Регулирование скорости, рекуперативное торможение
Схема управления предусматривает только один способ регулирования скоро-
сти – ослаблением магнитного потока параллельной обмотки возбуждения Е1-Е2
нажатием кнопки SB1 «Скорость больше».
Резисторы R2 и R3 – пусковые, т.е. рассчитаны на короткое время протека-
ния пускового тока. Следует обратить внимание, что резистор R2 в данной схеме используется дважды: как пусковой, так и тормозной ( при непродолжительном динамическом торможении ).
Для регулировании скорости вначале двигатель включают нажатием кнопки SB2 «Вперёд» и дожидаются окончания пуска.
После этого нажимают на 1-2 с кнопку SB1 «Скорость больше», контакты
кнопки размыкаются, в цепь параллельной обмотки возбуждения Е1-Е2 вводится
регулировочный резистор R4.
Магнитный поток двигателя уменьшается, двигатель переходит из точки F
естественной механической характеристики «3» в точку G искусственной характе-
ристики «4» и разгоняется до точки Н.
Внимание: кнопку SB1 удерживать нажатой не более 1-2 с, иначе из-за резко возросших центробежных усилий могут лопнуть бандажи на лобовых частях обмотки якоря ( перемотка обмотки ).
После отпускания кнопки SB1 двигатель перейдёт из точки Н на характери-
стике «4» в точку L на характеристике «3», знак электромагнитного момента двига-
теля станет отрицательным.
Двигатель перейдёт в режим рекуперативного торможения и станет работать
как генератор постоянного тока, возвращая энергию в сеть 220 В постоянного тока.
Скорость двигателя из-за действия тормозного момента уменьшится до точ-
ки К. В этой точке рекуперативное торможение закончится, электромагнитный тор
мозной момент двигателя М = 0.
Если двигатель в точке К не отключить, он уменьшит свою скорость до точ-
ки F, после прихода в которую скорость перестанет уменьшаться.
В этой точке двигатель работает в установившемся режиме на естественной механической характеристике «3».
Таким образом, двигатель работал в режиме рекуперативного торможения
только на отрезке LK характеристики «3». На отрезке КF двигатель работает в обычном двигательном режиме.
Реверс двигателя
Для изменения направления вращения нажимают кнопку SB3 «Назад».
Процесс пуска двигателя в обратном направлении происходит так же, как при
включении двигателя в направлении «Вперёд».
Двигатель разгоняется по симметричной траектории 0-А'-В'-С'-D'-Е'-F' до точки F', в которой пуск заканчивается.
Порядок выполнения работы
Подготовка схемы к работе
1. Включить выключатель управления S1;
2. через 2-3 с убедиться, что включились контакторы КМ1, КМ4 и реле времени КТ1 и КТ2, через который получает питание катушка линейного контактора КМ1.
Пуск двигателя
1. Нажать кнопку SB2 «Вперёд», далее пуск происходит автоматически;
2. после окончания пуска убедиться, что включены контакторы КМ1, КМ2;
3. остановить двигатель обычным способом ( без перевода в режим динами
ческого торможения ), для чего нажать одновременно кнопки SB4 «Стоп» и SB5 «Блокировка динамического торможения».
При выполнении п.3.2. :
4. внести в таблицу 1 значения начального пускового тока I ( бросок тока
в первый момент пуска ) и номинального I ( после окончания пуска );
Таблица 1. Токи переходных процессов
Характер тока | I , А | I , А | I , А |
Пусковой | |||
Номинальный | |||
Динамического торможения |
5. определить по секундной стрелке часов время t пуска и t свободного
выбега двигателя. Время пуска отсчитать от момента нажатия кнопки SB2 «Пуск» до момента, когда скорость двигателя перестанет увеличиваться. Время свободного выбега - от момента нажатия кнопок SB4 и SB5 до момента полной остановки двигателя. Оба значения времени внести в табли-
цу 2.
Таблица 2. Время переходных процессов
Время | t , с | t , с | t , с |
Пуска | |||
Свободного выбега | |||
Динамического торможения |
Динамическое торможение
1. Нажать кнопку SB2 «Вперёд», далее пуск происходит автоматически;
2. после окончания пуска убедиться, что включены контакторы КМ1, КМ2;
3. остановить двигатель нажатием кнопки SB4 «Стоп»;
При выполнении п.3.2. :
4. внести в таблицу 1 значения тока динамического торможения I
( по обратному отбросу стрелки амперметра РА );
5. определить по секундной стрелке часов время t динамического тор-
можения и внести его в таблицу 2. Время торможения - от момента нажатия кнопки SB4 до момента полной остановки двигателя.
Реверс двигателя
1. Нажать кнопку SB3 «Назад»;
2. убедиться в реверсе двигателя;
3. нажать одновременно кнопки SB4 «Стоп» и SB5 «Блокировка динамиче
ского торможения».
4. Оформление отчёта
4.1. Внести в отчёт: принципиальную схему ( рис. 1 ) и графики механиче-
ских характеристик ( рис.2 ); уметь объяснить работу схемы во всех режимах; уметь объяснить все переходные процессы ( при пуске, торможении, регулирова-
нии скорости );
4.2 Ответить на вопросы:
1. какие способы регулирования скорости применяются в данной работе?
2. какие виды электрического торможения применяются в данной работе?
3. какие защитные устройства обеспечивают защиты: от токов короткого замыкания; токов перегрузки; минимальную и нулевую?
4. каковы уставки защитных устройств?
5. каково назначение минимальной защиты? нулевой защиты?
6. чем опасно одновременное включение обоих реверсивных контакто-
ров? Как в схеме исключена возможность такого включения?
7. Каковы возможные причины неоднократного перегорания резистора R3?
Преподаватель Токарев Л.И.
Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України
Херсонська державна морська академія
Херсонський морський коледж
Електромеханічне відділення
Лабораторія суднових автоматизованих електроприводів
Лабораторна робота №2
“Дослідження режимів роботи асинхронного короткозамкненого
двигуна”
Лабораторная робота №2
“Исследование режимов работы асинхронного короткозамкнутого двигателя”
Рис. 1. Схема электрическая принципиальная