Подготовка главного турбоагрегата к прогреванию и пуску

5.1.1 Подготовка турбоагрегата к прогреваниию должна включать:

а) подготовку турбин и зубчатых передач;

б) подготовку и ввод в действие системы масла;

в) пробное проворачивание турбоагрегата валоповоротным устройством;

г) подготовку паропроводов, систем управления, сигнализации и защиты;

д) подготовку конденсационной установки.

Одновременно с подготовкой ГТЗА должен быть подготовлен к работе валопровод и ВРШ в соответствии с указаниями 6.1.13 и 6.1.16 правил технической эксплуатации (общие требования).

5.1.2 При подготовке турбин и зубчатых передач необходимо;

а) произвести наружный осмотр ГТЗА и убедиться в отсутствии на нем посторонних предметов, обратив особое внимание на состояние узлов, подвергавшихся вскрытию или ремонту во время стоянки;

б) убедиться в отсутствии повреждений средств автоматики и штатных контрольно-измерительных приборов; проверить, открыты ли краны к манометрам и вакуумметрам;

в) проверить состояние скользящих опор и исправность указателей удлинения корпусов (если таковые имеются);

г) проверить радиальное и осевое положение роторов турбин и валов зубчатой передачи по записям, произведенным при остановке турбоагрегата; при отсутствии таких записей, бездействии агрегата свыше 1 мес. или после его ремонта замеры произвести вновь. В случае отклонений, превышающих допустимые, а также при значительной разности между полученными и предыдущими замерами приготовление турбоагрегата к действию не допускается до выяснения причины и устранения ненормальности ;

д) подать питание на САР, ДАУ, АПС, контроля и защиты; убедиться в исправности средств световой и звуковой сигнализации путем их включения.

5.1.3 Для подготовки и приведения в действие системы масла необходимо:

а) удалить отстоявшуюся воду и шлам из цистерн масла и маслоохладителя, проверить соленость отстойной воды;

б) ввести в действие сепаратор масла, отсепарированную воду проверить на соленость, руководствуясь 6.5.7;

в) проверить уровень масла в сточных и напорных цистернах, при необходимости пополнить их маслом; убедиться в закрытии всех горловин и исправности указателей уровня;

г) подогреть масло до температуры 35-40'С и поддерживать эту температуру в течение всего периода прогревания; при нагреве с помощью змеевиков в цистернах следить, чтобы давление греющего пара было минимальным, обеспечивающим отвод конденсата;

д) подготовить к работе фильтры и маслоохладители, установить клапаны на трубопроводе в рабочее положение;

е) подготовить к работе и включить насосы масла системы смазки и регулирования, предварительно убедившись в достаточном подогреве и отсутствии воды в масле;

ж) проверить действие средств автоматизированного (дистанционного) включения основных и резервных насосов масла, выпустить из системы воздух;

з) довести давление в системах смазки, управления и регулирования до нормы; при установившейся циркуляции масла убедиться в отсутствии утечек и наличии перелива из напорной цистерны; проверить уровень масла в сточной цистерне, а также в пневмоцистернах (при наличии таковых);

и) убедиться по маслоуказательным приборам в поступлении масла ко всем подшипникам, зубчатому зацеплению и другим точкам смазки;

к) убедиться, что под давлением масла в системе регулирования ТЭУ все регулирующие клапаны турбины полностью открылись;

л) после пуска циркуляционного (конденсатного) насоса проверить циркуляцию охлаждающей воды через маслоохладитель и отсутствие пропуска масла (воды); проверить исправность действия терморегуляторов; при отсутствии терморегуляторов клапаны охлаждающей воды закрыть.

5.1.4 При пробном проворачивании турбоагрегата валоповоротным устройством необходимо:

а) убедиться в готовности валопровода и систем ВРШ;

б) получить разрешение вахтенного помощника на проворачивание ГТЗА: проворачивание турбин, работающих на генератор, производить с ведома ЭМХ;

в) убедиться, что БЗК и маневровые клапаны турбины закрыты;

г) проверить наличие масла в картере валоповоротного устройства и выключить его; убедиться, что автоблокировка устройства, если она имеется, не позволяет открыть БЗК давлением масла;

д) провернуть валы турбоагрегата, тщательно прослушивая при этом турбины и зубчатую передачу; пробное проворачивание производить не менее чем на один оборот гребного вала на передний и задний ход; следить за силой тока, потребляемого электродвигателем валоповоротного устройства, и в случае превышения нормального значения или резком колебании силы тока немедленно остановить валоповоротное устройство до выяснения причин и устранения неисправностей.

5.1.5 При подготовке конденсационной установки необходимо:

а) проверить и подготовить к действию циркуляционную систему охлаждающей воды, установить клинкеты и клапаны в рабочее положение, проверив в действии дистанционно управляемые клинкеты (клапаны); открыть воздушные крапы на водяных камерах конденсатора;

б) пустить циркуляционный насос с пониженной производительностью (если позволяет конструкция); при наличии двух насосов проверить оба и оставить в работе один; при необходимости включить рециркуляцию воды; закрыть воздушные краны;

в) заполнить сборник конденсата питательной водой до половины водомерного стекла; подготовить к действию регуляторы уровня и температуры конденсата; при отсутствии регуляторов открыть рециркуляцию конденсата;

г) пустить конденсатный насос, а резервный проверить в работе; подать конденсат к уплотнениям насосов и клапанов, работающих под вакуумом (где предусмотрено конструкцией);

д) убедиться по солемеру, что соленость конденсата находится в пределах нормы; если соленость превышает норму, подготовку турбоагрегата прекратить до выяснения и устранения причины засоления конденсата;

е) проверить действие регуляторов уровня конденсата в конденсаторе и температуры конденсата; убедиться в наличии циркуляции конденсата через охладители эжекторов (эксгаустеров) и маслоохладители, прокачиваемые конденсатом.

5.1.6 При подготовке паропроводов и системы управления необходимо:

а) осмотреть паропроводы и убедиться в том, что разобщительные клапаны закрыты и в главном паропроводе отсутствует давление пара;

6) проверить, открыты ли клапаны продувания паропроводов и арматуры;

в) убедиться, что секущие клапаны отборов пара из главной турбины закрыты;

г) полностью открывая и закрывая БЗК, маневровые и сопловые клапаны, а также клапаны травления пара, проверить легкость и плавность их хода вручную и с помощью задающих устройств со всех постов управления; проверить исправность дистанционных и местных указателей и сигнализаторов положения клапанов, а также блокирующих устройств (при наличии таковых); пополнить смазку в пресс-масленках;

д) проверить срабатывание БЗК и обратных автоматических клапанов (захлопок) отборов при воздействии на защитные устройства вручную, а также, где возможно, установлением или имитацией предельных значений параметров, на которые настроена защита.

После указанных в перечислениях г, д проверок клапаны оставить закрытыми;

е) открыть клапаны продувания маневрового устройства, турбин, ресивера в соответствии с инструкцией по эксплуатации;

ж) открыть клапаны отвода пара из камер штоков сопловых, маневровых, быстрозапорного и разобщительного клапанов.

Прогревание турбин

5.2.1 При прогревании турбины должны быть доведены до такого состояния, при котором последующее нагружение не вызывало бы недопустимых термических напряжении и остаточных напряжений в деталях и не приводило бы к задеванию подвижных деталей о неподвижные.

5.2.2 Прогревание турбин производится в следующем порядке:

а) подача пара на уплотнения и подъем вакуума в конденсаторе;

6) прогревание турбин при вращении роторов валоповоротным устройством;

в) страгивание турбин паром и дача пробных оборотов;

г) прогревание турбин при вращении паром на стоянке. В зависимости от индивидуальных особенностей турбин и указаний инструкции по эксплуатации перечисления б, г могут быть исключены.

В отдельных случаях допускается прогревать турбины одновременно с подъемом давления пара в котлах, поддерживая температуру пара и вакуум в конденсаторе в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации.

5.2.3 Непосредственно перед прогреванием турбин необходимо прогреть и продуть главный паропровод до БЗК через специальный (обводной) трубопровод прогревания. При отсутствии обводного трубопровода прогревание производить медленным открытием главных разобщительных клапанов с постепенным повышением давления по мере прогревания.

Продолжительность прогревания главного паропровода устанавливается инструкцией по эксплуатации.

5.2.4 Прогревание турбин следует начинать с подачи пара к уплотнениям и подъема вакуума в конденсаторе, для чего необходимо:

а) включить валоповоротное устройство и убедиться, что роторы турбин проворачиваются;

б) спустить скопившийся в уравнительном коллекторе и в системе уплотнений конденсат, прогреть систему уплотнений при открытом спускном кране;

в) подготовить и включить в работу эжектор пара из уплотнений (эксгаустер), установив необходимое разрешение в камерах отсоса;

г) подготовить и включить в работу регулятор давления пара в системе уплотнений; при отсутствии регулятора вручную отрегулировать подачу пара к уплотнениям;

д) подготовить к работе и включить главный эжектор (вакуум-насос);

е) поднять вакуум до полного, убедиться в плотности системы, после чего поддерживать вакуум, руководствуясь инструкцией по эксплуатации.

5.2.5 Прогревание турбин при вращении роторов валоповоротным устройством производится путем впуска греющего пара через систему уплотнений либо через специальный трубопровод прогревания. Проворачивание роторов валоповоротным устройством должно производиться непрерывно. Периодическое проворачивание допускается при наличии автоматического устройства.

5.2.6 Продолжительность прогревания, параметры греющего пара и вакуум в конденсаторе устанавливаются и регулируются в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации. Если в инструкции указаны величины температур (или удлинений) корпусов в конце прогревания, то прогревание следует считать законченным по достижении указанных температур (удлинений).

5.2.7 После подачи пара к уплотнениям роторы турбины не должны оставаться неподвижными более 5-7 мин. Время, через которое необходимо проворачивать роторы, либо необходимость непрерывного вращения уточняются инструкцией по эксплуатации .

5.2.3 В процессе прогревания необходимо:

а) при вращении роторов тщательно прослушивать турбины и зубчатую передачу; в случае обнаружения ненормального шума, стуков или звуков от задевания немедленно прекратить вращение и прогревание до устранения неисправностей;

б) особое внимание обращать на нагрузку электродвигателя валоповоротного устройства; при значительном превышении силы тока по сравнению с нормальной прекратить проворачивание и подвод пара к турбине до устранения причин неисправности;

в) при наличии соответствующих приборов производить контроль теплового прогиба роторов и корпусов турбин;

г) каждые 30 мин проверять температуры и удлинения корпусов по штатным приборам (если они имеются), а при вращении роторов паром также и относительное удлинение роторов; если величины удлинений откланяются от приведенных в инструкции, выяснить причины;

д) следить за работой систем уплотнений и отсоса пара;

е) при прогреве турбин должен осуществляться постоянный контроль за подачей масла к подшипникам турбин, его давлением и температурой.

5.2.9 В процессе прогревания запрещается:

а) снижать вакуум в конденсаторе за счет уменьшения подачи пара на уплотнения; снижение вакуума должно производиться изменением режима работы эжектора (вакуум-насоса);

б) держать открытыми БЗК и маневровые клапаны при проворачивании ГТЗА валоповоротным устройством.

5.2.10 Перед страгиванием роторов турбин паром необходимо:

а) разобщить и застопорить валоповоротное устройство;

б) закрыть клапаны прогревания (где имеются);

в) убедиться, что масло поступает ко всем местам смазки;

г) убедиться, что вакуум в конденсаторе и температура пара перед БЗК соответствуют установленным инструкцией по эксплуатации для страгивания роторов;

д) открыть БЗК и разобщительный клапан заднего хода, продуть сепаратор и маневровые клапаны; проверить исправность действия БЗК путем воздействия на выключатели блока зашиты;

е) в зависимости от выбранного способа управления маневровыми клапанами поставить переключатель в положение "Ручное" или "Дистанционное";

ж) получить разрешение ВП на проворачивание ГТЗА паром;

з) в установках с ВРШ установить лопасти в требуемое положение согласно инструкции по эксплуатации ВРШ.

5.2.11 Страгивание роторов турбины паром необходимо производить в следующем порядке;

а) медленно открыть клапан впуска пара в турбину, следя при этом за давлением пара перед соплами и не допуская его увеличения сверх указанного в инструкции по эксплуатации для страгивания роторов;

б) как только роторы начнут вращаться, закрыть клапан впуска пара и прослушать турбины и зубчатую передачу; в случае обнаружения ненормальных звуков страгивание роторов паром не повторять до выяснения и устранения причин;

в) если роторы не стронулись при допустимом давлении страгивания, клапан впуска пара закрыть, а затем вновь приоткрыть; если после третьей попытки роторы не стронулись, закрыть подвод пара к клапану впуска и выяснить причину задержки страгивания роторов. Во всех случаях запрещается превышать допустимое давление страгивания;

г) для ГТЗА с винтом фиксированного шага после страгивания роторов на передний ход произвести в том же порядке страгивание на задний ход.

5.2.12 Прогревание ГТЗА свежим паром на стоянке должно производиться путем попеременного вращения роторов с малой частотой на передний и задний ход либо постоянного вращения на передний ход в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации. В процессе прогревания выполнять требования 5.2.6 - 5.2.8. Если роторы турбин по каким-либо причинам не проворачивались более 7 мин, то последующее проворачивание можно производить только валоповоротным устройством.

5.2.13 Для турбоэлектрических установок после прогревания турбин при вращении роторов валоповоротным устройством необходимо:

а) установить вакуум, необходимый для последующего прогревания;

б) разобщить и застопорить валоповоротное устройство;

в) поставить рычаг (кнопку) предельного регулятора в рабочее положение и при наличии пускового клапана открыть БЗК; в тех установках, где БЗК одновременно является пусковым, оставить клапан закрытым;

г) установить задатчик частоты вращения в положении, соответствующее минимальной частоте вращения;

д) стронуть роторы турбин свежим паром, как указано в 5.2.11;

е) постепенно приоткрывая быстрозапорный (пусковой) клапан, довести частоту вращения ротора до значения, указанного в инструкции для режима прогревания;

ж) в установках, где прогревание производится при частоте вращения, совпадающей с минимальной, которую может поддерживать система регулирования, убедиться, что регулирующие клапаны прикрылись под воздействием регулятора скорости и частота вращения поддерживается постоянной, после чего полностью открыть быстрозапорный (пусковой) клапан;

з) в процессе прогревания выполнять требования 5.2.6 и 5.2.8;

и) если прогревание производится при частоте вращения меньше той, при которой вступает в действие регулятор скорости, по окончании прогревания повысить частоту вращения и произвести проверку системы регулирования, при этом выдерживать скорость нарастания частоты вращения, указанную в инструкции по эксплуатации; после проверки полностью открыть быстрозапорный (пусковой) клапан;

к) убедиться, что приводной от главной турбины насос обеспечивает нормальное давление масла в системе регулирования, а пусковой (резервный) насос масла автоматически отключился;

л) снизить частоту вращения турбогенератора и убедиться, что включение пускового (резервного) насоса масла происходит при частоте вращения, предусмотренной инструкцией, после чего вывести турбогенератор на холостой ход;

м) проверить действие БЗК воздействием на ручной выключатель; вновь вывести турбогенератор на режим холостого хода;

н) при холостом ходе следить за давлением и температурой масла, поступающего к подшипникам; при достижении температуры 38-40°С открыть и отрегулировать подачу охлаждающей воды в маслоохладитель (при отсутствии терморегулятора);

о) при продолжительной работе без нагрузки (на холостом ходу) следить за температурой выхлопного патрубка, которая не должна превышать указанную в инструкции по эксплуатации; в случае повышения температуры сверх допустимой остановить турбогенератор, если инструкцией не предусмотрены другие меры для снижения температуры.

5.2.14 По окончании прогревания турбин необходимо произвести пуски турбоагрегата со всех постов управления и убедиться в правильности действия системы дистанционного управления.

5.2.15 Если по окончании прогревания не поступило приказания с мостика о даче хода, турбоагрегат должен поддерживаться в состоянии готовности в соответствии с 7.5.

Наши рекомендации