Будова та використання несучого тягнучого та штовхаю чого конвеєра
Для пересування автомобілів і автобусів при поточному організуванні ТО застосовують конвеєри,які конструктивно поділяються на два типи-з тяговим або несучим органом,а по характеру руху –на періодичної та неперіодичної дії.
Конвеєри з тяговим органом в залежності від способу передачі руху автомобілю діляться на тягнучі і штовхаючі.
Конвеєр з несучим органом в залежності від напрямку переміщення авто роз приділяють на поздовжні і поперечні одна або двох виткові.
В конвеєрах з тяговим органом безкінечна втулочно-роликовий ланцюг або канат розміщені вздовж лінії обслуговування.
В начале конвейера располагается натяжная станция, а в конце приводная станция.
На конвейере тянущего типа автомобиль присоединяют за переднюю ось или за буксирный крюк к тяговой цепи специальными гахватами. Автомобиль передвигается на своих колесах, когда он подходит к концу линии обслуживания, захваты автоматически сбрасываются.
К недостаткам конвейера этого типа следует отнести необходимость применения ручного труда для прикрепления каждого автомобиля к цепи и переноса захватов к началу конвейера после прохождения автомобилем линии обслуживания.
На конвейере толкающего типа автомобиль перемещается вдоль линии обслуживания с помощью кулака толкателя, вмонтированного во втулочно-роликовую цепь. Толкатель передает усилие на автомобиль через передний мост (рис. 24, б) или через одну из точек заднего моста: подушки рессор, трубу полуоси (рис. 24, в) или колесо. В конце линии кулак толкателя соскальзывает с места упора, и автомобиль выезжает своим ходом.
Автоматическое соединение и разъединение автомобиля с конвейером толкающего типа является его преимуществом по сравнению с конвейером тянущего типа.
В конвейере с несущим органом используются бесконечные ленты (рис. 24, г) или шарнирные цепи, движущиеся на роликах по рельсам (рис. 24, д).
Автомобиль, въехавший на ленты пластинчатого продольного двухветвьевого конвейера, устанавливается колесами на ветви конвейера или вывешивается, а в конце линии съезжает с него своим ходом.
В одноЕетвьевом конвейере имеется одна тяговая цепь, оборудованная несущими башмаками или рифлеными несущими тележками.
На продольном цепном конвейере автомобиль садится осями на цепи и вывешивается, а при съезде с конвейера выталкивается цепями.
На конвейере с поперечным перемещением автомобиль своими колесами устанавливается на опорных тележках. Тележки укреплены на тяговой втулочно-роликовой цепи и снабжены катками, которые перемещаются по направляющим вдоль канавы.
Конвейер с поперечным перемещением автомобилей почти вдвое короче конвейеров с продольным перемещением, что является его существенным преимуществом при размещении линии поточного технического обслуживания автомобилей.
Промышленностью выпускаются следующие модели конвейеров для непрерывного перемещения автомобилей и автобусов на линиях технического обслуживания: для грузовых автомобилей ГАЗ- и ЗИЛ —модель 4002 при ЕО и модель 4096 при ТО-1; для легковых автомобилей — модель 4012 при ЕО; для автобусов ПАЗ-652 и ЗИЛ-158 — модель 4100 — при ЕО.
Каждая модель конвейера состоит из направляющих путей, тягового органа приводной и натяжной станций.
Для направления и опоры тягового органа, а также для направления колес автомобиля служат направляющие пути 4 (рис. 2Ь>). Их изготовляют из швеллеров отдельными секциями, что облегчает монтаж и позволяет изменять их общую длину в требуемых пределах. Пути монтируют на бетонном основании.
Тяговый орган состоит из пластинчатой втулочно-роликовой цепи в которую (у моделей 4002 и 4100) вмонтированы несущие тележки 2 с роликовыми толкателями 3. Каждая тележка опирается на четыре катка 12, катящихся во внутренних полках двух швеллеров направляющих путей. В качестве подшипников катков применены капроновые втулки, работающие без смазки. При прохождении низкорасположенных частей автомобиля над шарнирно установленным толкателем последний отгибается в сторону движения, а затем под действием пружины возвращается в исходное положение.
Автомобили и автобусы вкатываются на движущийся конвейер с интервалом между ними не менее 1.5 м. Тележка подкатывается под колесо заднего моста, и вывешивает его на высоту 10-20 мм.
Затем подходит толкатель, который, упираясь в колесо, перемещает автомобиль по конвейеру.
Приводная станция } конвейера состоит из электродвигателя 7, передающего крутящий момент редуктору 9 с помощью клиноременной передачи 8. На приводном валу редуктора установлена ведущая звездочка 10, соединенная с тяговой цепью. Скорость движения конвейера изменяют с помощью двухступенчатых шкивов.
Для регулирования провисания холостой ветви цепи конвейера служит натяжная станция 5. При завертывании двух упорных винтов увеличивается осевое расстояние между ведущей 10 и натяжной 11 звездочками, и цепь натягивается. Вдоль конвейера установлена направляющая реборда 6. Конвейеры изготовляют с правым или левым расположением приводной станции относительно оси движения конвейера.