Для выполнения практических работ

Задание и методические указания

по дисциплине «Электрические цепи и линии железнодорожной автоматики, телемеханики и связи»

Задача 1

Построить частотную характеристику и записать формулу Фостера для заданного двухполюсника.

Вариант выбирается в соответствии с двумя последними цифрами шифра студента. Для студентов, у которых предпоследняя цифра шифра нечетная или 0 используется рис.1, четная – рис.2. Cхема двухполюсника выбирается по последней цифре шифра.

*** Например, если вариант 48, выбираем схему № 8 на рис. 2.

для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru

Рис.1. Схемы многоэлементных двухполюсников

(для студентов, у которых предпоследняя цифра шифра нечетная или 0)

для выполнения практических работ - student2.ru

Рис.2. Электрические схемы многоэлементных двухполюсников

(для студентов, у которых предпоследняя цифра шифра четная)

Задача №2

Определить коэффициенты А, B, C, D, первичные и вторичные параметры заданного четырехполюсника. Схема четырехполюсника выбирается в соответствии с последней цифрой шифра (рис. 3), первичные параметры четырехполюсника – по предпоследней цифре шифра (табл. 1).

Рассчитать рабочее и вносимое затухание четырехполюсника при известных сопротивлениях генератора и нагрузки (табл. 2). Обобщенная схема подключения генератора и нагрузки к четырехполюснику показана на рис. 4.

для выполнения практических работ - student2.ru

Рис.3. Схема четырехполюсника (вариант выбирается по последней цифре шифра)

Таблица 1

Первичные параметры четырехполюсника

(вариант выбирается по последней цифре шифра)

Вариант для выполнения практических работ - student2.ru , Ом для выполнения практических работ - student2.ru , Ом для выполнения практических работ - student2.ru , Ом Вариант для выполнения практических работ - student2.ru , Ом для выполнения практических работ - student2.ru , Ом для выполнения практических работ - student2.ru , Ом
80-50j 30+50j 70+50j 250+250j 250-100j
150+25j 200j -j30 75j -30j
120+50j 50j 50j 50j
-50j 150+50j -150j -100j 100+100j -100j
200-250j -50j 100-100j 100-100j 100-100j

для выполнения практических работ - student2.ru

Рис.4. Обобщенная схема подключения генератора и нагрузки к четырехполюснику

Таблица 2

Сопротивление генератора и нагрузки (вариант выбирается по предпоследней цифрешифра)

Вариант для выполнения практических работ - student2.ru , Ом для выполнения практических работ - student2.ru , Ом Вариант для выполнения практических работ - student2.ru , Ом для выполнения практических работ - student2.ru , Ом
600 для выполнения практических работ - student2.ru 170 для выполнения практических работ - student2.ru
550 для выполнения практических работ - student2.ru 120 для выполнения практических работ - student2.ru 150 для выполнения практических работ - student2.ru
250 для выполнения практических работ - student2.ru 250 для выполнения практических работ - student2.ru 185 для выполнения практических работ - student2.ru 100 для выполнения практических работ - student2.ru
200 для выполнения практических работ - student2.ru 300 для выполнения практических работ - student2.ru
350 для выполнения практических работ - student2.ru 180 для выполнения практических работ - student2.ru 420 для выполнения практических работ - student2.ru

Методические указания к решению задачи №2

При решении задачи необходимо:

  1. Нарисовать схему в электрических элементах (R, L, C).
  2. Определить вид четырехполюсника:

- симметричный (несимметричный);

- обратимый (необратимый);

- активный (пассивный).

3. Записать уравнения передачи четырехполюсника

для выполнения практических работ - student2.ru

  1. Определить коэффициенты четырехполюсника A, B, C, D и выполнить проверку

для выполнения практических работ - student2.ru .

Для мостовых четырехполюсников коэффициенты A, B, C, D определять не надо.

  1. Определить вторичные параметры четырехполюсника:

- характеристическое сопротивление со стороны входа

для выполнения практических работ - student2.ru ,

где для выполнения практических работ - student2.ru , для выполнения практических работ - student2.ru - сопротивления холостого хода и короткого замыкания со стороны входа четырехполюсника соответственно, Ом.

- постоянная передачи

для выполнения практических работ - student2.ru или для выполнения практических работ - student2.ru или для выполнения практических работ - student2.ru

Для симметричных четырехполюсников для выполнения практических работ - student2.ru и для выполнения практических работ - student2.ru .

Вторичные параметры мостовых четырехполюсников вычисляются с помощью сопротивлений холостого хода для выполнения практических работ - student2.ru и короткого замыкания для выполнения практических работ - student2.ru .

  1. Определить приведенное сопротивление четырехполюсника

для выполнения практических работ - student2.ru ,

где для выполнения практических работ - student2.ru , для выполнения практических работ - student2.ru - сопротивление со стороны входных и выходных зажимов соотвественно, для выполнения практических работ - student2.ru , для выполнения практических работ - student2.ru - взаимное сопротивление со стороны входа и выхода соответственно.

Для Т-образного четырехполюсника для выполнения практических работ - student2.ru , для выполнения практических работ - student2.ru , для выполнения практических работ - student2.ru .

Для П-образного четырехполюсника используют проводимости короткого замыкания четырехполюсника для выполнения практических работ - student2.ru , для выполнения практических работ - student2.ru , для выполнения практических работ - student2.ru , для выполнения практических работ - student2.ru , которые связаны с элементами схемы следующим образом:

для выполнения практических работ - student2.ru , для выполнения практических работ - student2.ru , для выполнения практических работ - student2.ru .

Для мостового четырехполюсника

для выполнения практических работ - student2.ru и для выполнения практических работ - student2.ru

  1. Дать определение рабочему затуханию и вычислить его по формуле

для выполнения практических работ - student2.ru

  1. Дать определение вносимому затуханию и вычислить его по формуле

для выполнения практических работ - student2.ru

Задача № 3

Построить схему комбинированного фильтра нижних или верхних частот из звеньев или полузвеньев фильтров типа для выполнения практических работ - student2.ru или для выполнения практических работ - student2.ru и рассчитать величины его элементов для выполнения практических работ - student2.ru , для выполнения практических работ - student2.ru и характеристики для выполнения практических работ - student2.ru и для выполнения практических работ - student2.ru . При расчетах принять коэффициент для выполнения практических работ - student2.ru =0,6. Исходные данные представлены в табл. 3, 4.

Таблица 3

Исходные данные для построения схемы фильтра

Характеристическое сопротивление Вариант (последняя цифра шифра)
Со стороны входа 1-1' для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru
Cо стороны выхода 2 – 2' для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru для выполнения практических работ - student2.ru

Таблица 4

Исходные данные для расчета элементов и характеристик фильтра

Наименование параметра Вариант (предпоследняя цифра шифра)
Характеристическое сопротивление фильтра для выполнения практических работ - student2.ru , Ом
Частота среза фильтра для выполнения практических работ - student2.ru , кГц 2,5 3,5 7,4 4,5
Вид фильтра ВЧ НЧ ВЧ НЧ ВЧ НЧ ВЧ НЧ ВЧ НЧ

Примечание: ВЧ –высоких частот, НЧ – низких частот

Методические указания к решению задачи № 3

1. Построить схему фильтра. При этом следует учесть, что звенья для выполнения практических работ - student2.ru и для выполнения практических работ - student2.ru в соответствии с заданием должны чередоваться.

2. Определить величины элементов для выполнения практических работ - student2.ru и для выполнения практических работ - student2.ru фильтра, решая систему уравнений:

- для фильтров низких частот (ФНЧ) типа К для выполнения практических работ - student2.ru

- для фильтров высоких частот (ФВЧ) типа К для выполнения практических работ - student2.ru

где для выполнения практических работ - student2.ru - угловая частота среза, с-1.

Величины индуктивностей для выполнения практических работ - student2.ru и емкостей для выполнения практических работ - student2.ru звена типа для выполнения практических работ - student2.ru определяются с учетом [1, 2].

3. Рассчитать данные для построения частотных характеристик для выполнения практических работ - student2.ru входных и выходных звеньев построенного фильтра и построить их.

4. Рассчитать данные для построения зависимостей затухания звеньев фильтра от частоты для выполнения практических работ - student2.ru . На графиках представить зависимости для выполнения практических работ - student2.ru для звеньев фильтра.

Поскольку звенья фильтра включены каскадно, то результирующее затухание комбинированного фильтра в полосе задержания определяется как сумма затуханий его звеньев. Построить график затухания фильтра для выполнения практических работ - student2.ru .

Расчеты для выполнения практических работ - student2.ru и для выполнения практических работ - student2.ru выполнять для пяти частот, выбранных в полосе задержания студентом самостоятельно. Результаты расчетом представить в виде таблицы. Привести один пример расчета для выполнения практических работ - student2.ru и для выполнения практических работ - student2.ru для каждого звена.

5. Привести схемы звеньев заданного фильтра, если для выполнения практических работ - student2.ru =1.

Задача № 4

Вычислить вторичные параметры длинной линии, определить ее вид и построить графики изменения напряжения и тока вдоль линии. Исходные данные по последней и предпоследней цифрам шифра (табл. 5 - 8).

Таблица 5

Исходные данные для выбора типа линии (выбирается по последней цифре шифра)

Вариант Вид линии Вариант Вид линии
Кабельная медная Воздушная стальная
Воздушная медная Кабельная медная
Кабельная медная Воздушная стальная
Воздушная стальная Кабельная медная
Воздушная медная Воздушная стальная

Таблица 6

Первичные параметры линий (стальная и медная воздушные линии диаметром d = 4 мм, кабельная медная линия – d = 2 мм)

Вид линии и первичные параметры Частота, кГц
Активное сопротивление для выполнения практических работ - student2.ru , Ом/км Кабельная медная 32,1 33,25 34,55 37,7 44,9
Воздушная стальная 68,4 96,4 134,2 187,7
Воздушная медная 3,02 3,72 4,98 6,74 9,1
Индуктивность для выполнения практических работ - student2.ru , мГн/км Кабельная медная 0,824 0,824 0,823 0,821 0,815
Воздушная стальная 6,5 5,0 3,86 3,2 2,8
Воздушная медная 1,936 1,934 1,92 1,881 1,868
Проводимость изоляции линии для выполнения практических работ - student2.ru , мкСм/км Кабельная медная 1,5 4,1 9,0 20,8 51,5
Воздушная стальная 1,0 1,75 3,0 5,5 11,5
Воздушная медная 1,0 1,75 3,0 5,5 11,5
Емкость для выполнения практических работ - student2.ru , нФ/км Кабельная медная 26,5
Воздушная стальная
Воздушная медная

Таблица 7

Исходные данные для выбора длины линии

Вид линии Длина линии для выполнения практических работ - student2.ru (км) в соответствии с вариантом (предпоследняя цифра шифра)
Кабельная медная 2.5 4.5 6.6
Воздушная стальная
Воздушная медная

Таблица 8

Исходные данные для выбора частоты тока в линии

(выбирается по последней цифре шифра)

Вариант
Частота, кГц

Методические указания для решения задачи №1

При решении задачи необходимо.

  1. Привести схему замещения однопроводной линии.
  2. Указать первичные параметры заданной линии.
  3. Дать определение и вычислить вторичные параметры линии по формулам

для выполнения практических работ - student2.ru , Ом; для выполнения практических работ - student2.ru , 1/км,

где для выполнения практических работ - student2.ru - угловая частота, для выполнения практических работ - student2.ru , с-1; для выполнения практических работ - student2.ru - километрический коэффициент затухания, 1/км; для выполнения практических работ - student2.ru - километрический коэффициент фазы.

  1. Определить вид линии:

- электрически короткая (длинная) линия;

- линия с потерями (без потерь);

- физическая (искусственная) линия;

- однородная (неоднородная) линия;

5. Вычислить скорость распространения волны (фазовую скорость) по формуле для выполнения практических работ - student2.ru .

Литература

  1. Каллер М.Я. и др. Теория линейных электрических цепей. - М.: Транспорт, 1987.
  2. Шебес М.Р. Теория линейных электрических цепей в упражнениях и задачах. – М.: Высшая школа, 1973.
  3. Основы теории цепей. Г.В. Зевеке, П.А. Ионкин и др..- М.: Энергоатомиздат, 1989. –
    528 с.
  4. Босый Н.Б. Электрические фильтры. М.: Энергия, 1957.
  5. А.Ф. Михайлов, Л.А. Частоедов. Электропитающие устройства и линейные сооружения автоматики, телемеханики и связи железнодорожного транспорта. – М.:Транспорт. – 1987, -383 с.
  6. Виноградов В.В., Кустышев С.Е., Прокофьев В.А. Линии железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. – М.: Маршрут, 2002. – 416 с.

Наши рекомендации