Определение максимально допустимой взлетной массы вертолета.

3.1.5.1. Максимально допустимая взлетная масса вертолета зависит от

высоты расположения аэродрома (площадки) над уровнем моря,

температуры наружного воздуха, высоты висения над площадкой

и определяется по номограммам рис. 3.1.1 - 3.1.6.

3.1.5.2. Номограммы рис.3.1.1. и 3.1.3. построены при работе двигателей

ТВЗ-117ВМ на взлетном режиме. Максимально допустимая взлетная (посадочная) масса, определенная по номограммам рис.3.1.1. и 3.1.3, должна быть уменьшена:

- на 200 кг при включении ПЗУ на высотах от 0 до 3 км включительно;

- на 1000 кг при включении ПОС двигателей и винтов.

3.1.5.3. При взлете по-вертолетному с использованием влияния "воздушной подушки" максимально допустимая взлетная масса вертолета определяется по номограмме на рис. 3.1.3., а без использования влияния "воздушной подушки" - по номограмме на рис. 3.1.1.

Максимально допустимая взлетная масса, обеспечивающая возможность выполнения горизонтального полета на наивыгоднейшей скорости на высоте, превышающей высоту площадки взлета на 300 м, при отказе одного двигателя и работе другого на чрезвычайном режиме, определяется по номограмме на

рис. 3.1.5.

При необходимости набора высоты с вертикальной скоростью Vу=0,8 м/с в случае отказа одного двигателя и работе другого на чрезвычайном режиме максимально допустимая взлетная масса для полета на наивыгоднейшей скорости на высоте, превышающей высоту площадки взлета на 300 м, должна определяться по номограмме рис. 3.1.6.

3.1.5.4. При взлете с разбегом, (по-самолетному) определение допустимой взлетной массы вертолета следует производить по номограмме, приведенной на рис. 3.1.3, увеличивая полученное значение массы на 500 кг.

3.1.5.5. Приращение максимально допустимой массы вертолета при взлете и посадке под влиянием ветра на площадке определяется по графикам на рис. 3.1.2 и 3.1.4.

При определении максимально допустимой массы с учетом влияния ветра следует иметь в виду, что направление и скорость ветра могут меняться в процессе взлета и посадки. Поэтому при определении максимально допустимой массы при неустойчивом ветре следует брать его минимальное значение для возможного диапазона изменения скорости ветра.

Во всех случаях предельная масса не.должна превышать максимальной взлетной массы вертолета – 13 000 кг.

3.1.5.6. Порядок определения максимально допустимой взлетной массы вертолета по номограммам приведен в Примерах 1, 2, 3, 4.

Пример 1. Определить максимально допустимую взлетную массу вертолета, если температура наружного воздуха на площадке -10°С, площадка расположена на высоте 2 000 м над уровнем моря, размеры площадки и воздушные подходы к ней позволяют выполнить взлет и посадку без использования влияния воздушной подушки. На площадке ветер слева к направлению взлета, скорость ветра 7 м/с.

Решение. По номограмме на рис. 3.1.1 на шкале температур наружного воздуха найти точку, соответствующую температуре -10°С, и провести горизонтальную

прямую до линии высоты 2 000 м. В этом случае на оси взлетных масс максимально допустимая взлетная масса вертолета в штиль будет равна 12 780

кг. По графику рис. 3.1.2 определяем, что при ветре слева 7 м/с максимальная взлетная масса должна быть увеличена на 440 кг, следовательно она составит 12780 кг + 440 кг - 13220 кг, но не более 13000 кг согласно п.3.1.5.7., следовательно взлетная масса вертолета должна быть принята 13 000 кг.

Пример 2. определить максимально допустимую взлетную массу вертолета, если температура наружного воздуха +15°С, высота расположения площадки

1500 м, размеры и воздушные подходы к площадке позволяют выполнить взлет и посадку по-вертолетному с использованием влияния "воздушной подущки". На площадке ветер сзади к направлению взлета, скорость ветра 4 м/с.

Решение. По номограмме на рис. 3.1.3 на шкале температур наружного воздуха найти точку, соответствующую температуре +15°С, и провести горизонтальную линию до пересечения с кривой высоты 1500 м. Из точки пересечения опустить перпендикуляр на линию шкалы взлетных масс и найти максимально допустимую взлетную массу в штилевых условиях, она будет равна 14160 кг. По графику рис. 3.1.4. определяем, что при ветре сзади 4 м/с взлетная масса должна быть уменьшена на 1300 кг. Она составит 14160 кг - 1300 кг = 12 860 кг.

Пример 3. Определить максимально допустимую взлетную массу вертолета, если температура наружного воздуха на площадке -15°С, площадка расположена на высоте 4000 м над уровнем моря, размеры площадки и подходы к ней позволяют выполнить взлет и посадку с разбегом.

Решение. По графику рис.3.1.3. на шкале температур найти точку, соответствующую температуре -15°С, и провести горизонтальную прямую до пересечения с кривой высоты 4000 м. Из точки пересечения опустить перпендикуляр на линию шкалы взлетных масс и найти максимально допустимую взлетную массу при взлете по-вертолетному с использованием влияния "воздушной подушки", она составит 12 050 кг. Для получения взлетной массы при взлете с разбегом необходимо увеличить это значение на 500 кг, тогда взлетная масса в данных условиях при взлете с разбегом составит

12 050 кг + 500 кг = 12 550 кг.

Пример 4. Определить максимально допустимую взлетную массу вертолета, обеспечивающую возможность выполнения горизонтального полета на наивыгоднейшей скорости, на высоте, превышающей высоту площадки на

300 м, при отказе одного двигателя и работе другого на чрезвычайном режиме, если температура наружного воздуха -30°С, площадка расположена над уровнем моря на высоте 1500 м.

Решение. По графику рис. 3.1.5. на шкале температур найти точку, соответствующую температуре -30°С, и провести горизонтальную линию до пересечения с кривой высоты 1500 м. Из точки пересечения опустить перпендикуляр на линию шкалы взлетных масс и найти искомую массу: она составит 12 580 кг.

Рекомендации по определению соответствия тяги НВ вертолета

номограммам РЛЭ приводятся в разделе 9.

Наши рекомендации