Ориентировочный расчет валов
Задача расчета.
Определить диаметры выходных концов валов. Диаметры валов од подшипниками и зубчатыми колесами.
Данные для расчета.
Вращающийся момент на ведущем валу и вращающийся момент на ведомом валу.
Т1=154
Т2=594
Условия расчета
Расчет ведем по допускаемым напряжениям на кручение.
А действие изгиба учитываем их понижением.
Расчет валов.
а) ведущий вал:
Определяем d выходного конца
,
где [τ]=20-35Н/мм2-допускаемое пониженное напряжение
на кручение.
Принимаем [τ]=25
Полученное значение увеличиваем на 10%. Учитывая ослабление сечения шпоночным пазом.
Принимаем ближайшее значение по госту 663969
dвых=32
Диаметр вала под подшипниками
dп= dвых+(5-10)=35мм
Диаметр буртика для упора подшипника:
dб= dп+3мм=38мм
Ведущий вал выполняется заодно с шестерней.
32 35
35
38
ф 55
а) ведомый вал:
Определяем d выходного конца
,
где [τ]=20-35Н/мм2-допускаемое пониженное напряжение
на кручение.
Принимаем [τ]=25
Полученное значение увеличиваем на 10%. Учитывая ослабление сечения шпоночным пазом.
Принимаем ближайшее значение по госту 663969
dвых=50
Диаметр вала под подшипниками
dп= dвых+(3-8)=55мм
dк= dп+3=58
Диаметр буртика для упора подшипника:
dб= dк+10мм=68мм
50 58
50 32
68
КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА
Определяем размер ступицы:
Диаметр ступицы dст=1.6*dк=1.6*65=104
принимаем dст=90мм
Длина ступицы: lст=(1.0-1.2)b2= (1.0-1.2)50=50-60мм
принимаем lст=60мм
Толщина обода колеса δ=4*m=4*2=8мм
Толщина диска колеса с=0.3*b2=0.3*50=15мм
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ КОРПУСА И КРЫШКИ
Корпус и крышку редуктора изготавливаем литыми из чугуна. Основные размеры приведены в таблице 5.1
Таблица 5.1-Основные размеры элементов корпуса редуктора из чугуна
Параметры | Формулы | Значения |
1.толщина стенки корпуса одноступенчатого редуктора | δ=0.025 аω+1>8мм | δ=0.025*130+1=4.25 принимаем δ=8 |
2. толщина стенки крышки корпуса | δ1= δ | δ1= 8мм |
3.толщина ребер жесткости | δреб> δ | δреб=10мм |
4.высота ребер жесткости | hреб>5 δреб | hреб=5 10=50мм |
5.ширина фланца картера и крыши | ||
6.толщина фланца | hфл=1,5δ | hфл=1,5 8=12мм |
7.Зазор между наружной поверхностью колеса и стенкой корпуса | А=1,2 δ | А=1,2 8=12 мм |
8.диаметр фундаментных болтов | dф=0,03аw+12 | dф=0,03 165+12=16мм Принимаем М16 |
9.диаметр болтов у подшипников | dδ=(0,7-0,75) dф | dδ=(0,7-0,75)16=11,2—12мм Принимаем М12 |
10.диаметр болтов, соединяющих крышку с картером и фланцами | d1=(0,5-0,6) dф | d1=(0,5-0,6)16=8—9,6мм Принимаем М10 |
11.диаетр винтов смотровой крышки | dсм=(0,3—0,4) dф | dсм=(0,3—0,4)16=4,8—4,6мм Принимаем М6 |
12.толщина фундаментного фланца основания корпуса | Sо=1,5 dф | Sо=1,5 16=20мм |
ПОДБОР ПОДШИПНИКОВ
Для ведущего и ведомого валов принимаем шарикоподшипники.
Таблица 6.1-Шарикоподшипники радиальные однорядные ГОСТ 8338-75.
Обозначение | d | D | B | Динамическая грузоподъемность С, КН | Статистическая грузоподъемность Cо , КН |
Ведущий 307 | 26,2 | 17,9 | |||
Ведомый 211 | 34,0 | 25,6 |
ПОДБОР И ПРОВЕРКА ШПОНОК
Схема шпоночного соединения.
Задача расчета
Подобрать шпонки и проверить их на смятие.
Данные для расчета
Т2=154 нм
Т3=594 нм
Условие расчета
Подобранные шпонки должны удовлетворять условию
σсм≤[σ]см.
Допускаемые напряжения при стальной ступице и спокойной нагрузке
[σ]см=110…190 Н/мм .
Подбор и проверка шпонок
Проверке подлежат одна шпонка ведущего вала – под шкивом ременной передачи, и две – ведомого вала – под зубчатым колесом и под полумуфтой. Размер шпонок подбираем по таблице.
Таблица 7.1 – Размеры шпонок (ГОСТ 23360-78)
№ | Рабочая длина,мм | Диаметр вала, мм | Сечение шпонки, мм | Глубина паза, мм | ||
lp | d | b | h | Вала t1 | Втулки t2 | |
От 30 до 38 | 5,0 | 3,3 | ||||
От 50 до 58 | 6.0 | 3,3 | ||||
От 58 до 65 | 7,0 | 4,4 |
Проверяем условие прочности по формуле:
σсм= σсм,
где d- соответствующий диаметр вала, мм;
h- высота шпонки, мм;
t1-глубина паза вала, мм;
lр-рабочая длина шпонки, замеряется с эскизной компоновки.
lp1=32 мм; lp2=50 мм; lp3=60 мм.
σсм= н/мм .
σсм= н/мм .,
σсм= . н/мм .
Условие прочности шпоночных соединений на смятие выполняется.
ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ