График статической характеристики замкнутой системы в режиме стабилизации построен на рисунке 2 Приложения
Вариант №13
Выполнил: студент группы 3АУ-38Д(к)
Титов Максим Владимирович
Проверил:
г. Лесной
Часть 1. Статика систем стабилизации
Исходные данные:
Схема системы автоматической стабилизации скорости двигателя
Се×Ф | См×Ф | Мo | Rя | Ктг | no | Кус |
0.1 В/об/мин | 0.02 Н×м/А | 5 Н×м | 0.05 Ом | 0.02 В/об/мин | 800 Об/мин | 26.7 |
Примечание: Се, См – электрическая и механическая постоянные; Ф – магнитный поток возбуждения, Мо – номинальный момент нагрузки, Rя – суммарное активное сопротивление якорной цепи двигателя и генератора, Ктг – коэффициент передачи тахогенератора, Кус – коэффициент усиления усилителя, n – скорость.
Статическая характеристика генератора
U2, В | |||||||||||||
Ег, В | 22.6 | 42.7 | 60.5 | 76.2 | 90.2 | ||||||||
U2, В | |||||||||||||
Ег, В |
Задание 1. Составить структурную схему системы.
Задание 2. Определить величину напряжения задатчика Uз,необходимую для стабилизации скорости на уровне no при моменте нагрузки Mo.
Примечание. Для удобства и точности расчетов изобразим графически статическую характеристику холостого хода генератора[1].
По условию двигатель в статическом режиме описывается уравнением вида:
Следовательно, выразив Ег и подставив no вместо n, а вместо Mн –Mo, найдем значение Егв рабочей точке.
Из графика Ег=f(U2) определим значение напряжения U2 при Ег=92.5 (В) - U2=31 (В).
Найдем значения U1 и Uтг,затем, подставив в выражение , найдем значение Uз (напряжение задатчика).
Задание 3. Построить статическую характеристику замкнутой системы в режиме стабилизации (пределы изменения Мнвзять от 0 до 2×Мо).
Для того, чтобы построить данную характеристику, необходимо построить статические характеристики управляющего устройства и объекта управления.
Покажем зависимость U2 от n:
Вычислим значения напряжений U2 для нескольких значений скорости n и по графику зависимости Ег от U2найдем соответствующие им значения Ег.
Статическая характеристика управляющего устройства
n, об/мин | U2, В | Ег, В |
108.5 | ||
98.75 | ||
92.5 | ||
87.5 | ||
80.81 | ||
73.33 | ||
67.5 |
Для того чтобы построить статическую характеристику объекта управления, воспользуемся нижеследующей формулой:
Построим зависимость nот Ег при различных значениях Мн (0 < Мн< Мо).
М=0 | М=2.5 | М=5 | М=7.5 | М=10 | |||||
Ег, В | n, об/мин | Ег, В | n, об/мин | Ег, В | n, об/мин | Ег, В | n, об/мин | Ег, В | n, об/мин |
777.5 | 782.5 | ||||||||
787.5 | 792.5 | ||||||||
797.5 | 802.5 | ||||||||
807.5 | 812.5 | ||||||||
817.5 | 822.5 |
График статической характеристики замкнутой системы в режиме стабилизации построен на рисунке 2 Приложения.
Задание 4. Используя результат задания №3, найти абсолютные ошибки стабилизации Δn1и Δn2, вызванные отклонением момента нагрузки Мн на ±50% от номинального значения Мо.
Из графика, построенного на рис.2 Приложения, определяем абсолютные ошибки стабилизации Δn1 и Δn2.
Δn1=4.5 об/мин Δn2=-4.5 об/мин
Задание 5. Оценить эффективность действия управляющего устройства, сравнив результат задания №4 с ошибками стабилизации, которые имели бы место без управляющего устройства.
Для решения поставленной задачи вычислим n, если Мн составляет ±50% от Мо, а Ег не изменяется и равна 92.5 В.
1) При Мн=2.5 Н×м
2) При Мн=7.5 Н×м
Вывод: Из вышеприведенных результатов видно, что эффективность действия управляющего устройства очень велика, так как значение ошибки стабилизации уменьшается почти в 14 раз по сравнению со значением этой же ошибкой стабилизации, но при отсутствии управляющего устройства (при отклонении момента нагрузки Мнна ±50%от номинального значения Мо).
Задача 5. Составить линейную модель САУ и, исходя из нее, найти указанные выше ошибки стабилизации Δn1и Δn2 при тех же отклонениях Мн.
Структурная схема системы в отклонениях:
Найдем указанные выше ошибки стабилизацииΔn1иΔn2 при тех же отклоненияхМн.
Вычислив Кд и Кг получим значение статического коэффициента передачи разомкнутой системы:
Теперь можно найти коэффициент передачи замкнутой системы в режиме стабилизации:
Задание 7. Сравнить результаты задания №4 и №6 и объяснить различие.
Сравним результаты данных пунктов, очевидно, что имеется различие на 0.35 об/мин. Это объясняется тем, что коэффициенты, используемые при расчете в линейной модели САУ, определяются в рабочей точке и любой отклонение приводит к снижению точности полученных результатов.