Техника безопасности при производстве водных изысканий.
Каждый работник изыскательской русловой партии должен знать правила техники безопасности выполнения работ, относящихся к его обязанности. Кроме того, он должен уметь плавать, грести, различать подаваемые судами сигналы и оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях. Поэтому к работе на русловых изысканиях допускают лишь лиц, изучивших соответствующие правила и прошедших инструктаж непосредственно на рабочем месте.
Промерные и разъездные суда (катера, моторные и гребные лодки) должны быть всегда в исправном состоянии и оснащены спасательными и водоотливными средствами и другим положенным инвентарем. При использовании они не должны перегружаться, а находящиеся в них приборы и инструменты, необходимые для поведения работ, не должны управлять или грести веслами, а также создавать опасность нанесения травм. В ветреную погоду загрузка судов должна уменьшаться. Категорически запрещается пользоваться случайным (частными) плавсредствами.
При промерных работах и разъездах все работники, находящиеся на судне, обязаны надевать на себя спасательные жилеты.
К управлению моторными судами могут допускаться лица, знающие Правила плавания по внутренним судоходным путям РСФСР, правила эксплуатации двигателя и имеющие соответствующее удостоверение.
Движение промерного судна во время работы не должно мешать движению транспортных судов, а переезды должны совершаться по возможности за пределами судового хода. Не разрешается пересекать курс идущих судов или следовать параллельным курсом на близких от них расстояниях. При плавании ночью на промерном судне должны постоянно держаться огни согласно правилам плавания.
Подходить на промерном судне, в том числе и на гребной лодке, к берегу, брандвахте, теплоходу, земснаряду и другим судам и плотам нужно медленно, с особой осторожностью во избежание удара и подводное препятствие или о корпус судна (о плот). При этом подход к судам и плотам осуществляется только с разрешения вахтенного командира (начальника). Вставать и выходить разрешается после полной остановки и учалки катера (лодки), а переходить с одной лодки (катера) на другую допускается только в исключительных случаях на глубине не более 1 м.
На моторных и гребных лодках нельзя плавать при ветре свыше 4 баллов, а на речных катерах – свыше 5 баллов, во время тумана и при ледоходе. Плавать на озерах и водохранилищах запрещается при высоте волны 0,5 м. Выезд в этих случаях может быть произведен только для ликвидации аварий и спасения людей. При возникновении волнения во время промеров или переездах необходимо прекратить работу и подойти к берегу, двигаясь поперек (вразрез) волны. Запрещается находиться людям в лодке при ее буксировке теплоходом.
Выполняя промеры глубин эхолотом, следует не забывать, что отдельные его узлы имеют высокое напряжение. Поэтому при включенном питании запрещается исправлять повреждения в блоке питания и усилителя, прикасаться к пишущему устройству. Во время промера отметки и записи на эхограмме надо производить только сухим карандашом. При работе с эхолотом и аккумуляторами надо строго соблюдать специальную инструкцию по технике безопасности.
Измерение глубин наметкой производят стоя, с носовой части судна. Наметке забрасывают вперед по ходу судна, при наличии течения – с верхнего по течению борта судна, а при отсутствии его – с наветренной стороны. Опускать наметку следует так, чтобы после легкого упора в дно она заняла вертикальное положение для отсчета глубины. Переносить наметку для следующего измерения глубины надо без перекидки через головы сидящих в лодке людей.
Наметку держат в руках так, чтобы от нее можно было легко освободиться в том случае, если ее зажмет каким-либо препятствием или она застрянет в грунте.
Работая ручным лотом, необходимо укладывать лотлинь так, чтобы не зацепиться за него самому наметчику и не зацепить других лиц, находящихся на судне. Нельзя наматывать конец лотлиня на руку.
При промерах по канату передвижение лодки руками вдоль него должно осуществляться только в рукавицах. Канат должен быть надежно закреплен на берегах, не иметь колышек и порванных отдельных ниток.
В зимних условиях до выхода на лед обследуют состояние льда с соблюдением особых мер предосторожности. Промеры со льда допускаются при его толщине не менее 15 см.
При работе со штативами, с вешками, топорами, пилами, лопатами и другим инструментом надо следить за их исправностью и соблюдать меры предосторожности с тем, чтобы острыми или режущими частями не нанести повреждения себе или находящимся поблизости людям.
Валка деревьев должна производиться не менее чем двумя рабочими (лесорубом и вальщиком), вооруженными необходимым инструментом и приспособлениями для валки. Лесопорубочные работы ведут в защитных касках и рукавицах и только в светлое время суток.
На местности с уклоном до 15 градусов деревья валят в сторону их наклона, а при уклоне более 15 градусов – в сторону склона. При валке деревьев необходимо следить за тем, чтобы не завалить дороги, тропы и проселки, не зацепить провода ЛЭП и линии связи.
В начале падения дерева рабочие должны немедленно отойти на безопасное расстояние по заранее намеченному и подготовленному пути.
Рубку подлеска и кустарника запрещается производить пучками, следует рубить острым топором по одному стволу, удерживая его в легка наклонном положении. При этом необходимо следить, чтобы топор при взмахе не задел веток и не изменилось направление удара. Ноги рубщика не должны находиться на линии движения топора.
Расстояние между вальщиками деревьев должно быть не менее 50 м, а между рубщиками подлеска и кустарника – не менее 8 м.
Раздел 6.
«Навигационное оборудование внутренних водных путей»