Запрещается запускать двигатель ударами об забой во избежание разрушения подшипника, долота и поломки вала.
5.28. Безотказная работа двигателя и его долговечность зависят от качества промывочной жидкости и забойной температуры. При содержании песка в буровом растворе более 1% кратно снижается долговечность ротора, статора и подшипников. Система очистки раствора должна быть оборудована виброситами и пескоотделителями. Для тонкой очистки раствора рекомендуется использовать илоотделители и центрифуги.
5.29. Повышение температуры в забойной зоне ведет к снижению прочности резины, под влиянием температуры происходит нагрев двигателя, что приводит к увеличению натяга в паре ротор-статор и может привести к незапуску двигателя на забое, отслоению или разрушению резиновой обкладки статора.
5.30. Бурение винтовым забойным двигателем рекомендуется производить при осевой нагрузке на долото, обеспечивающей давление в манифольде, превышающем холостое давление на величину дифференциального давления. Дифференциальный перепад давления на двигателе определяется разницей давлений на стояке при осевой нагрузке и без нее при холостом вращении вала двигателя. При работе двигателя в диапазоне дифференциального давления от 2 до 4 МПа обеспечивается наиболее эффективное использование как двигателя (высокая стойкость ротора и статора, отсутствие поломок деталей из-за перегрузок), так и долот.
5.31. Важным отличием характеристики винтового двигателя от турбобуров является зависимость перепада давления на двигателе от момента силы на долоте и, соответственно, от осевой нагрузки. Поэтому увеличение нагрузки на долото всегда должно сопровождаться ростом давления в нагнетательной линии. Если давление не растет при разгрузке инструмента, значит вся или значительная часть нагрузки приложена не к долоту, а теряется на стенках скважины, отсутствие проходки при этом не свидетельствует об отказе двигателя.
5.32. При выборе рациональных параметров режима бурения винтовым забойным двигателем необходимо учитывать следующее:
· с увеличением расхода промывочной жидкости, при постоянной осевой нагрузке, скорость вращения долота повышается, что приводит к увеличению механической скорости бурения;
· с увеличением осевой нагрузки и момента на долоте, при постоянном расходе промывочной жидкости, возрастает перепад давления и снижается скорость вращения долота, при этом до определенной величины осевой нагрузки наблюдается рост механической скорости бурения.
5.33. При бурении винтовым забойным двигателем необходимо:
· приработку нового долота вести с пониженной осевой нагрузкой согласно руководству по эксплуатации данного типа долота;
· подачу бурового инструмента производить плавно, без рывков, инструмент необходимо периодически проворачивать;
5.34. Во избежание левого вращения инструмента под действием реактивного момента двигателя ротор буровой установки и ведущая бурильная труба должны быть зафиксированы от проворота.
5.35. Во избежание отворота резьбовых соединений двигателя и бурильной колонны при завершении бурения необходимо плавно снизить осевую нагрузку на долото в течение 1 - 2 минут. При этом давление жидкости снизится от рабочего давления до давления холостого хода. Запрещается производить отрыв долота от забоя без плавного снижения осевой нагрузки и давления.
5.36. В наклонно-направленных скважинах со сложным профилем ствола допускается периодическое или постоянное вращение бурильной колонны ротором (15 - 30об/мин), предварительно снизив осевую нагрузку на долото. При этом необходимо постоянно контролировать перепад давления по манометру, не допуская тормозного режима работы двигателя (увеличения реактивного момента).
5.37. При торможении двигателя происходит резкое повышение давления в нагнетательной линии. В этом случае бурильный инструмент следует немедленно приподнять, а затем осторожно опустить на забой и продолжать бурение, снизив осевую нагрузку на долото.
Повторное повышение давления свидетельствует о выходе из строя долота или забойного двигателя, а также возможно наличие посторонних предметов на забое. В данной ситуации категорически запрещается вращение бурильной колонны ротором. Компоновку немедленно поднять для замены долота или двигателя или очистки забоя от металла.
5.39. При резком снижении давления в нагнетательной линии компоновку немедленно поднять для смены двигателя или выявления причин.
5.40. Для повышения эффективности отработки долот целесообразно измерять давление в нагнетательной линии при работе двигателя под нагрузкой и без нагрузки. Необходимо поддерживать установленную частоту вращения вала, соответствующую выбранному оптимальному режиму его работы, путем поддержания постоянной разницы измеренных показаний давлений.
5.41. При износе опор долота, сопровождавшимся заклиниванием шарошек, сигналом для подъема может служить повторяющиеся резкие колебания в нагнетательной линии, происходящие даже при пониженных нагрузках.