Расчет подшипников быстроходного вала
При разработке эскизной компоновки для быстроходного вала были приняты радиальные шариковые подшипники легкой серии 203, для которых динамическая грузоподъемность С = 9,56 кН, статическая грузоподъемность С0 = 4,5 кН.
Номинальная долговечность подшипника [4]
,
где n – частота вращения вала, n = n1 = 1432 об/мин;
t – общее число часов работы подшипника, t = 10000 ч.
Подставив значения параметров, получим:
.
Эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник определяется по формуле [4]
, (13)
где – радиальная и осевая нагрузка на подшипник,
V – коэффициент вращения; при вращении внутреннего кольца подшипника V = 1;
– коэффициент безопасности, при спокойной нагрузке ;
– температурный коэффициент; при рабочей температуре t < 125°C .
Радиальная и осевая нагрузки на подшипник определяются для наиболее нагруженной опоры. В данном случае это опора А (см. рис. 5), воспринимающая одновременно радиальную и осевую нагрузку. Обозначим ее цифрой 2 (рис.7).
Рисунок 3- К расчету подшипников быстроходного вала
Радиальная Fr :
Fr =Ra=Rb
Подставив значения параметров в формулу , получим
.
Подстановка значений P и L в формулу (12) дает
.
Условие подбора подшипников выполнено, так как
.
Расчет подшипников тихоходного вала.
При разработке эскизной компоновки для тихоходного вала были приняты радиальные шариковые подшипники легкой серии 205, для которых С = 14,000 кН;
С0 = 6,95 кН [4].
Проверка подшипников выполняется по методике, изложенной в п.п. 6.1.
Номинальная долговечность подшипника
.
Как и для подшипников быстроходного вала, принимаем коэффициент вращения
V = 1, коэффициент безопасности , температурный коэффициент .
Радиальная и осевая нагрузки на подшипник определяются для наиболее нагруженной опоры D (см. рис. 6), воспринимающей одновременно радиальную и осевую нагрузку. Обозначим ее цифрой 2 (рис. 8).
Рисунок 4- К расчету подшипников тихоходного вала
Подстановка значений P и L дает
.
Условие подбора подшипников выполнено:
.
Расчет шпоночных соединений
Расчет шпоночного соединения вала с колесом.
7.1.1. По диаметру вала под колесом d = 35 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78, ширина которой b = 10 мм, высота h = 8 мм, глубина паза вала t1 = 5 мм (рис. 9).
Рисунок 5- К расчету шпоночных соединений
7.1.2 Минимальная рабочая длина шпонки определяется из условия прочности на смятие ее боковых граней [8]
, (14)
где – допускаемое напряжение на смятие; при стальной ступице [8].
Подставляя значения параметров в формулу (14), получаем
.
7.1.3 Полная длина шпонки со скругленными торцами равна
.
Таким образом, шпонка для соединения вала с колесом – 10х8х25 ГОСТ 23360-78.