Тема 14. Противообледенительная система самолета
Обеспечивают безопасность полета (БП) самолета.
Обледенение крыла, оперения, рулей ухудшает устойчивость и управляемость самолета.
Обледенение фонаря кабины приводик к потере визуального обзора.
Обледенение входного устройства двигателя - к отказу двигателя.
Защита – нагрев во время полета поверхностей до плюсовой температуры. Это дает возможность полета в условиях обледенения.
Способы: – обдув горячим воздухом;
- электрообогрев.
Контроль - сигнализатор обледенения РИО-3 состоит:
1) датчик -детектор
2) электронный блок
3) лампочка загорается и гаснет, когда система работает.
4) указатель темпераьтуры.
Датчик с электрообогревом. На земле блокировка от концевого выключателя (КВ) левого шасси. Стойка обжата – электрообогреввыключен. В полете стойка обжата – электрообогреввключен.
Электропитание - постоянный ток 27 В и переменный – 115 В.
Обогрев: - горячим воздухом – носки крыла, киля, стабилизатора, воздухозаборников (ВЗ) и входного направляющего аппарата (ВНА) двигателей;
- электрообогрев – предкрылки и стекла фонаря летчиков.
Противообледенительное устройство (ПОУ) носков крыла, киля и стабилизатора. Обогрев горячим воздухом передних кромок. Воздух отбирается от 10-й ступени компрессора высокого давления (КВД) двигателей. Отказ одного двигателя на работу ПОУ не влияет.
Элементы обогрева съемные по конструкции аналогичны элементам обогрева крыла.
К обшивке приклепан гофр с разрезом. Стенки и экран обеспечивают распределение воздуха. Стенка делит отсек на две части (камеры А и Б).
В камеру А подается горячий воздух, а в камеру Б поступает воздух после обогрева. Из камеры Б воздух сбрасывается в атмосферу через жалюзи в цетроплане.
При скорости менее 160-180 км/ч противообледенительная система (ПОС) выключается.
Примечание: воизбежание перегрева ПОС включение на земле при проверке не более 1,5 минуты. Контроль температуры - не более 1000С.
Инжектор обеспечивает снижение температуры воздуха в ПОС за счет подсоса холодного воздуха. Сигнал на включение ПОС – загорание сигнальной лампочки РИО-3.
Противообледенительные устройства воздухозаборников и ВНА двигателей включаются на земле после запуска двигателей при t0возд. =+50С.
Состав: запорный электрокран, кран-регулятор, ДО-206-1 – сигнализатор обледенения, эжектор.
Запорныйэлектрокран обеспечивает дозировку расхода воздуха в ВЗ и ВНА в зависимости от режима работы двигателя.
Кран-регулятор управляет гидроцилиндром, а гидроцилиндр – заслонкой, расположенной на двигателе.
ДО-206-1 включает красную лампочку сигнализации обледенения ВЗ и ВНА. Установлен на направляющем аппарате (НА) двигателя. Каждый двигатель имеет свой датчик. Сигнал для включения ПОС ВЗ и ВНА – загорание лампочки и РИО-3.
Противообледенительное устройство предкрылков – электротепловое для защиты от обледенения в полете.
Электропитание: переменный ток 200В, трехфазный, 400 Гц, подводится циклично. Нагревательные элементы одной половины предкрылка разбиты на 8 секций. Работают в следующей последовательности: 1, 2, 3, 4…8, а потом цикл повторяется снова. Нумерация секций от корневой части крыла к концевой. Каждая секция находится под током 38,5 секунд (горит лампочка этой секции), а потом 269,5 секунд не горит.
Работа обеспечивается программным устройством. Термовыключатели предотвращают перегрев предкрылков и нагревательных элементов во время работы: они выключают нагревательные элементы при t0= 60 - 800С и включают при t0 = 400С. На земле включение системы заблокировано концевым выключателем стойки шасси. Обогрев предкрылков включается перед входом в зону обледенения при снижении, при взлете в условиях обледенения после отрыва самолета от ВПП и выключается при посадке в условиях обледенения при касании ВПП.
ПОУ стекол фонаря кабины пилотов. Обогревается три стекла: два боковых и одно лобовое. Нагрев переменным током напряжением 190-250 В. Нагревательный элемент – токопроводящая пленка вклеенная в триплекс.
При t0возд.> 100С обогрев стекол не включается. При полете в сложных метеорологических условиях обогрев включен на все время полета.
Для улучшения видимости стекла пилотской кабины изнутри обдуваются вентилятором ДВ-302-Т расположенном на верхнем электрощитке пилотов.