из НМ поступает под поршни разобщительного устройства. Поршни разобщительного устройства силой воздуха снизу поднимаются вверх, и клапаны открываются, подключая НМ и ТМ к реле давления. Одновременно воздух из НМ через кран К29 поступает под питательный клапан крана управления.
Зарядка ТМ: Второе положение ручки Крана Управления. Давление в ТМ - 5 атм.
При постановке ручки КУ во второе положение латунный стакан поворачивается по резьбе вниз и усиливает действие регулировочных пружин. Под действием пружин диафрагма крана прогибается вниз. Атмосферный клапан закрывается, а питательный открывается. Воздух из НМ через открытый питательный клапан поступает под диафрагму крана управления и одновременно по трубопроводу в камеру над диафрагмой реле давления. Когда давление воздуха под диафрагмой крана управления сравняется с усилием регулировочных пружин - диафрагма прогнётся вверх и питательный клапан закроется под действием своей пружины снизу. Перекрыша.
В это время давление воздуха над диафрагмой реле давления прогнёт диафрагму вниз. Атмосферный клапан закрывается, а питательный клапан открывается. Воздух из НМ через открытый питательный клапан поступает в ТМ и одновременно в камеру под диафрагмой реле давления. Когда давление воздуха на диафрагму реле снизу сравняется с давлением сверху, питательный клапан закроется. Перекрыша.
Неистощимость ТМ:В случае утечек воздуха из тормозной магистрали понижается давление в камере под диафрагмой реле давления. Диафрагма прогибается вниз, открывая питательный клапан реле давления. Через открывшийся питательный клапан происходит подпитка ТМ из НМ. Когда давление воздуха на диафрагму реле давления снизу сравняется с давлением сверху, питательный клапан закроется.
Торможение:Ручку крана управления устанавливают в одно из тормозных положений. При этом латунный стакан выкручивается по резьбе вверх и действие регулировочных пружин на диафрагму крана управления сверху уменьшается. Диафрагма силой воздуха снизу, прогибается вверх, открывая атмосферный клапан. Воздух из камеры под диафрагмой крана управления и одновременно из полости над диафрагмой реле давления выходит в атмосферное отверстие сбоку крана управления. Когда давление воздуха под диафрагмой крана управления сравняется с усилием регулировочных пружин, диафрагма выпрямится и атмосферный клапан закроется. А в это время диафрагма реле давления прогнётся вверх давлением снизу. Откроется плавающий атмосферный клапан и начнётся разрядка ТМ в атмосферные отверстия нижней крышки реле давления. Когда давление сверху и снизу диафрагмы уравняется, атмосферный клапан закроется. На всех тормозных положениях неистощимость ТМ обеспечивается при помощи РД аналогично 2 положению ручки КУ.