Проверочный расчет на сопротивление контактной усталости активных поверхностей зубьев
Расчетное контактное напряжение в полюсе зацепления
(2.1.23) |
где Z E - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес, для стальных колес Z E = 190;
Z H - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления;
Z ε - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;
F t - окружная сила на делительном цилиндре, в торцовом сечении, Н ;
KH - коэффициент нагрузки, при расчете по контактным напряжениям.
(2.1.24) |
(2.1.25) |
(2.1.27) |
(2.1.26) |
KH = KA· KHV · KHβ · KΗα = 1 · 1,06 · 1,05 · 1,35 = 1,50 ,
где KA - коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (за пределами зацепления). КA = 1 ;
ΚΗV - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении;
ΚΗβ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий;
ΚΗα - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями из-за погрешности изготовления. ΚΗα = 1,35.
При Yba = 0.42, H 1 и H 2 < 350 HB и симметричном расположении обоих колес относительно опор KHβ = 1,05.
(2.1.28) |
где WHV - удельная окружная динамическая сила, Н / мм ;
(2.1.29) |
где δ Η - коэффициент, учитывающий влияние твердости поверхностей зубьев;
g0 - коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зубьев шестерни и колеса.
МПа
Проверка сопротивления активных поверхностей зубьев контактной усталости
σ Η = 471,7 МПа < 1,05 · [σΗ]р = 1,05 · 493,37 = 518,04 МПа .
Сопротивление зубьев контактной усталости обеспечивается, так как допускается 5% перегрузка. Усталостного выкрашивания зубьев не будет.
Проверочный расчет на сопротивление усталости зубьев при изгибе
Напряжения изгиба в опасных сечениях на переходных поверхностях зубьев шестерни и колеса
(2.1.30) |
где b - ширина венца зубчатого колеса (b 2 = bw=45 мм; b 1= bw+4 мм= =45+4=49 мм);
YF- коэффициент, учитывающий форму зуба.
При X 1,2 = 0 и числе зубьев эквивалентного колеса
Z n1 = = 30.13
(2.1.31) |
Z n2 = = 90.39
YF 5 =3,6 ;
Yβ- коэффициент, учитывающий влияние наклона зубьев
(2.1.32) |
Yε- коэффициент, учитывающий влияние перекрытия зубьев
(2.1.33) |
(2.1.34) |
(2.1.35) |
где KFV = ,
(2.1.36) |
KF β = 1,1,
KF α = 1,35
Допускаемое напряжение изгиба не вызывающее усталостной поломки зуба
(2.1.37) |
где σ FlimВ - базовый предел изгибной выносливости, МПа ;
[SF] - минимальный коэффициент запаса прочности ;
YN - коэффициент долговечности при изгибе ;
(2.1.38) |
σ F lim В 2 = 1,75 · H 2 = 1,75 · 248 = 434 MПa .
[SF ] 1, 2 = 1,7
(2.1.38) |
YN 2 = принимаем равным 1
q F = 6 для стальных колес с нешлифованной переходной поверхность
= = циклов.
= и = при постоянном режиме нагружения.
МПа;
МПа.
Проверка сопротивления зубьев усталости при изгибе
σ F1 = 52,83 MПa < = 293,38 MΠa;
σ F2 = 54,50 MПа < = 264 MΠa.
Сопротивление зубьев усталости при изгибе обеспечивается . Усталостной поломки зубьев в пределах расчетного срока службы не будет.
Геометрические размеры зубчатых колес.
Диаметр вершин
(2.1.39) |
Диаметр впадин
(2.1.40) |
2.2 Расчет передачи с роликовой цепью
Исходные данные:
- мощность на ведущем валу N2=10.02 кВт;
- частота вращения ведущего вала n2= 487 мин-1;
- передаточное число u=2,7;
Выбираем числа зубьев звездочек.
Число зубьев ведущей звездочки z3 выбираем в зависимости от передаточного отношения
z3=23 при u=2.7
Число зубьев ведомой звездочки:
z4=z3·u=23·2.7=62.1, принимаем z4=63
Допускаемое удельное давление в шарнире цепи при частоте вращения n2= 487 мин-1:
[p]=23 МПа
Назначаем рядность цепи и соответствующее ей значение коэффициента рядности:
km=1 - для однорядной цепи
Определяем значения коэффициентов
- коэффициент динамичности нагрузки k1=1.3 - нагрузка с толчками
- коэффициент влияния длины цепи (на износ) k2=1,
- коэффициент расположения передачи k3=1 - наклон линии центров звездочек к горизонтали <70°
- коэффициент монтажа передачи k4=1 - передвигающиеся опоры
- коэффициент смазки k5=1 - регулярная капельная или внутришарнирная смазка
- коэффициент режима работы k6=1.25 - двухсменная работа
Определяем шаг цепи:
где kэ=k1·k2·k3·k4·k5·k6=1.3·1·1·1·1·1.25=1.625
Выбираем цепь ПР-25, 4-5670 по ГОСТ 13568-75
- шаг цепи t=25,4 мм;
- масса 1 п. м цепи q=2.6 кг/м;
- площадь опорной поверхности шарнира Аоп=179,7 мм2;
- разрушающая нагрузка Fразр=56,7 кН.
Для выбранного стандартного значения шага цепи проверяем, чтобы частота вращения ведущей звездочки не превышала допустимой
n2=487 мин-1 < [n]max=1250 мин-1 - условие выполняется.
Определяем среднюю скорость движения цепи:
По данной величине скорости цепи уточняем способ смазки и значение коэффициента k5:
- непрерывная смазка в масляной ванне (
- k5=0,8
- kэ=k1·k2·k3·k4·k5·k6=1.3·1·1·1·0,8·1.25=1.3
Определяем полезную передаваемую нагрузку:
Определяем фактическое удельное давление в шарнирах цепи и сравниваем с допускаемым для данного шага:
Определяем предварительное значение межосевого расстояния передачи:
мм
Принимаем .
Определяем потребное число звеньев цепи:
Округляем полученное значение до ближайшего целого четного числа:
z0=122
Уточняем межосевое расстояние передачи:
=
мм ( )
Полученное значение должно находиться в интервале между и .
При u ≤ 3,0 ,
где , - диаметры окружностей вершин зубьев звездочек.
Окончательно принимаем величину межосевого расстояния меньше на (0,002...0,004) для обеспечения рекомендуемой стрелы провисания сбегающей ветви
Определяем делительные диаметры звездочек:
Рассчитаем стрелу предварительного провисания ветви цепи:
Косвенно оцениваем долговечность цепи по частоте ударов звена о зубья звездочек:
где - допустимая частота ударов звена цепи.
Определяем общее натяжение ведущей ветви цепи
где - натяжение от собственного веса цепи;
- натяжение от действия центробежных сил.
где - коэффициент, зависящий от положения линии центров звездочек.
Определяем величину нагрузки на валы цепной передачи:
где - коэффициент нагрузки,
=1,15 - ударная нагрузка.
3 Проектировочные (ориентировочные) расчеты валов
Валы предполагается изготовить из стали 45 с термообработкой ''улучшение'' σb = 880 МПа, [ tкр ]II Ст 45 = 130 МПа.
где - допускаемое напряжение кручения для материала вала, заниженное в 5…6 раз для учета влияния изгибающих моментов.
Принимаем для Ι вала:
- диаметр вала под подшипник dподш=25мм;
- диаметр вала под колесо dколесо=30 мм;
- диаметр вала под манжетное уплотнение dупл=21 мм;
- диаметр вала на выходе dвых=17 мм.
Для II вала:
- диаметр вала под подшипник dподш=35 мм;
- диаметр вала под колесо dколесо=40 мм;
- диаметр вала под манжетное уплотнение dупл=30 мм;
- диаметр вала под звездочку dзвезд=26 мм.
4 Выбор способа и типа смазки подшипников и передач
Так как окружная скорость колеса, погруженного в масло, V = 4,07 м/с меньше 15 м/с , для смазки зубчатой передачи применяем картерную систему смазки (окунанием большего колеса в масло).
Так как окружная скорость колеса V = 4,07 м/с больше 1 м/с, разбрызгивание масла внутри редуктора настолько интенсивное, что образуется “масляный туман”, которого достаточно для смазки неизолированных от внутренней полости редуктора подшипников.
При скорости V = 4,07 м/с и контактных напряжениях σH = 497,45 МПа, согласно рекомендуемая вязкость масла равна 34 · 10 - 6 м 2 / с. Такой вязкостью обладает масло Индустриальное И – 30 А .
При скорости вращения колеса до 2 м/с (V= 1 м/с ) и контактных напряжениях до 600 МПа кинематическая вязкость масла для смазывания зубчатых передач должна быть 28 мм2/с, что соответствует индустриальному маслу И-Г-А-32.
Объем масла необходимый для смазывания зубчатой передачи и подшипников найдем по формуле:
где N – мощность двигателя, N=11,75 кВт.
л
5 Первая эскизная компоновка редуктора