Примеры расчета параметров процесса впуска
Величина ΔТ для дизельного Величина ΔТ для бензинового
двигателя лежит в пределах: двигателя лежит в пределах:
ΔТ = 10 – 40°С;
ΔТ = 25 °С.
ΔТ = 0–20°С;
ΔТ = 10 °С.
В зависимости от параметров окружающей среды и подогрева, меняется плотность заряда на впуске, кг/м3,
, (4.2)
где В = 287 Дж/(кг·° С) – удельная газовая постоянная для воздуха, тогда
Плотность заряда и сопротивление впускной системы влияет на потери давления на впуске, МПа,
, (4.3)
где β – коэффициент затухания скорости движения заряда в цилиндре;
ξ – коэффициент сопротивления системы впуска;
ωвп – средняя скорость заряда на впуске, м/с.
Значениями (β2 + ξ) и ωвп при расчёте задаются.
Для автотранспортных двигателей рекомендуются следующие интервалы значений:
(β2 + ξ) = 2,5…4 = 3,25;
ωвп = 50…130 = 60 м/с.
Тогда подставив эти значения в формулу ,получим:
Таким образом, давление Ра в конце пуска, МПа,
Ра = Ро – Δ Р.
Ра = 0,1 - 0,007 = 0,09 МПа.
Ра = 0,1-0,0179865=0,082 МПа.
Предел Δ Р = (0,06…0,2); Ро = (0,006…0,02).
Коэффициент остаточных газов γr характеризует степень очистки цилиндра от продуктов сгорания. Величина γr зависит от степени сжатия, давления и температуры рабочего тела на впуске и выпуске и может быть определена по выражению:
. (4.4)
Подставляя все значения, получим
Вероятные значения γr Вероятные значения γr
находятся в пределах для дизе- находятся в пределах для бензи-
льных двигателей: новых двигателей:
γr = 0,02 – 0,06.
γr = 0,04–0,1.
Температура в конце впуска Та в значительной мере определяется температурой остаточных газов, К,
. (4.5)
Расчётные значения величины Расчетные значения величины
Та должны находиться в преде- Та должны находиться в преде-
лах для дизельных двигателей: лах для бензиновых двигателей:
Та = 310 – 350 К.
Та = 320–370 К.
Величина, характеризующая качество процесса впуска, - коэффициент наполнения двигателя ηv, определяющий степень заполнения объёма цилиндра двигателя свежим зарядом в процессе впуска. Коэффициент наполнения:
. (4.6)
Для дизельного двигателя:
Для двигателя с искровым зажиганием :
Расчётные значения величины ηv для дизельных двигателей находятся в пределах: ηv = 0,7–0,9, для карбюраторных(бензиновых) двигателей находятся в пределах: ηv = 0,7–0,9.
Определение параметров процесса сжатия
Процесс сжатия характеризуется показателем политропы сжатия, температурой, давлением и теплоёмкостью рабочего тела в процессе сжатия.
Величина показателя политропы сжатия n1 определяется на основании опытных данных в зависимости от степени сжатия двигателя и температуры в конце впуска Та:
для дизельных двигателей:
n1 = от (К1 – 0,002) до (К1 – 0,004) = К1 – 0,02;
для двигателей с искровым зажиганием:
n1 = от (К1 – 0,02) до (К1 – 0,04) = К1 – 0,002;
где К1 – показатель адиабаты сжатия. К1 = 1,372;
n1 = 1,372 - 0,02 =1,352,
n1 = 1,372 - 0,002 =1,370.
Давление в конце процесса сжатия Рс определяется по формуле, МПа,
Рс = Ра· (4.7)