Для студентов первого курса всех специальностей

К лабораторному практикуму по механике

Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru

Воронеж 2005

Составители: канд. физ.-мат. наук Евсюков В. А., канд. физ.-мат. наук А.Г. Москаленко, канд. физ.-мат. наук Н.В. Матовых, канд. физ.-мат. наук И. А. Сафонов, канд. физ.-мат. наук А.Ф. Татаренков, канд. пед. наук О. С.Хабарова.

УДК 531 (07)

Методические указанияк выполнению лабораторного практикума по механике для студентов первого курса всех специальностей/ Воронеж. гос. техн. ун-т; Воронеж, 2005, 58 с.

Методические указания содержат описание методик измерения, приборов и порядок выполнения лабораторных работ № 1.1 - 1.10, поставленных и выполняемых в учебных лабораториях ВГТУ.

Предназначено для студентов всех специальностей и всех форм обучения.

Ил. 20. Библиогр. 6 назв.

Рецензент канд. физ.- мат.наук А.А. Долгачёв

Ответственный за выпуск зав. кафедрой общей физики механико-технологического профиля, профессор

В.С.Железный

Печатается по решению редакционно–издательского совета Воронежского государственного технического университета

© Воронежский государственный

Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru технический университет, 2005

Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru

 
 
 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ НА МАШИНЕ АТВУДА

Лабораторная работа 1.1.

Приборы и принадлежности: машина Атвуда, миллисекундомер, набор грузов и перегрузков.

Цель работы: ознакомление с методикой измерения ускорения свободного падения и проверка законов динамики.

1.1. Описание прибора и методика измерений

Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru

Рис 1.1

Машина Атвуда предназначена для исследования движения тел в поле земного тяготения. Устройство машины изображено на рис.1.1. Блок Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru массой Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru может свободно вращаться вокруг оси, укрепленной в верхней части стойки. Через блок перекинута нить, к концам которой подвешены два груза равных масс Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru . Если на правый груз поместить один или несколько перегрузков, то представленная самой себе система грузов начнет двигаться с ускорением. В начале опыта блок Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru фиксируется с помощью электромагнита. При выключении тока, текущего через электромагнит, блок освобождается и система приходит в движение. На основании законов динамики поступательного и вращательного движений получим следующие уравнения:

Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru , (1.1)

Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru , (1.2)

Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru , (1.3)

где Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru - момент инерции блока Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru ; Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru -

угловое ускорение блока; Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru и Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru - силы натяжения правой и левой частей нити; m – масса перегрузка.

Решение данной системы уравнений даёт следующее выражение для g:

Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru . (1.4)

Для определения ускорения Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru грузов рассмотрим движение правого груза на участке пути Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru . Так как начальная скорость равна нулю, то

Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru , (1.5)

где Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru - конечная скорость на участке Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru .

В конце пути S1 перегрузок Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ruснимается с правого груза Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru неподвижным кольцом Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru ,после чего система грузов начинает двигаться равномерно со скоростью, приобретенной в конце участка S1.

Измеряя путь S2 и время t равномерного движения правого груза на этом пути, можно определить скорость u, а затем по формуле (1.5) ускорение. При этом:

Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru . (1.6)

Теперь легко получить формулу для ускорения свободного падения:

Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru . (1.7)

Пути S1 и S2 определяются по шкале прибора.

Порядок выполнения работы

1. Убедиться, что прибор установлен строго по вертикали и правый груз М свободно проходит сквозь съемное кольцо Для студентов первого курса всех специальностей - student2.ru .

2. Включить прибор клавишей СЕТЬ, при этом клавиша СБРОС должна быть отжата, а клавиша ПУСКнажата.

3. Положить на правый груз перегрузок и поднять груз вверх, совместив нижнюю грань груза с чертой, нанесенной на верхнем кронштейне.

4. Отжать клавишу ПУСК, зафиксировав тем самым груз в верхнем положении.

5. Измерить по миллиметровой шкале на стойке прибора пути равноускоренного S1 и равномерного S2 движений груза.

6. Нажать клавишу ПУСК.

7.Записать измеренное миллисекундомером время движения груза на пути S2.

8. Нажать клавишу СБРОС и проверить обнуление показаний прибора и выключение электромагнита.

9. Поднять правый груз вверх и повторить опыт. Измерения проводить не менее пяти раз, после чего определить среднее значение времени движения груза на участке S2 при заданном перегрузке. Данные измерений внести в табл. 1.1.

10. Определить по формуле (6) ускорение системы a, подставив среднее значение времени t, и полученный результат записать в табл. 1.1.

11. Рассчитать по формуле (1.7) значение ускорения свободного падения g и записать в табл. 1.1.

12. Повторить опыт дважды, взяв перегрузки в наборе из 2 колец другой массы. Результаты записать в таблицы, аналогичные табл. 1.1, и рассчитать соответствующие значения g.

Таблица 1.1

Номер опыта m,кг S1 S2 t,c a,м /с2 g, м /с2
           
--------- --------- ------- ------- -------------- -------------- ------ ------ -------------------------- ----------------------
           

13. Сделать оценку погрешности полученного результата.

Контрольные вопросы

1. Определения (понятия) кинематических характеристик движущейся точки.

2. Закон движения точки в векторной и координатной формах.

3. Сформулируйте законы динамики материальной точки (поступательного движения твердого тела).

4. Закон всемирного тяготения. Понятие напряженности и потенциала гравитационного поля.

5. Сила тяжести и вес тела. Состояние невесомости.

6. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты местности.

Наши рекомендации