Грейдеры
Автогрейдер – это ЗТМ на пневмоколесном ходу с отвальным рабочим органом, предназначенная для послойной разработки грунтов I и II категорий и планировки земляных поверхностей при строительстве и содержании автомобильных и железных дорог, аэродромов, при ПГС, ГТС и ирригационном строительстве.
Ими профилируют и планируют поверхности при возведении насыпей высотой до 0,6м.
Кюветы, каналы, покрытия дорожные. Разрушение дорожных покрытий при ремонте , при очистке от снега.
В зависимости от массы и мощности их разделяют на:
1. легкие (до 9т, 50кВт);
2. средние (до 13т, 75кВт);
3. тяжелые (до 19т,150кВт);
4. особо тяжелые (более 19т, более 150кВт). Бывают 2-х и 3-х основные.
Особенности конструкций ходовых устройств – это колесная формула – A*B*C, где A, B, C – число осей соответственно управляемых, ведущих и общее.
Наиболее распространен в строительстве 3-х основный автогрейдер с двумя ведущими задними осями и передней осью с управляемыми колесами – 1*2*3.
Различают с механической (легкие) и гидромеханической системами привода.
Рабочий орган – отвал, находящийся в середине машины между передними и задними колесами на поворотном круге на тяговой раме.
Рабочий процесс включает: копание грунта, его перемещение и укладку с разравниванием в земляном сооружении.
Угол резания – 35-45°, угол захвата – 35-50°.
Схемы движения: круговые, челночные.
Опирание на все 6 колес независимо от рельефа местности.
Техническая производительность автогрейдера определяется как для бульдозера:
В-ширина захвата
l-длина участка
h-толщина срезаемой стружки
1.
Грейдер-элеватор – это ЗТМ непрерывного действия. Предназначен для послойной разработки грунта и возведений насыпи высотой до 1,5м для гидромелиоративных сооружений.
Они могут быть выполнены навесные, прицепные или полуприцепные, технологические орудия к гусеничным или колесным тягачам и тракторам, и как самоходные ЗТМ.
Рабочий орган в виде дискового ножа, полукруглого ножа или системы плоских ножей, а для его перемещения к месту отсыпки – один или два ленточных конвейера с неизменной ориентацией относительно рамы машины или с возможностью поворота в зависимости от направления отсыпки (разгрузки) грунта.
Рабочий процесс состоит из последовательных проходов машины по обрабатываемому участку с разворотами на его концах.
Эксплуатационная производительность:
где S– площадь поперечного сечения вырезаемой стружки;
L – длина захватки;
Kп - коэффициент, учитывающий потери грунта (0,85-0,95);
Kв - коэффициент использованного рабочего времени;
Vср - средняя скорость передвижения машины;
tп - продолжительность разворота в конце захватки.