Изучение устройства ДВС, основные определения
ЗАНЯТИЕ № 1
Устройство и принцип работы двигателей внутреннго сгорания (ДВС) (4 часа)
1.Цель занятия
1.1 Знакомство с устройством ДВС и основными определениями, характеризующими эти двигатели.
1.2 Изучение принципа и порядка работы четырехтактного дизеля,
1.3 Приобретение знаний и умения оценивать основные показатели и назначение ДВС по их технической характеристике и общему устройству.
2.Содержание работы
2.1. Изучим, материал занятия №1 настоящих методических указаний к лабораторным занятиям (I - 4) по устройству тракт
2.2. Изучить устройство двигателей Д-243 (трактор М'ГЗ-82), А-41 (трактор ДТ-75М) по плакатам и натуральным образцам.
2.3. Письменно ответить на контрольные вопросы по изучаемой теме.
3. Оборудование и методические материалы
3.1. Методические указания к лабораторным занятиям
3.2. Плакаты и макеты по устройству тракторов, их узлов и деталей.
3.3. Натуральные образцы тракторов МТЗ-82, ДТ-75М, их узлы и детали.
Порядок выполнения работы
Изучение устройства ДВС, основные определения
На сельскохозяйственных тракторах установлены поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Их работа основана на использовании энергии расширяющихся газов, образующейся в результате процесса сгорания топливовоздушной смеси и преобразующей тепловую энергию в механическую работу.
В основном в качестве силовых агрегатов применяю! четырехтактные дизели, в качестве пусковых - двухтактные карбюраторные двигатели.
По способу смесеобразования ДВС делят: на карбюраторные (с внешним смесеобразованием в карбюраторе), инжекторные и дизельные (с внутренним смесеобразованием).
Рисунок 1 - Одноцилиндровый дизель
1 - головка цилиндра; 2 - коромысло; 3- форсунка;
4, 5 - выпускной и впускной клапаны; 6 - цилиндр; 7- поршень;
8- поршневой палец; 9 - шатун: 10 - маховик; 11 картер; 12, 14 - коленчатый и распределительный валы; 13 - шестерня привода распределительного вала; 15- топливный насос; 16- передаточные детали; 17- воздухоочиститель
В цилиндре 6 (см. рисунок 1) помещен поршень 7, который шатуном 9 соединен с коленчатым валом 12. При перемещении поршня в цилиндре вверх и вниз его прямолинейное движение преобразуетсячерез шатун и кривошип во вращательное движение коленчатого вала. На конце вала закреплен маховик 10, который служит для равномерного вращения вала при работе двигателя.
Цилиндр плотно закрыт сверху головкой I. В последней находится впускной 5 и выпускной 4 клапаны, закрывающие соответствующие каналы. Клапаны открываются под действием кулачков распределительного вала 14 через передаточные детали 16.
Распределительный вал и вал топливного насоса приводятся «решение шестернями 13 от коленчатого вала. Топливо в цилиндр поступает через форсунку 3 от топливного насоса. Поршень, свободно перемещаясь в цилиндре, занимает два крайних положения (рисунок 2).
Верхняя мертвая точка (ВМТ) крайнее верхнее положение поршня.
Нижняя мертвая точка (НМТ) крайнее нижнее положение поршни.
Ход поршнярасстояние, пройденное им от одной мертвой точки до другой. За один ход поршня коленчатый вал повернется
Камера сгорания(сжатия) пространство между головкой цилиндра и поршнем, расположенным в верхней мертвой точке.
Рабочий объем цилиндра- пространство, освобождаемое поршнем при перемещении его из ВМТ в НМТ, т.е.
V=πd2/4*S,
Рисунок 2: а - положение поршня в ВМТ; б - положение поршня в НМТ
Литраж - суммарный рабочий объем всех цилиндров дви-1ателя. При малых объемах (до 1 л) его выражают в кубических сантиметрах, а при больших в литрах.
Полный объем цилиндра сумма объема камеры сгорания и рабочего объема.
Степень сжатия число, показывающее, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания.
В карбюраторных двигателях степень сжатия колеблется в пределах 6... К), в дизелях - 15...20.
Такт - процесс, который происходит в цилиндре за один ход поршня.
Рабочий цикл - ряд последовательно повторяющихся процессов-тактов. Двигатель, у которого рабочий цикл происходит четыре хода поршня, называют четырехтактным.