Схема, назначение и область применения кодовых РЦ
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Цель работы - изучение электрической схемы рельсовой цепи, знакомство с аппаратурой и исследование основных режимов работы.
Схема, назначение и область применения кодовых РЦ
В системах железнодорожной автоматики и телемеханики рельсовые цепи выполняют важные функции:
- определяют свободность и занятость участков пути;
- контролируют полный разрыв (излом) рельсовых нитей и исправность других элементов;
- используются в качестве канала связи для передачи информации между путевыми светофорами автоблокировки и на локомотив в АСН.
При отсутствии поездов на рельсовой линии свободность участка пути определяется включенным состоянием путевого реле (нормальный режим работы). При наличии хотя бы одной колесной пары (шунтовой режим) или излома рельсов (контрольный режим) занятость участка пути определяется выключенным состоянием путевого реле.
Кодовые рельсовые цепи применяются на участках железных дорог, оборудованных числовой кодовой автоблокировкой.
Рис.1 Схема кодовой рельсовой цепи при электротяге постоянного тока с реле ИМВШ-110
Рис.2 Схема кодовой рельсовой цепи при электротяге
постоянного тока с реле ИВГ и бесконтактным коммутатором тока (БКТ)
Рис.3
Принцип работы путевого реле ИВГ поясняется рис.3. Импульсы переменного тока из РЦ поступают через ЗБФ и выпрямитель на обмотку I электромагнита, к торцевой части которого прикреплен герметизированный жидкометалличеокий контакт ЖМК. Создаваемый электромагнитом поток замыкается по цепи: сердечник 2, неподвижный контакт 3, подвижный контакт 4 и ярмо 5. В результате подвижный контакт 4 перемещается от неподвижного контакта 6 до соприкосновения с контактом 3, т.е. до замыкания фронтового контакта реле. Неподвижный контакт 6 изготовлен из немагнитного материала и поэтому не оказывает влияния на электромагнитные процессы в магнитопроводе реле, а выполняет роль тылового контакта, замкнутого в интервалах между импульсами.
В нижней части ЖМК находится ртуть 7, которая по капиллярам подвижного контакта 4 поступает в зону контактирования под действием силы поверхностного натяжения.
При каждом размыкании контактов происходит движение ртути вверх и поэтому зона контактирования периодически смачивается, что обеспечивает высокую стабильность переходного сопротивления (0,04 См) и сравнительно большой ресурс переключений ЖМК, достигающий 5 • 109 коммутаций..
Реле ИВГ с ЖМК по конструктивным размерам и электрическим параметрам катушки полностью взаимозаменяемо с реле ИМВШ=110, но выгодно отличается от последнего допускаемым ресурсом коммутаций, быстродействием (tcр= 0,003 с) и коэффициентом возврата (0,75 - 0,9).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ
3.1 Исследование нормального режима работы РЦ
Таблица 1
Начальные параметры РЦ | UПОБС=205 В UР=3,9 В rб= 1,0 Ом·км | UПОБС=255 В UР=3,4 В rб= 0,5 Ом·км | UПОБС=205 В UР=4 В rб= 2,0 Ом·км |
rб= 0,5 Ом·км | - | UР=3,4 В | UР=2,4 В |
rб= 1,0 Ом·км | UР= 3,9 В | UР=4,6 В | UР=3,4 В |
rб= 2,0 Ом·км | UР=4,6 В | UР=5,2 В | UР=4 В |
rб= 5,0 Ом·км | UР=5,0 В | UР=5,5 В | UР=4,5 В |
rб= 10 Ом·км | UР=5,4 В | UР=5,75 В | UР=4,8 В |
rб= ∞ | UР=5,6 В | UР=6 В | UР=5,1 В |
Рис. 4
Из рис.4 следует, что чем ниже сопротивление РЦ при первоначальной настройке путевого реле, тем в более высоком диапазоне напряжений происходит дальнейшая работа путевого реле при колебаниях сопротивления РЦ.
3.2 Исследование шунтового режима работы РЦ
Таблица 2
UР | 0,64 | 0,7 | 0,5 | 0,4 | 0,45 | 0,55 |
lш | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 |
Рис. 5
Так как при проведении исследований шунтового режима работы РЦ измерения напряжения шунта на путевом реле Uрш дали результаты мало отличные от нуля, то делаем вывод, что коэффициент чувствительности Кш=Uнн/Uрш при Uнн=0,58Uр=2,32В, Кш= 2,32/0,7=3,31 принимает значение много большее единицы. То есть шунтовой режим работы РЦ выполняется.
3.3 Исследование контрольного режима работы РЦ
Таблица 3
UР | 0,71 | 1,09 | 0,92 | 0,68 | ||
Lох | 0,5 | 1,5 | 2,0 | 2,5 |
Рис. 6
Так как при проведении исследований контрольного режима работы РЦ измерения напряжения на путевом реле Uрк дали результаты мало отличные от нуля, то делаем вывод, что коэффициент чувствительности Кк=Uнн/Uрк принимает значение много большее единицы. То есть контрольный режим работы РЦ выполняется.
3.4 Исследование защитных свойств блока ЗБФ-1
При исследовании защитных свойств блока ЗБФ-1 производилось измерение напряжений на входе блока и на релейном конце при увеличении сопротивления изоляции РЦ. Результаты представлены в табл. 4. UПОБС=150В.
Таблица 4
rб, ом·км | ∞ | ||||
Uр, В | 3,6 | 4,1 | 4,9 | 5,4 | |
Uф, В | 9,2 | 10,5 | 11,1 | 12,5 |
Как видно из табл. 4 при значительных увеличениях напряжения на входе блока ЗБФ-1 напряжение на путевом реле изменяется менее резко и в меньшем диапазоне даже при значительных изменениях сопротивления РЦ, что свидетельствует о исправности блока ЗБФ-1.