III. Методика измерений и расчетные формулы. Рисунок 25 – Силы, действующие на наклонный маятник. Если маятник массой m отклонить вдоль наклонной плоскости на некоторый угол α и отпустить
Рисунок 25 – Силы, действующие на наклонный маятник. |
, (1)
где f –коэффициент трения.
Разложим силу тяжести на компоненты mg||, параллельную плоскости, и mg^, перпендикулярную плоскости. Сила N нормальной реакции уравновешивает компоненту mg^:
,
где γ – угол отклонения плоскости от вертикали.
Тогда для силы трения имеем:
Обозначим начальный угол отклонения маятника вдоль плоскости α0, максимальный угол в противоположную сторону (через половину периода) α1/2, угол отклонения через период α1. При медленном убывании амплитуды потери энергии за каждый период приблизительно одинаковы и . За период точка касания маятником плоскости проходит путь:
.
При этом сила трения совершает работу:
. (2)
На величину этой работы уменьшается полная механическая энергия маятника. В крайних положениях эта энергия представлена только потенциальной компонентой mgh, поэтому:
, (3)
где h0 и h1 – высоты подъема маятника в крайних положениях, соответствующие углам α0 и α1 соответственно.
Рисунок 26 – Связь высоты подъема и угла отклонения маятника. |
Последнее приближенное равенство справедливо при малых углах, в этом случае . Подставляя выражение для каждой из высот в уравнение (3) и учитывая формулу (2), получим:
.
Сократив с обеих сторон равенства одинаковые множители и произведя преобразования, получим следующее выражение:
. (4)
Рассмотрим n последовательных колебаний наклонного маятника. Формула аналогичная (4) будет справедлива для каждого из n периодов:
. (5)
Здесь α1, α2 … αn – угловые амплитуды отклонения после второго, третьего... n-го периода колебаний. При сложении всех выражений (5) в правой части все промежуточные углы α2, α3 … αn–1 сократятся. После деления на число периодов п получим окончательную формулу для определения коэффициента трения:
. (6)
Для маятника в виде шарика, катящегося без проскальзывания по наклонной платформе, основной диссипативной силой является сила трения качения Fтр.к. Тормозящий момент силы трения качения пропорционален силе нормальной реакции:
, (7)
где f1 - коэффициент трения качения, имеющий размерность длины, R – радиус кривизны катящегося тела. Рассуждения, приведенные выше для трения скольжения, можно повторить для трения качения, используя вместо формулы (1) соотношение (7). При этом для коэффициента трения качения получим:
. (8)
IV. Порядок выполнения работы.