Расчет остойчивости и непотопляемости судна при затоплении единичного отсека.

Оценка состояния аварийного судна определяется по основным характеристикам плавучести и остойчивости.

Так как осадка судна в грузу составляет 2,85 (м), а пробоина на расстоянии 0,2 (м) от ватерлинии, то пробоина находится в трюме. При получении пробоины трюм будет затоплена не полностью и будет присутствовать свободная поверхность воды, следовательно, затопленный отсек будет являться отсеком 3-ой категории.

При затоплении отсека III категории расчет целесообразно вести по методу постоянного водоизмещения. Это означает, что затопленный отсек исключается из плавучего объема судна.

1. Определяем изменение средней осадки судна:

=

где S3=μ l b= W3= μ l b a=

2. Определяем координаты центра тяжести площади ватерлинии судна после затопления отсека:

у /f =_ Б S3

S - S3

3. Или, обозначив , получим

=

у /f = - БК=

3. Определяем приращение координат центра величины после погружения корпуса судна на величину ΔТ:

Δxc = W3 [(x – xf ) + (A – xf )K]=

V

Δyc = W3 (y + БK)=

V

Δzc = W3 (Z – ΔT – T )=

V 2

4.Определяем моменты инерции площади ватерлинии до затопления отсека:

Ix = r V= If = R V= где R = H - Zc + Zg=

5. Определяем моменты инерции площади ватерлинии после затопления отсека:

I /x = I x - ix - S3 Б 2(1+ К)= где =

=

где =

6. Определяем новые метацентрические радиусы:

=

=

7. Определяем приращения метацентрических радиусов:

Δr = r1 - r=

ΔR = R1 - R=

8. Определяем приращения метацентрических высот:

Δh = Δr + Δzc=

ΔH = ΔR + Δzc=

9. Определяем новые значения метацентрических высот:

h1 = h + Δh=

H1 = H + ΔH=

10. Определяем углы крена и дифферента:

=

=

11. Определяем осадки носом и кормой аварийного судна:

=

=

12. Полученные результаты сводим в таблицу:

№ варианта Поврежденный отсек W3 ΔT T/H T/K Θ ψ h1
      4трюм     0,29   2,7   3,6     -0,6   2,6

13. Рекомендации по повышению остойчивости, спрямлению, накренению и дифферентования судна.

Расчеты показали, что судно удовлетворяет основному критерию остойчивости. Значения крена и дифферента не большие и на остойчивость практически не влияют, в тоже время плавучесть уменьшается. При данной аварии нужно следовать в ближайший порт и заделывать пробоину. Рекомендуется заделать пробоину своими силами для осушения трюма.

Оперативный план по борьбес водой.

Справочные данные для оценки аварийной ситуации.

Водоотливные (осушительные средства).

Наименование средства Кол-во Х произ-ть Место расположения (часть отд., борт, № шп.) Место запуска в действие
Машинное отделение
Балластный насос №1 1*10 МО, ЛБ, 26 шп местное
Осушительный насос №2 1*10 МО, ПБ, 22 шп местное
Водоотливной насос №3 1*20 МО, ПБ, 24 шп местное
Носовое отделение, смежное с машинным
Водоструйный эжектор 1*20 Трюм, ДП, кормовая переборка Главная палуба, ПБ, 70 шп
Кормовое отделение, смежное с машинным
Водоструйный эжектор 1*20 Румпельное отделение ЛБ, 45 шп местное

2. Аварийное имущество, расположенное в машинном отделении.

Наименование имущества, основные размеры (мм) количество Место расположения (аварийный пост, часть отделения, борт, шпангоуты)
Пластырь деревянный с мягкими бортами 500*500 Аварийный пост
Аварийная струбцина для шпации до 500мм Аварийный пост
Брус сосновый аварийный 150*150*4000 мм Правый борт, 75-77

Борьба с водой.

По общесудовой тревоге:

задраиваются все водонепроницаемые двери;

производится герметизация корпуса, задраиваются все закрытия, имеющие маркировку П, Т, и иллюминаторы;

все стационарные системы живучести приводятся в полную готовность к немедленному действию, готовится аварийное снабжение к использованию;

по запросу командира аварийной партии с разрешения капитана судна отключается

электропитание затопленного отсека;

командир аварийной партии высылает в район аварии группу разведки водотечности корпуса;

по возможности останавливается поступательное движение судна.

Старший группы разведки водотечности корпуса судна обязан установить размеры и

характер повреждений корпуса, переборок, палуб, платформ, второго дна, необходимость

подкреплений водонепроницаемых переборок, необходимое число людей и количество средств для борьбы с водотечностью и доложить командиру аварийной партии о результатах разведки;

в дальнейшем действовать по его указанию.

При обследовании отсеков в районе повреждений и смежных с ними помещений категорически запрещается открывать водонепроницаемые закрытия (двери, крышки люков и горловин),

иллюминаторы и т.п. или ослаблять их задраивание до окончательного установления, что смежное помещение либо полностью сухое, либо затоплено частично и открытие водонепроницаемых закрытий не приведет к распространению воды по судну.

Примечание. Наличие воды в смежном помещении может быть определено по следующим признакам: фильтрация воды из отсека через имеющиеся неплотности в переборках, палубах, платформах, втором дне и в местах прохода через них трубопроводов и кабелей; шум воздуха, выходящего через воздушные и измерительные трубы; глухой звук, издаваемый полотном переборок палубы, платформы, второго дна при ударе по нему металлическим предметом; отпотевание переборок, палуб, платформ, второго дна.

Затопление смежного помещения можно проверить пуском в действие осушительного насоса, если есть уверенность, что приемный трубопровод насоса не разрушен.

Командир аварийной партии по донесению группы разведки водотечности корпуса:

докладывает на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии;

концентрирует у места аварии необходимое аварийное снабжение и людей для борьбы с водой и определяет их действия;

организует вынос пострадавших из аварийных отсеков и направляет их на ПМП;

организует осмотр помещений, смежных с аварийным отсеком, а при необходимости и

возможности производит прекращение водотечности.

В докладе командира аварийной партии на ГКП должны быть указаны: район, размеры, характер повреждения, состояние водонепроницаемых переборок и закрытий; принятые меры;

Действия экипажа по общесудовой тревоге.

№   Должность   Капитан К.М.) Действие по тревоге   Общее руководство экипажем по борьбе за живучесть судна. «место сбора» ГКП  
Старпом СПКМ) Непосредственное руководство экипажем. Развертывает папку по борьбе за живучесть и оперативный план по борьбе с водой в балластной цистерне. Лично или через связного отдает указания на АП, контролирует действия,АП докладывает КМ. ГКП
2Ш турман (211.К.М) Командир аварийной партии; направляет партию для разведки; направляет людей для контроля воды в смежных помещениях. Докладывает на ГКП о результатах разведки н принятых действиях: действует в соответствии с приказами ГКП; немедленно докладывает на ГКП об изменениях обстановки; о несчастных случаях Аварийный пост
З Штурман (ЗП.К.М) Рулевой, подчиняется капитану. ГКП
СтарМех Прибывает в МО контролирует надраивание водонепроницаемых закрытий и переборок; руководит вахтой в МО; выполняет приказы с ГКП; контролирует запуск водоотливных средств; запуск аварийного генератора МО
б 2Механик Выполняет приказы СтарМех. Контролирует и обеспечивает работу ГД. МО
ЗМеханик Заместитель командира АП; подчиняется командиру АП производит разведку места пробоины прибывает в соответствующем распоряжении; докладывает командиру АП. Аварийный пост
Электро- Механнк Подчиняется Стар.Мех. Обеспсчивает энергоснабжение судна; запускает водоотливные средства; контролирует работу генераторов   МО
Моторист Герметизирует МО подчиняется СМ; выполняет его приказания замеряет, уровни подсланевых вод докладывает СМ; может использоваться в качестве связного из МО в ГКП МО
Боцман Входит в состав АП, контролирует работу, заместитель АП обеспечивает связь, выполняет приказы КАП Место пробоины
1-ый матрос Герметизирует бак, подносит аварийный инструмент, подчиняется КАП, следит за фильтрацией воды в смежном отсеке Аварийный пост
2-ой матрос Герметизирует бак, подносит аварийный инструмент, подчиняется КАП, следит за поступлением воды в смежный отсек Аварийный пост
3-ий матрос Герметизирует главную палубу вентиляцию трюмов, замеряет уровень воды в льялых и во всех балластных цистернах, подчиняется КАП связной в ГКП Аварийный пост
кок Развёртывает медпункт, докладывает на ГКП, оказывает ПМП Медпункт
         

Заключение:

Непотопляемость судна является критерием живучести и характеризуется запасом плавучести, который выражается в процентах от объемного водоизмещения, на грузовых судах 25-50%, поэтому поступление воды внутрь корпуса судна представляет серьезную опасность в отношении живучести судна. Фактор времени при борьбе с водой имеет огромное значение, от него зависит исход всех действий экипажа. Распространение воды по судну создает: потерю остойчивости и плавучести, что может привести к гибели судна. За подкрепленными водонепроницаемыми конструкциями судна должно быть установлено постоянное наблюдение, особенно при плавании в шторм и в ледовых условиях.

Список литературы:

1) Справочник по серийным судам, том 2.

2) Снопков В.И. «Безопасность мореплавания», издательство «Транспорт» 1994г.

3) Ерохин Ю.А. «Методические указания по выполнению курсовой работы но дисциплине «Безопасность плавания» М:2003

4) Личный конспект лекций

Наши рекомендации