Определение сопротивления реактора для пуска электродвигателя Э2.
4.1. Для этого расчета схема замещения изображена на рис.6.
4.2. В случае пуска двигателя Э2 эквивалентное сопротивление нагрузки, подключенной к трансформатору
хэн = х1 ном * хрс / (х1ном + хрс), (18)
где хрс = 16,36 (рассчитано по формуле (8)) =>
хэн = 85,33 * 16,36 / (85,33 + 16,36) = 13,73
Uc |
хс хТ1 |
Uш о |
х1ном |
t = 0 xр х2 |
Uзо |
хВ1 хВ2 х3ном хн1 |
Рис.6. Схема замещения для определения сопротивления реактора Р1 |
4.3. При прямом пуске двигателя Э2 общее сопротивление, включенное на трансформатор,
х2∑ = х2 * хэн / (х2 + хэн), (19)
х2∑ = 2,28 * 13,73 / (2,88 + 13,73) = 2,38
4.4. Остаточное напряжение на шинах
Uш о = [х2∑ / (хс + хт1 + х2∑) ] *Uс (20)
Uшо = 2,38*1,05 / (0,5 + 0,46 + 2,38) = 0,86
4.5. Так как величина Uш о ≥ 0,85 , то нет необходимости устанавливать реактор.
4.6. В этом случае пусковой момент электродвигателя
mпуск = mэ о (n = 0) Uэ 02 (24)
mпуск = 0,7 * 0,862 = 0,52
и разгон двигателя будет обеспечен при условии
mпуск ≥ 1,1 mн (n = 0) (25)
0,52 ≥ 0,1
где mэ о (n = 0) и mн (n = 0) моменты на валу электродвигателя и для n = 0, определяемые по графикам рис.2.
Проверка правильности выбора сдвоенного реактора
По условию разгона асинхронного двигателя Э3
5.1. Схема замещения для этого расчета изображена на рис.7.
5.2. При пуске асинхронного двигателя токи, протекающие по ветвям сдвоенного реактора, будут иметь различную величину, и, следовательно, реактивные сопротивления ветвей реактора, имеющих электрическую и индуктивную связь, будут разными.
Токораспределение в ветвях реактора можно найти из схемы замещения сдвоенного реактора (рис.8а), для которой
х0 = - kc * x0,5 ;
х1 = х11 = (1 + kc) * x0,5 . (26)
х0 =- 0,5 * 0,64 =- 0,32
х1 = х11 =(1 + 0,5) * 0,64= 0,96
5.3. Отношение токов в ветвях реактора при пуске двигателя можно найти из равенства, составленного для этой схемы.
U0 = (x1 + х3 ) * I1 = (x2 + хн1 ) * I11;
k1 = I1 / I11 = (x1 + хн1) / (x1 + х3 ) ; k2 = I11 / I1 = 1 / k1 (27)
k1 = (0,96 + 66,67) / (0,96 + 2,88) = 17,6
k2 = 1 / 4,83 = 0,06
Uc |
хс хТ1 |
Uш |
х1ном |
Uзо |
хВ1 хВ2 х3ном хн1 |
Рис.7. Схема замещения для проверки правильности выбора реактора РС1 |
х2ном |
I1 |
I2 |
t = 0 |
5.4. Реактивные сопротивления ветвей реактора при включении двигателя (рис.8,б):
xВ1 = x0,5 * (1 - k2 * kc ); xВ2 = x0,5 * (1 - k1 * kc) . (28)
xВ1 = 0,64 * (1 – 0,21 * 0,5) = 0,62
xВ2 = 0,64 * (1 – 4,83 * 0,5) = - 5
5.5. Следовательно, эквивалентное реактивное сопротивление нагрузки, включенное на трансформатор (рис. 7)
хэн = 1 / yэн , (29)
где yэн = y1ном + y2ном + yВ н 1 - суммарная реактивная проводимость эквивалентной нагрузки.
y1ном = 1/ x1ном ; y2ном = 1 / x2ном ; yВ н 1 = 1 / (xВ2 + хн ) (30)
yэн = (1 / 85,33) + (1 / 21,33) + (1 / (-5 + 66,67)) = 0,075
хэн = 1 / 0,075 = 13,37
5.6. При пуске асинхронного двигателя Э3 общее сопротивление, включенное на трансформатор, равно
x3 ∑ = (x3 + хВ1 ) * хэн / (x3 + хВ1 + хэн ). (31)
x3 ∑ = (2,88 + 0,58) * 13,55 / (2,88 + 0,58 + 13,55) = 2,75
5.7. Остаточное напряжение на шинах секции при пуске двигателя Э3
Uш0 = [ x3 ∑ / (xс + хт1 + x3 ∑ )] Uс . (32)
Uш0 = (2,75 * 1,05 / (0,5 + 0,46 + 2,75) = 0,87
5.8. Напряжение на зажимах двигателя при его пуске
Uэ0 = [ x3 / (xВ1 + x3 )] Uш0 (33)
Uэ0 = ( 2,88 / (0,58 + 2,88 )) * 0,87 = 0,73
5.8. Пусковой момент
mпуск = mэа (n = 0) Uэ02 . (34)
mпуск = 0,7 * 0,732 = 0,37
5.9. Разгон двигателя обеспечивается при условии
mпуск ≥ 1,1 mн (n = 0) , (35)
0,37 ≥ 1,1 * 0,1, то есть условие выполняется.
Определение возможности группового самозапуска
Всех двигателей секции 1.
6.1. При отключении секции шин от трансформатора устройство АРВ через 1,5 с включает секционный выключатель ВС и тем самым обеспечивает питание этой секции от второго трансформатора. С момента отключения питания группа электроприводов Э1, Э2,Э3 входит в режим группового выбега.
6.2. Выбег электродвигателей будет зависеть от механических постоянных времени, которые рассчитываются по формуле:
Тэ = ( GD2э + GD2м ) nэ2ном / 364*103 * Рэ ном (36)
Т1 = (0,14 + 0,8 * 0,14) * 30002 / 364 * 103 * 1,25 = 4,98
Т2 = Т3 = (0,86 + 0,8 *0,86) * 30002 / 364 * 103 * 5 = 7,65
6.3. Эквивалентная постоянная времени группы приводов
Тэ∑ = ∑(GD2i n2э i ном / 364*103 * ∑ Рэ i ном =
= ∑ T э i Рэ i ном / ∑ Рэ i ном (37)
Тэ∑ = (4,98 * 1,25 + 2 * 7,65 * 5) / (1,25 + 2 * 5) = 7,36
6.3. Эквивалентный момент сопротивления электроприводов
m c∑ = ∑ kэ i Рэ i ном / ∑ Рэ i ном , (38)
где kэ I -- загрузка двигателей, определяемая по графикам рис.2 для значения n = n ном.
m c∑ = (1 * 1,25 + 2 * 1 * 5) / 11,25 = 1
6.4. За время перерыва питания t АВР = 1,5с электродвигатели при групповом выбеге достигнут скольжения:
so = m c∑ tАВР / Тэ ∑ (39)
so = 1 * 1,5 / 7,36 = 0,2
6.5. Для этой величины скольжения сопротивления электродвигателей Э1 – Э3 могут быть рассчитаны при помощи графика I э (s) (рис.2):
IЭ1 = IЭ2 = IЭ3 = 4,5
6.6. Для значения so = 0,2 определяем реактивные сопротивления Э1—Э3 по формуле:
хs = 1/ I э s * SБ / Sэ ном * ( Uэ ном / UБ )2 (40)
х1s = (1 / 4,5) * (100 / 1,45) * (6 / 6 )2 = 15,36
х2s = х3s = (1 / 4,5) * (100 / 5,79) * (6 / 6 )2 = 3,84
6.7. Схема замещения в этом случае принимает вид, изображенный на рис. 9.
Рис. 9. Схема замещения для определения возможности группового самозапуска двигателей |
Uc |
ВС |
t АВР аААВР |
х1s x2s |
x3s |
x0,5 |
xB1 xB2 x4 xн2 E″q4 |
хс хт2 |
хsнм5,6 |
I1 |
I11 |
6.8. Общее сопротивление группы электродвигателей секции 1 при самозапуске в момент включения секционного выключателя равно
х∑s = 1/y∑s , (41)
где y∑ s = 1/ х1s + 1/ х2s + 1/ хр 3s ; х р 3s = х0 ,5 + х3s .
y∑ s = 1/15,36 + 1/3,84 + 1/(0,64 + 3,84) = 0,55
х∑s = 1/0,55 = 1,82
6.9. Синхронный электродвигатель Э4 , включенный на секцию 2 при самозапуске двигателей секции 1, будет источником ЭДС с внутренним сопротивлением:
х4 = х″d / 100 * SБ / Sэ 4 * ( Uэ 4 / UБ )2 б.е. (42)
х4 = (15/100) * (100/6,87) * (6/6)2 = 2,18
6.10. Токораспределение в ветвях сдвоенного реактора секции 2 определяется по формулам, аналогичным (27) и (28) , но с учетом согласного направления токов в ветвях реактора (рис. 9). Коэффициенты токораспределения:
k1 = (x11 + х4) / (x∑ + хн2 ) ; k2 = 1 / k1 . (43)
k1 = (0,96 + 2,18) / (1,82 + 66,67) = 0,046
k2 = 1/0,046 = 21,78
6.11. Тогда сопротивления ветвей:
хВ1 = (1 + k1 k2 ) х0,5 ; хВ2 = (1 + k1 kс ) х0,5 (44)
хВ1 = (1 + 0,046 *21,78)*0,64 = 1,28
хВ2 = (1 + 0,46*0,5) * 0,64 = 0,66
6.12. Общее сопротивление асинхронных двигателей секции 2 и сопротивление нагрузки Н2 в соответствии со схемой замещения (рис. 10,а):
х∑ном = 1 / у∑ном , (45)
где у∑ном = 1 /х 5ном + 1/ х 6 ном + 1/ хВ н2 ; хВ н2 = хВ 2 + х н2 (46)
у∑ном = 1/21,33 + 1/85,33 + 1/(0,66 + 66,67) = 0,07
х∑ном = 1/0,07 = 13,62
6.13. Полное сопротивление двигателей и нагрузки, включенное на шины секции 2 с момента срабатывания выключателя ВС (рис. 10,б):
х∑ = х∑S * х∑ном / ( х∑S + х∑ном ). (47)
х∑ = 1,82 * 13,62 / (1,82 + 13,62) = 1,61
6.14. Так как величины Uc = 1,05 и Еq″ = 1,05 постоянны и равны между собой, то сопротивление от этих источников до шин (рис. 10,в)
хи = хст2 * х4В1 / (хст2 + х4В1). (48)
хи = 0,96 * 3,46 / (0,96 + 3,46) = 0,75
6.15. Напряжение на шинах при групповом запуске двигателей секции 1
Uш0 = [ х∑ / (х∑ + хи ) ] Uc . (49)
Uш0 = 1,61*1,05 / (1,61 + 0,75) = 0,71
Uc хст |
х∑S x4В1 x∑ ном |
а) |
Рис.10. Схемы замещения для расчета остаточного напряжения при групповом самозапуске |
х4В Е″q |
Uc xст |
х∑ |
б) |
в) |
Uc ; Е″q x И |
Uш |
х∑ |
6.16. Напряжение на зажимах асинхронного двигателя Э3, включенного через реактор:
Uз0 = [ х3s / (х3s + х0,5 ) ] Uш0 . (50)
Uз0 =3,84 * 0,71 / (3,84 + 0,64) = 0,61
6.17. Вращающие моменты на валах электродвигателей Э1, Э2,Э3 секции 1
m э1 (U,s) = m э1 (s) U2ш0 ;( для Э2, Э3 аналогично ) (51)
где m э1 (s) , m э2 (s) m э3 (s) -- величины вращающего момента на валах электродвигателей из графиков рис.2 при нормальном напряжении для скольжения s0 .
m э1 (s) = m э2 (s) = m э3 (s) = 1,5 =>
m э1 (U,s) = m э2 (U,s) = 1,5 * 0,712 = 0,78
m э3 (U,s) = 1,5 * 0,612 = 0,56
6.18. Возможность группового самозапуска этих двигателей определяется неравенствами:
m э (U,s) ≥ 1,1 m н s , (52)
где m н s = 0,7 - моменты сопротивления на валах электро-двигателей, определяемых по графикам рис.2 для скольжения s0 =>
для Э1,Э2 - 0,78 > 1,1 * 7 = 0,77;
для Э3 - 0,56 < 0,7 -- этот электродвигатель в групповом самозапуске не участвовать не может.