Лава 3. подъемно-транспортные машины и оборудование
НАЗНАЧЕНИЕ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ
МАШИН
Подъемно-транспортные машины предназначены для подъема, опускания и перемещения штучных, пакетированных и насыпных грузов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте. Специально сконструированные пассажирские подъемно-транспортные машины используются для подъема, опускания и перемещения людей. В зависимости от назначения их объединяют в функционально-подобные группы (рис. 3.1).
Грузоподъемные машины.Домкраты используются, главным образом, в ремонтном производстве и автосервисе. Их отличительной особенностью является относительно большая масса груза и небольшая высота его подъема. Существуют особо мощные гидравлические домкраты, позволяющие передвигать многоэтажные здания и приподнимать их наземную часть при капитальном ремонте фундаментов.
Лебедки предназначены для создания тягового усилия в одном направлении. Их основными элементами являются двигатель (как правило, электрический), понижающий редуктор, барабан, канат и грузозахватное устройство (обычно это крюк). Лебедки могут эксплуатироваться в качестве самостоятельных механизмов или входить в состав более сложных устройств. Различают подъемные и тяговые лебёдки. Подъемные лебедки используют при подъеме и опускании свободно подвешенного груза или грузовой площадки, перемещающейся по направляющим. Подъемные подвесные лебедки называются талями. Тяговые лебедки применяют для перемещения тележек с грузом по горизонтальной или слегка наклонной плоскости.
Кран - это самоходная металлическая конструкция, оборудованная подъемной лебедкой (иногда несколькими). Краны могут перемещать груз по произвольной траектории, находящейся внутри зоны его действия. Существует более 20 типов кранов. В транспортном строительстве наиболее популярны самоходные стреловые краны, а в промышленности строительных материалов - пролетные.
Подъемно-транспортные машины | ||||||||||||||||
Погрузочно-разгрузочные | Транспортирующие | |||||||||||||||
о | ||||||||||||||||
а | с | |||||||||||||||
узчики | g к В С | иальны | мотран | S | ||||||||||||
м | я | а | ||||||||||||||
о | od | с | S | ж о | X | |||||||||||
С | S | и | С | И | ||||||||||||
1 1 | L | L | ||||||||||||||
u | <и | |||||||||||||||
S | ||||||||||||||||
и | и | |||||||||||||||
Я | о. | |||||||||||||||
Мачтовые | Стреловые | Телескопич | Лаповые | Шнекорото | Фрезерные | Ленточные | Пластинчат | Ковшовые | о м « и | Шнековые | ||||||
Грузоподъемные | ||||||||||||||||
§ | ||||||||||||||||
S | ||||||||||||||||
И | я | s | ||||||||||||||
а | X | и | ||||||||||||||
л? | ч | |||||||||||||||
ей | S | ю | ч | |||||||||||||
о | U | о | ||||||||||||||
К | ч | С | ||||||||||||||
1 1 | 1 1 | |||||||||||||||
D 3 Я О ж Я | ||||||||||||||||
я | ||||||||||||||||
о | ||||||||||||||||
о | ||||||||||||||||
о | g р | S ш | ||||||||||||||
Башенные | Самоходны | Мостовые, 1 | Кабельные | в о, g rt V ю >-. го | Гидравличе | Рычажные | Шахтные | Мачтовые | Скиповые | |||||||
Рис. 3.1. Классификация подъемно-транспортных машин по назначению
и устройству
52
Подъемники применяют для перемещения но вертикали |
н материалов между местакш хршения^з : гран^-к местам хранения и использования, и наоборот. между мигами погрузки и вьнрузки осуществля-непрерывного действия, в частности, снего-
.особенностей рабочегоГм мГнипДулятХоры - вспомогательные грузоподьемнь. механш-мы, устанавливаемые на грузовые автомобили (Р^ 3.2) и некото рые типы мусоровозов для обеспечения независимости их рабе от специальных грузоподъемных механизмов (табл. 3.1).
••••>. ....I- •,-... |
Рис. 3.2. Разгрузка автомобиля с помощью установленного на нем крана-манипулятора:
1 - выдвижные опоры; 2 - поворотная колонна; 3 - стрела; 4 - телескопическая рукоять;
5 - пульт управления
Таблица 3.1