Задачи к контрольным заданиям

Статика

Задача С1

Конструкция состоит из жесткого угольника и стержня, которые в точке задачи к контрольным заданиям - student2.ru или соединены друг с другом шарнирно (рис. С1.0–С1.5), или свободно опираются друг о друга (рис. С1.6–С1.9).

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Рис. С1.0 Рис. С1.1

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Рис. С1.2 Рис. С1.3

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Рис. С1.4 Рис. С1.5

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Рис. С1.6 Рис. С1.7

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Рис. С1.8 Рис. С1.9

Внешними связями, наложенными на конструкцию, являются в точке задачи к контрольным заданиям - student2.ru или шарнир, или жесткая заделка; в точке задачи к контрольным заданиям - student2.ru или гладкая плоскость (рис. С1.0 и С1.1), или невесомый стержень задачи к контрольным заданиям - student2.ru (рис. С1.2 и С1.3), или шарнир (рис. С1.4– С1.9); в точке задачи к контрольным заданиям - student2.ru или невесомый стержень задачи к контрольным заданиям - student2.ru (рис. С1.0, С1.3, С1.8), или шарнирная опора на катках (рис. С1.7).

На каждую конструкцию действуют: пара сил с моментом задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru , равномерно распределенная нагрузка интенсивности задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru и еще две силы. Эти силы, их направления и точки приложения указаны в табл. С1; там же в столбце «Нагруженный участок» указано, на каком участке действует распределенная нагрузка (например, в условиях № 1 на конструкцию действуют сила задачи к контрольным заданиям - student2.ru под углом 60° к горизонтальной оси, приложенная в точке задачи к контрольным заданиям - student2.ru , сила задачи к контрольным заданиям - student2.ru под углом 30° к горизонтальной оси, приложенная в точке задачи к контрольным заданиям - student2.ru , и нагрузка, распределенная на участке задачи к контрольным заданиям - student2.ru ).

Определить реакции связей в точках задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru (для рис. С1.0, С1.3, С1.7, С1.8 еще и в точке задачи к контрольным заданиям - student2.ru ), вызванные заданными нагрузками. При окончательных расчетах принять задачи к контрольным заданиям - student2.ru м. Направление распределенной нагрузки на различных по расположению участках указано в табл. С1а.

Таблица С1

задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru Сила         Нагруженный участок
задачи к контрольным заданиям - student2.ru кН задачи к контрольным заданиям - student2.ru кН задачи к контрольным заданиям - student2.ru кН задачи к контрольным заданиям - student2.ru кН
№ условия Точка приложения α, град Точка приложения α, град Точка приложения α, град Точка приложения α, град
K H CL
L E CK
L K AE
K H CL
L E CK
L K AE
E K CL
H L CK
K E CL
H L CK

Таблица С1а

Участок на угольнике Участок на стержне
горизонтальный вертикальный рис. С1.0, С1.3, С1.5, С1.7, С1.8 рис. С1.1, С1.2, С1.4, С1.6, С1.9
задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru          

Указания. Задача С1 – на равновесие системы тел, находящихся под действием плоской системы сил. При ее решении можно или рассмотреть сначала равновесие всей системы в целом, а затем равновесие одного из тел системы, изобразив его отдельно, или же сразу расчленить систему и рассмотреть равновесие каждого из тел в отдельности, учтя при этом закон о равенстве действия и противодействия. В задачах, где имеется жесткая заделка, учесть, что ее реакция представляется силой, модуль и направление которой неизвестны, и парой сил, момент которой тоже неизвестен.

Пример С1.

На угольник задачи к контрольным заданиям - student2.ru ( задачи к контрольным заданиям - student2.ru ), конец задачи к контрольным заданиям - student2.ru которого жестко заделан, в точке задачи к контрольным заданиям - student2.ru опирается стержень задачи к контрольным заданиям - student2.ru (рис. С1,а). Стержень имеет в точке задачи к контрольным заданиям - student2.ru неподвижную шарнирную опору и к нему приложена сила задачи к контрольным заданиям - student2.ru , а к угольнику – равномерно распределенная на участке задачи к контрольным заданиям - student2.ru нагрузка интенсивности задачи к контрольным заданиям - student2.ru и пара с моментом задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

Дано: задачи к контрольным заданиям - student2.ru кН, задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru м.

Определить: реакции в точках задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

Решение:

1. Для определения реакций расчленим систему и рассмотрим сначала равновесие стержня задачи к контрольным заданиям - student2.ru (рис. С1,б). Проведем координатные оси задачи к контрольным заданиям - student2.ru и изобразим действующие на стержень силы: силу задачи к контрольным заданиям - student2.ru , реакцию задачи к контрольным заданиям - student2.ru , направленную перпендикулярно стержню, и составляющие задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru реакции шарнира задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Для полученной плоской системы сил составляем три уравнения равновесия:

задачи к контрольным заданиям - student2.ru (1)

задачи к контрольным заданиям - student2.ru (2)

задачи к контрольным заданиям - student2.ru (3)

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Рис. С1

2. Теперь рассмотрим равновесие угольника (рис. С1,в). На него действуют сила давления стержня задачи к контрольным заданиям - student2.ru , направленная противоположно реакции задачи к контрольным заданиям - student2.ru , равномерно распределенная нагрузка, которую заменяем силой задачи к контрольным заданиям - student2.ru , приложенной в середине участка задачи к контрольным заданиям - student2.ru (численно задачи к контрольным заданиям - student2.ru кН), пара сил с моментом задачи к контрольным заданиям - student2.ru и реакция жесткой заделки, слагающаяся из силы, которую представим составляющими задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru , и пары с моментом задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Для этой плоской системы сил тоже составляем три уравнения равновесия:

задачи к контрольным заданиям - student2.ru (4)

задачи к контрольным заданиям - student2.ru (5)

задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru . (6)

При вычислении момента силы задачи к контрольным заданиям - student2.ru разлагаем ее на составляющие задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru и применяем теорему Вариньона. Подставив в составленные уравнения числовые значения заданных величин и решив систему уравнений (1)–(6), найдем искомые реакции. При решении учитываем, что задачи к контрольным заданиям - student2.ru в силу равенства действия и противодействия.

Ответ: задачи к контрольным заданиям - student2.ru кН, задачи к контрольным заданиям - student2.ru кН, задачи к контрольным заданиям - student2.ru кН, задачи к контрольным заданиям - student2.ru кН, задачи к контрольным заданиям - student2.ru кН, задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Знаки минус указывают, что силы задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru и момент задачи к контрольным заданиям - student2.ru направлены противоположно показанным на рисунках.

Кинематика

Задача К1

Под номером К1 помещены две задачи К1а и К1б, которые надо решить.

Задача К1а. Точка задачи к контрольным заданиям - student2.ru движется в плоскости задачи к контрольным заданиям - student2.ru (рис. К1.0–К1.9, табл. К1; траектория точки на рисунках показана условно). Закон движения точки задан уравнениями: задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru , где задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru выражены в сантиметрах, задачи к контрольным заданиям - student2.ru – в секундах.

Найти уравнение траектории точки; для момента времени задачи к контрольным заданиям - student2.ru с определить скорость и ускорение точки, а также ее касательное и нормальное ускорения и радиус кривизны в соответствующей точке траектории.

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Рис. К1.0 Рис. К1.1 Рис. К1.2

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Рис. К1.3 Рис. К1.4 Рис. К1.5

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Рис. К1.6 Рис. К1.7 Рис. К1.8

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Рис. К1.9
Зависимость задачи к контрольным заданиям - student2.ru указана непосредственно на рисунках, а зависимость задачи к контрольным заданиям - student2.ru дана в табл. К1 (для рис. К1.0– К1.2 в столбце 2, для рис. К1.3– К1.6 в столбце 3, для рис. К1.7– К1.9 в столбце 4).

Задача К1б. Точка движется по дуге окружности радиуса задачи к контрольным заданиям - student2.ru м по закону задачи к контрольным заданиям - student2.ru , заданному в табл. К1 в столбце 5 ( задачи к контрольным заданиям - student2.ru – в метрах, задачи к контрольным заданиям - student2.ru – в секундах), где задачи к контрольным заданиям - student2.ru — расстояние точки от некоторого начала задачи к контрольным заданиям - student2.ru , измеренное вдоль дуги окружности. Определить скорость и ускорение точки в момент времени задачи к контрольным заданиям - student2.ru с. Изобразить на рисунке векторы задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru , считая, что точка в этот момент находится в положении задачи к контрольным заданиям - student2.ru , а положительное направление отсчета задачи к контрольным заданиям - student2.ru – от задачи к контрольным заданиям - student2.ru к задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

Таблица К1

Номер условия задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru
Рис. 0–2 Рис. 3–6 Рис. 7–9
12 задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru 4 задачи к контрольным заданиям - student2.ru 4 задачи к контрольным заданиям - student2.ru
–6 задачи к контрольным заданиям - student2.ru 8 задачи к контрольным заданиям - student2.ru 6 задачи к контрольным заданиям - student2.ru 2 задачи к контрольным заданиям - student2.ru
–3 задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru 4 задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru
9 задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru 10 задачи к контрольным заданиям - student2.ru –2 задачи к контрольным заданиям - student2.ru
3 задачи к контрольным заданиям - student2.ru 2 задачи к контрольным заданиям - student2.ru –4 задачи к контрольным заданиям - student2.ru 4 задачи к контрольным заданиям - student2.ru
10 задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru 12 задачи к контрольным заданиям - student2.ru –3 задачи к контрольным заданиям - student2.ru
6 задачи к контрольным заданиям - student2.ru 2 задачи к контрольным заданиям - student2.ru –3 задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru
–2 задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru –8 задачи к контрольным заданиям - student2.ru –2 задачи к контрольным заданиям - student2.ru
9 задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru 9 задачи к контрольным заданиям - student2.ru 3 задачи к контрольным заданиям - student2.ru
–8 задачи к контрольным заданиям - student2.ru 4 задачи к контрольным заданиям - student2.ru –6 задачи к контрольным заданиям - student2.ru –2 задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Указания. Задача К1 относится к кинематике точки и решается с помощью формул, по которым определяются скорость и ускорение точки в декартовых координатах (координатный способ задания движения точки), а также формул, по которым определяются скорость, касательное и нормальное ускорения точки при естественном способе задания ее движения.

В задаче все искомые величины нужно определить только для момента времени задачи к контрольным заданиям - student2.ru с. В некоторых вариантах задачи К1а при определении траектории или при последующих расчетах (для их упрощения) следует учесть известные тригонометрические соотношения.

Пример К1а.

Даны уравнения движения точки в плоскости задачи к контрольным заданиям - student2.ru :

задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru

( задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru – в сантиметрах, задачи к контрольным заданиям - student2.ru – в секундах).

Определить уравнение траектории точки; для момента времени задачи к контрольным заданиям - student2.ru с найти скорость и ускорение точки, а также ее касательное и нормальное ускорения и радиус кривизны в соответствующей точке траектории.

Решение:

1. Для определения уравнения траектории точки исключим из заданных уравнений движения время задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Поскольку задачи к контрольным заданиям - student2.ru входит в аргументы тригонометрических функций, где один аргумент вдвое больше другого, используем формулу

задачи к контрольным заданиям - student2.ru :

задачи к контрольным заданиям - student2.ru . (1)

Из уравнений движения находим выражения соответствующих функций и подставляем в равенство (1). Получим

задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru ,

задачи к контрольным заданиям - student2.ru следовательно,

задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

Отсюда окончательно находим следующее уравнение траектории точки (параболы, рис. К1,а):

задачи к контрольным заданиям - student2.ru . (2)

Рис. К1,а
2. Скорость точки найдем по ее проекциям на координатные оси:

задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru ,

задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

Для момента времени задачи к контрольным заданиям - student2.ru с: задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

3. Аналогично найдем ускорение точки:

задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru ,

задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

Для момента времени задачи к контрольным заданиям - student2.ru с: задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru . (4)

4. Касательное ускорение найдем, дифференцируя по времени равенство:

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Получим

задачи к контрольным заданиям - student2.ru ,

откуда

задачи к контрольным заданиям - student2.ru . (5)

Числовые значения всех величин, входящих в правую часть выражения (5), определены и даются равенствами (3) и ,(4). Подставив в (5) эти числа, найдем сразу, что при задачи к контрольным заданиям - student2.ru с: задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

5. Нормальное ускорение точки задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Подставляя сюда найденные при задачи к контрольным заданиям - student2.ru с числовые значения задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru , получим, что задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

6. Радиус кривизны траектории задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Подставляя сюда числовые значения задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru при задачи к контрольным заданиям - student2.ru с, найдем, что задачи к контрольным заданиям - student2.ru см.

Ответ: задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru см.

Пример К1б.

Точка движется по дуге окружности радиуса задачи к контрольным заданиям - student2.ru м по закону задачи к контрольным заданиям - student2.ru , ( задачи к контрольным заданиям - student2.ru – в метрах, задачи к контрольным заданиям - student2.ru – в секундах), где задачи к контрольным заданиям - student2.ru (рис. К1,б).

Определить скорость и ускорение точки в момент времени задачи к контрольным заданиям - student2.ru с.

Решение:

Определяем скорость точки:

задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

При задачи к контрольным заданиям - student2.ru с получим задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

Ускорение находим по его касательной и нормальной составляющим:

задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru ,

задачи к контрольным заданиям - student2.ru ,

задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

Рис. К1,б
При задачи к контрольным заданиям - student2.ru с получим задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

Изобразим на рис. К1,б векторы задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru , учитывая знаки и считая положительным направление от задачи к контрольным заданиям - student2.ru к задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

Ответ: задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

Задача К2

Плоский механизм состоит из стержней 1–4 и ползуна задачи к контрольным заданиям - student2.ru , соединенных друг с другом и с неподвижными опорами задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru шарнирами. Точка задачи к контрольным заданиям - student2.ru находится в середине стержня задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Длины стержней равны соответственно задачи к контрольным заданиям - student2.ru м, задачи к контрольным заданиям - student2.ru м, задачи к контрольным заданиям - student2.ru м, задачи к контрольным заданиям - student2.ru м. Положение механизма определяется углами задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Значения этих углов и других заданных величин указаны в табл. К2. Точка задачи к контрольным заданиям - student2.ru на всех рисунках и точка задачи к контрольным заданиям - student2.ru на рис. К2.7 – К2.9 в середине соответствующего стержня. Угловое ускорение стержня 1 задачи к контрольным заданиям - student2.ru с-1.

Дуговые стрелки на рисунках показывают, как при построении чертежа механизма должны откладываться соответствующие углы: по ходу или против хода часовой стрелки (например, угол задачи к контрольным заданиям - student2.ru на рис. К2.8 отложить от задачи к контрольным заданиям - student2.ru против хода часовой стрелки, а на рис. К2.9 – по ходу часовой стрелки и т.д.).

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Рис. К2.0 Рис. К2.1

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Рис. К2.2 Рис. К2.3

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Рис. К2.4 Рис. К2.5

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Рис. К2.6 Рис. К2.7

задачи к контрольным заданиям - student2.ru

Рис. К2.8 Рис. К2.9

Определить ускорение точки задачи к контрольным заданиям - student2.ru звена 1 и величины, указанные в таблице в столбце «Найти».

Построение чертежа начинать со стержня, направление которого определяется углом задачи к контрольным заданиям - student2.ru ; ползун с направляющими для большей наглядности изобразить так, как в примере К2 (см. рис. К2б).

Заданные угловую скорость и угловое ускорение считать направленными против часовой стрелки, а заданную скорость задачи к контрольным заданиям - student2.ru – от точки задачи к контрольным заданиям - student2.ru к задачи к контрольным заданиям - student2.ru (на рис. К2.5– К2.9).

Указания. Задача К2 – на исследование плоскопараллельного движения твердого тела. При ее решении для определения скоростей точек механизма и угловых скоростей его звеньев следует воспользоваться теоремой о проекциях скоростей двух точек тела и понятием о мгновенном центре скоростей, применяя эту теорему (или это понятие) к каждому звену механизма в отдельности.

Таблица К2

№ условия Углы, град Дано Найти
задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru задачи к контрольным заданиям - student2.ru ω1, 1/с ω4, 1/с vВ, м/с ω звена v точки
B, E
A ,D
A, E
D, E
A, B
A, E
B, E
A, D
A, E
B,E

Пример К2.

задачи к контрольным заданиям - student2.ru Механизм (рис. К2,а) состоит из стержней 1, 2, 3, 4 и ползуна задачи к контрольным заданиям - student2.ru , соединенных друг с другом и с неподвижными опорами задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru шарнирами.

Рис. К2,а
Дано: задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru м, задачи к контрольным заданиям - student2.ru м, задачи к контрольным заданиям - student2.ru м, задачи к контрольным заданиям - student2.ru с-1, задачи к контрольным заданиям - student2.ru с-2 (направления задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru – против хода часовой стрелки).

Определить: задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru .

Решение:

1. Строим положение механизма в соответствии с заданными углами и выбранным масштабом длин (рис. К2,б; на этом рисунке изображаем все векторы скоростей).

задачи к контрольным заданиям - student2.ru 2. Определяем задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Точка задачи к контрольным заданиям - student2.ru принадлежит стержню задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Чтобы найти задачи к контрольным заданиям - student2.ru , надо знать скорость какой-нибудь другой точки этого стержня и направление задачи к контрольным заданиям - student2.ru . По данным задачи, учитывая направление задачи к контрольным заданиям - student2.ru , можем определить задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Численно:

задачи к контрольным заданиям - student2.ru м/с,

задачи к контрольным заданиям - student2.ru . (1)

Рис. К2,б
Направление задачи к контрольным заданиям - student2.ru найдем, учтя, что точка задачи к контрольным заданиям - student2.ru принадлежит одновременно ползуну, движущемуся вдоль направляющих поступательно. Теперь, зная задачи к контрольным заданиям - student2.ru и направление задачи к контрольным заданиям - student2.ru , воспользуемся теоремой о проекциях скоростей двух точек тела (стержня задачи к контрольным заданиям - student2.ru ) на прямую, соединяющую эти точки (прямая задачи к контрольным заданиям - student2.ru ). Сначала по этой теореме устанавливаем, в какую сторону направлен вектор задачи к контрольным заданиям - student2.ru (проекции скоростей должны иметь одинаковые знаки). Затем, вычисляя эти проекции, находим

задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru м/с. (2)

3. Определяем задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Точка задачи к контрольным заданиям - student2.ru принадлежит стержню задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Следовательно, по аналогии с предыдущим, чтобы определить задачи к контрольным заданиям - student2.ru , надо сначала найти скорость точки задачи к контрольным заданиям - student2.ru , принадлежащей одновременно стержню задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Для этого, зная задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru , строим мгновенный центр скоростей (МЦС) стержня задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Это точка задачи к контрольным заданиям - student2.ru , лежащая на пересечении перпендикуляров к задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru , восставленных из точек задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ruзадачи к контрольным заданиям - student2.ru перпендикулярен стержень 1). По направлению вектора задачи к контрольным заданиям - student2.ru определяем направление поворота стержня задачи к контрольным заданиям - student2.ru вокруг МЦС задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Вектор задачи к контрольным заданиям - student2.ru перпендикулярен отрезку задачи к контрольным заданиям - student2.ru , соединяющему точки задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru , и направлен в сторону поворота. Величину задачи к контрольным заданиям - student2.ru найдем из пропорции:

задачи к контрольным заданиям - student2.ru . (3)

Чтобы вычислить задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru , заметим, что задачи к контрольным заданиям - student2.ru – прямоугольный, так как острые углы в нем равны 30° и 60°, и что задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Тогда задачи к контрольным заданиям - student2.ru является равносторонним и задачи к контрольным заданиям - student2.ru . В результате равенство (3) дает

задачи к контрольным заданиям - student2.ru м/с, задачи к контрольным заданиям - student2.ru . (4)

Так как точка задачи к контрольным заданиям - student2.ru принадлежит одновременно стержню задачи к контрольным заданиям - student2.ru , вращающемуся вокруг задачи к контрольным заданиям - student2.ru , то задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Тогда, восставляя из точек задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru перпендикуляры к скоростям задачи к контрольным заданиям - student2.ru и задачи к контрольным заданиям - student2.ru , построим МЦС задачи к контрольным заданиям - student2.ru стержня задачи к контрольным заданиям - student2.ru . По направлению вектора задачи к контрольным заданиям - student2.ru определяем направление поворота стержня задачи к контрольным заданиям - student2.ru вокруг центра задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Вектор задачи к контрольным заданиям - student2.ru направлен в сторону поворота этого стержня. Из рис. К2,б видно, что задачи к контрольным заданиям - student2.ru , откуда задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Составив теперь пропорцию, найдем, что

задачи к контрольным заданиям - student2.ru , задачи к контрольным заданиям - student2.ru м/с. (5)

4. Определяем задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Так как МЦС стержня 2 известен (точка задачи к контрольным заданиям - student2.ru ) и задачи к контрольным заданиям - student2.ru м, то

задачи к контрольным заданиям - student2.ru с–1. (6)

5. Определяем задачи к контрольным заданиям - student2.ru (рис. К2,в, на котором изображаем все задачи к контрольным заданиям - student2.ru векторы ускорений). Точка задачи к контрольным заданиям - student2.ru принадлежит стержню 1. Полное ускорение точки задачи к контрольным заданиям - student2.ru разложим на тангенциальную и нормальную составляющие:

задачи к контрольным заданиям - student2.ru ,

где численно

задачи к контрольным заданиям - student2.ru м/с2,

задачи к контрольным заданиям - student2.ru м/с2. (7)

Рис. К2,в
Вектор задачи к контрольным заданиям - student2.ru направлен вдоль задачи к контрольным заданиям - student2.ru , а задачи к контрольным заданиям - student2.ru – перпендикулярно задачи к контрольным заданиям - student2.ru . Изображаем эти векторы на чертеже (см. рис. К2в). Вычисляем

задачи к контрольным заданиям - student2.ru м/с2.

Ответ: задачи к контрольным заданиям - student2.ru м/с, задачи к контрольным заданиям - student2.ru м/с, задачи к контрольным заданиям - student2.ru с–1, задачи к контрольным заданиям - student2.ru м/с2.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Задача С1

1) Основные виды силовых воздействий и их свойства:

– сосредоточенная сила (проекции силы на оси; момент силы относительно точки как характеристика вращательного действия силы; величина и знак алгебраического момента;

– вращающий момент (пара сил), изображение пары на плоскости, момент пары;

– распределенные силы с постоянной интенсивностью (эпюра распределенных сил, приведение к равнодействующей).

2) Силы активные и реакции связей. Внешние закрепления конструкции (подвижный и неподвижный цилиндрические шарниры, скользящая заделка – втулка, жесткая заделка, невесомый стержень, нить, идеальная поверхность). Как направлены реакции этих связей? Сколько неизвестных составляющих реакции имеет каждая из перечисленных связей? В каком случае реакция связи содержит вращающий момент?

3) Виды представленных в конструкциях соединений тел между собой. Метод разбиения. Внутренние двусторонние и односторонние связи.

4) Каковы аналитические условия равновесия произвольной плоской системы сил?

5) Статическая определимость и неопределимость конструкции. Какие дополнительные условия представлены в задаче, которые делают конструкцию статически определимой? Как определяется статическая определимость в сочлененных конструкциях?

Задача К1

1) Координатный способ задания движения точки.

2) Определение скорости точки. Нахождение скорости при координатном способе задания движения.

3) Определение ускорения. Разложение ускорения на касательную и нормальную составляющие.

4) Естественный способ изучения движения. Определение кинематических характеристик в естественных координатах.

Задача К2

1) Виды движений различных звеньев плоского механизма задачи К2.

2) Поступательное движение.

3) Вращательное движение вокруг неподвижной оси (центра задачи к контрольным заданиям - student2.ru ). Угловая скорость и угловое ускорение вращающихся звеньев. Как направлены и чему равны скорости точек вращающегося тела?

4) Плоскопараллельное движение. Мгновенный центр скоростей и его свойства. Как найдены МЦС звеньев механизма задачи?

5) Как формулируется теорема о проекциях скоростей двух точек тела? Как она используется для нахождения скоростей различных точек механизма?

Библиографический список

1. Никитин Н.Н. Курс теоретической механики: учебник для машиностроит. и приборостроит. спец. вузов / Н.Н. Никитин. – М.: Высш. шк., 1990. 607 с.

2. Бутенин Н.В. Курс теоретической механики: в 2х т. / Н.В. Бутенин, Я.Л. Лунц, Д.Р. Меркин. – СПб.: Лань, 2002. 736 с.

3. Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики / С.М. Тарг. – М: Высш. шк., 2008. 416 с.

4. Цывильский В.Л. Теоретическая механика / В.Л. Цывильский. – М: Высш. шк., 2008. 368 с.

5. Переславцева Н.С. Теоретическая механика: учеб. пособие / Н.С. Переславцева, Н.П. Бестужева. – Воронеж: ВГТУ, 2009. – 157 с.

6. Мещерский И.В. Задачи по теоретической механике / И.В. Мещерский. – СПб.: Лань, 2001. 448 с.

7. Сборник заданий для курсовых работ по теоретической механике: учеб. пособие для техн. вузов / под ред. А.А. Яблонского. – М.: Интеграл-Пресс, 2006. 384 с.

содержание

Программа курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1

Статика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Кинематика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Кинематика твердого тела. . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Содержание контрольных заданий, выбор вариантов,

порядок выполнения работ, общие

пояснения к тексту задач . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Принятые обозначения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Задачи к контрольным заданиям . . . . . . . . . . . . . . 10

Статика. Задача С1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Кинематика. Задача К1. . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Задача К2. . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Контрольные вопросы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Программа, методические указания

и контрольное задание № 1

(статика, кинематика)

по дисциплине

«Теоретическая механика»

для бакалавров всех направлений

заочной и заочной ускоренной форм обучения

Составители:

Переславцева Наталья Сергеевна

Бестужева Наталья Петровна

В авторской редакции

Компьютерный набор Н.С. Переславцевой

Подписано к изданию 30.10.2012.

Уч.-изд. л. 1,9.

ФГБОУ ВПО

«Воронежский государственный технический университет»

394026 Воронеж, Московский просп., 14

Наши рекомендации