Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

Рис. 5.18. Планетарный редуктор по схеме 5 табл. 5.1

с жестко установленными центральными колесами:

а – кинематическая схема; б - общий вид

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

Рис. 5.19. Жесткая установка корончатых колес:

а - в разьеме фланцев; б — запрессовкой в корпус: в — нарезанием зу6ьев на корпусе

Конструкции водил.Водила одноступенчатых передач и по­следней ступени многоступенчатых часто делают за одно целое с ведомым валом (см. рис. 5.14). реже - раздельно. Водила первой и промежуточных ступеней многоступенчатых передач, когда не требуется самоустановки, делают за одно целое с солнечным колесом следующей ступени (рис. 5.23). Если сол­нечное колесо самоустанавливающееся, то его соединяют с водилом зубчатой муфтой. Для упрощения формы заготовки и механической обработки водила часто делают сборными.

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

Рис. 5.23. Конструкции водил:

а - с консольным расположением осей сателлитов, заготовка —поковки, б — оси сателлитов имеют по две опоры, заготовка — поковка: в — оси сателлитов имеют по две опоры, заготовка – круглый прокат: г — сборная конструкция водила

Конструкциикорпусов. Корпуса планетарных передач в се­рийном производстве изготовляют литыми из серого чугуна, алюминиевого сплава или стали: корпус редуктора устанавли­вают на плите или раме на лапах, отливаемых вместе с кор­пусом (см. рис. 5.14): отдельные части корпуса соединяют фланцами, имеющими центрирующие выступы и проточки: стягивают фланцы болтами, винтами или шпильками. Корпуса мотор-редукторов без лап соединяют с электродвигателем и механизмом фланцами с центрирующими выступами и проточ­ками (см. рис. 5.18).

Для закрепления строи на корпусе редуктора служат про­ушины или крюки, отливаемые вместе с корпусом, или преду­сматривают бобышки с резьбовыми отверстиями для установки грузовых винтов.

СМАЗЫВАНИЕ ПЛАНЕТАРНЫХ ПЕРЕДАЧ

В планетарных передачах применяют два способа смазы-вания: окунание колес в масляную ванну и циркуляционный. Первый способ применяется при условии, что окружная ско­рость сателлита в месте зацепления с корончатым колесом

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

где wН — угловая скорость водила, рад/с: d3 — диаметр ко­рончатого колеса, мм.

Объем масляной ванны в пределах 0,3—0,5 л на 1 кВт передаваемой мощности; в редукторах транспортных машин значительно меньше (до 0,03 л на 1 кВт).

При v > 3 м/с смазывание подшипников качения сателлитов и центральных колес обеспечивается разбрызгиванием масла. При меньших значениях v для смазывания подшипников при­меняют пластичные смазочные материалы, закладываемые при сборке в полости подшипников, в которые устанавливают мазеудерживающие шайбы.

Для того чтобы продукты износа могли осесгь на дно масляной ванны, расстояние от него до наиболее погружен­ной вращающейся поверхности должно быть не менее 20 мм, а при значении модуля более 4 мм — порядка 5-8 модулей. Для предотвращения застоя разбрызгиваемого масла в по­лостях подшипниковых узлов и в колесах с внутренними зубьями необходимо делать дренажные отверстия.

Уровень масла проверяют контрольными резьбовыми проб­ками, устанавливаемыми в корпусе на высотах, соответствую­щих максимальному и минимальному уровням масла; крано­выми маслоуказателями, щупами или масломерными стеклами. Сливают отработавшее масло через отверстие, закрываемое резьбовой пробкой. Форма дна и расположение отверстия должны обеспечивать полный слив масла.

Циркуляционную систему смазывания применяют в редукторах большой мощности, где смазывание окунанием не обеспечивает подвод масла к трущимся поверхностям. В системе смазывания устанавливают в редукторе масляный насос, фильтры, редукционный клапан, холодильник и измерительные приборы. Производительность насоса определяют тепловым расчетом редуктора. Ориентировочно принимают ее при v £ 10 м/с – 1 л/мин на 10 мм ширины венца, при v > 10 м/с - 2 л/мин. Общий объем масла в системе должен быть не менее трехминутного расхода. Масло в зацепление подается форсунками на торны колес или через осевое и ра­диальные отверстия в солнечном колесе, выходящие во впа­дины зубьев.

Давление масла в системе 0,02-0,15 МПа. Масло к под­шипникам сателлитов подается через осевое и радиальные отверстия в водиле и далее через осевое и радиальные отвер­стия в оси сателлита.

Для смазывания планетарных редукторов используют неф­тяные масла с присадками, улучшающими их свойства (см. гл. IX, § 9.6).

ПРИМЕР РАСЧЕТА ПЛАНЕТАРНОЙ ПЕРЕДАЧИ

Исходные данные: вращающий момент на ведомом валу Тн = 290 Н×м; частота вращения ведомого вала пН = 360 об/мин; тип передачи — редуктор с приводом от трехфазного асинхронного четырехполюсного электродвигателя; частота вращения ведущего вала (асинхронная) п1 = 1450 об/мин; срок службы редуктора 5 лет по 300 рабочих дней в году, в одну смену по 8 ч.

Порядок расчета. (Термины и обозначения такие же, как в гл. III).

1. Определяем передаточное отношение

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

По ГОСТ 2185-66 ближайшее значение i = 4.

2. Выбираем по табл. 5.1 кинематическую схему 1 с переда­точным отношением i(3)1H = 4.

3. Принимаем число сателлитов (из условия уравновешива­ния сил в зацеплении) пс = 3.

4. Выбираем число зубьев солнечного колеса z1 = 30.

5. Определяем число зубьев сателлита по формуле (5.2)

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

6. Проверяем выполнение условия вхождения зубьев в за­цепление по формуле (5.10)

 
 
Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

— целое число, условие выполнено.

7. Проверяем выполнение условия соседства по формуле (5.9)

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

Условие выполнено.

8. Определяем число зубьев корончатого колеса из условия соосности по формуле (5.2)

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

9. Выбираем для зубчатых колес сталь 40ХН. улучшенную, средняя твердость НВ 280 (см. табл. 3.3 гл. III); базовое число циклов перемены напряжений (по табл. 3.2 гл. III)

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

10. Определяем рабочее число циклов перемены напряжений для солнечного колеса за весь срок службы t=5•300•8=12•103 ч по формуле

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

Здесь п(Н)1 = п(3)1 - п(3)Н = 1450 - 360 = 1090 об/мин.

11.Так как NH > NH0 ,то принимаем коэффициент долго­вечности KHL= 1 [см. пояснение к формуле (3.9)].

12.Определяем межосевое расстояние между солнечным колесом и сателлитом по формуле (5.15) табл. 5.3

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

входящие в нее величины меют значения:

а) для передач цилиндрическими прямозубыми колесами Ка = 49,5;

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

б) передаточное число

в) вращающий момент, Н×мм,

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

г) коэффициент концентрации нагрузки по табл. 3.1. гл. III КНb = 1,2;

д) расчетное число сателлитов п¢с = пс – 0,7 = 3 – 0,7 = 2,3

е) допускаемое контактное напряжение по формуле (3.9) гл. III

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

Здесь sН lim b предельное значение контактной выносливости; по табл. 3.2, гл. III

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

Коэффициент долговечности КHL = 1 (см. гл. 11).

Коэффициент безопасности [SН] = 1,1¸1,2 для колес из улучшенной стали, принимаем среднее значение [SН] = 1,15.

Коэффициент ширины сателлита принимаем yba = 0,5.

После подстановки приведенных величин в формулу (5.15) имеем

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

13. Определяем модуль зацепления на основании формулы (3.14) гл. III

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

14. Определяем диаметры делительных окружностей колес и ширину, мм

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

15. Выполняем проверочный расчет зубьев на изгиб по формуле (5.21) табл. 5.3. Последовательность расчета сходна с изложенной выше. Значения коэффициентов определяют по ГОСТ 21354-75 (см. гл. III).

Не воспроизводя всех выкладок, приводим результат:

расчетное напряжение изгиба, МПа

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

Сравним с допускаемым напряжением

Колеса с гибкой оболочкой с гибкой осью - student2.ru

Условие прочноcти sF < [sF] выполнено.

Расчет осей и валов выполняют по методике, изложенной в гл. VIII, подшипники подбирают по указаниям гл. IX.

ГЛАВА VI

Наши рекомендации