Регулирование скорости, рекуперативное торможение

Схема управления предусматривает только один способ регулирования скоро-

сти – ослаблением магнитного потока параллельной обмотки возбуждения Е1-Е2

нажатием кнопки SB1 «Скорость больше».

Резисторы R2 и R3 – пусковые, т.е. рассчитаны на короткое время протека-

ния пускового тока. Следует обратить внимание, что резистор R2 в данной схеме используется дважды: как пусковой, так и тормозной ( при непродолжительном динамическом торможении ).

Для регулировании скорости вначале двигатель включают нажатием кнопки SB2 «Вперёд» и дожидаются окончания пуска.

После этого нажимают на 1-2 с кнопку SB1 «Скорость больше», контакты

кнопки размыкаются, в цепь параллельной обмотки возбуждения Е1-Е2 вводится

регулировочный резистор R4.

Магнитный поток двигателя уменьшается, двигатель переходит из точки F

естественной механической характеристики «3» в точку G искусственной характе-

ристики «4» и разгоняется до точки Н.

Внимание: кнопку SB1 удерживать нажатой не более 1-2 с, иначе из-за резко возросших центробежных усилий могут лопнуть бандажи на лобовых частях обмотки якоря ( перемотка обмотки ).

После отпускания кнопки SB1 двигатель перейдёт из точки Н на характери-

стике «4» в точку L на характеристике «3», знак электромагнитного момента двига-

теля станет отрицательным.

Двигатель перейдёт в режим рекуперативного торможения и станет работать

как генератор постоянного тока, возвращая энергию в сеть 220 В постоянного тока.

Скорость двигателя из-за действия тормозного момента уменьшится до точ-

ки К. В этой точке рекуперативное торможение закончится, электромагнитный тор

мозной момент двигателя М = 0.

Если двигатель в точке К не отключить, он уменьшит свою скорость до точ-

ки F, после прихода в которую скорость перестанет уменьшаться.

В этой точке двигатель работает в установившемся режиме на естественной механической характеристике «3».

Таким образом, двигатель работал в режиме рекуперативного торможения

только на отрезке LK характеристики «3». На отрезке КF двигатель работает в обычном двигательном режиме.

Реверс двигателя

Для изменения направления вращения нажимают кнопку SB3 «Назад».

Процесс пуска двигателя в обратном направлении происходит так же, как при

включении двигателя в направлении «Вперёд».

Двигатель разгоняется по симметричной траектории 0-А'-В'-С'-D'-Е'-F' до точки F', в которой пуск заканчивается.

Порядок выполнения работы

Подготовка схемы к работе

1. Включить выключатель управления S1;

2. через 2-3 с убедиться, что включились контакторы КМ1, КМ4 и реле времени КТ1 и КТ2, через который получает питание катушка линейного контактора КМ1.

Пуск двигателя

1. Нажать кнопку SB2 «Вперёд», далее пуск происходит автоматически;

2. после окончания пуска убедиться, что включены контакторы КМ1, КМ2;

3. остановить двигатель обычным способом ( без перевода в режим динами

ческого торможения ), для чего нажать одновременно кнопки SB4 «Стоп» и SB5 «Блокировка динамического торможения».

При выполнении п.3.2. :

4. внести в таблицу 1 значения начального пускового тока I Регулирование скорости, рекуперативное торможение - student2.ru ( бросок тока

в первый момент пуска ) и номинального I Регулирование скорости, рекуперативное торможение - student2.ru ( после окончания пуска );

Таблица 1. Токи переходных процессов

Характер тока I Регулирование скорости, рекуперативное торможение - student2.ru , А I Регулирование скорости, рекуперативное торможение - student2.ru , А I Регулирование скорости, рекуперативное торможение - student2.ru , А
Пусковой      
Номинальный      
Динамического торможения      

5. определить по секундной стрелке часов время t Регулирование скорости, рекуперативное торможение - student2.ru пуска и t Регулирование скорости, рекуперативное торможение - student2.ru свободного

выбега двигателя. Время пуска отсчитать от момента нажатия кнопки SB2 «Пуск» до момента, когда скорость двигателя перестанет увеличиваться. Время свободного выбега - от момента нажатия кнопок SB4 и SB5 до момента полной остановки двигателя. Оба значения времени внести в табли-

цу 2.

Таблица 2. Время переходных процессов

Время t Регулирование скорости, рекуперативное торможение - student2.ru , с t Регулирование скорости, рекуперативное торможение - student2.ru , с t Регулирование скорости, рекуперативное торможение - student2.ru , с
Пуска      
Свободного выбега      
Динамического торможения      

Динамическое торможение

1. Нажать кнопку SB2 «Вперёд», далее пуск происходит автоматически;

2. после окончания пуска убедиться, что включены контакторы КМ1, КМ2;

3. остановить двигатель нажатием кнопки SB4 «Стоп»;

При выполнении п.3.2. :

4. внести в таблицу 1 значения тока динамического торможения I Регулирование скорости, рекуперативное торможение - student2.ru

( по обратному отбросу стрелки амперметра РА );

5. определить по секундной стрелке часов время t Регулирование скорости, рекуперативное торможение - student2.ru динамического тор-

можения и внести его в таблицу 2. Время торможения - от момента нажатия кнопки SB4 до момента полной остановки двигателя.

Реверс двигателя

1. Нажать кнопку SB3 «Назад»;

2. убедиться в реверсе двигателя;

3. нажать одновременно кнопки SB4 «Стоп» и SB5 «Блокировка динамиче

ского торможения».

4. Оформление отчёта

4.1. Внести в отчёт: принципиальную схему ( рис. 1 ) и графики механиче-

ских характеристик ( рис.2 ); уметь объяснить работу схемы во всех режимах; уметь объяснить все переходные процессы ( при пуске, торможении, регулирова-

нии скорости );

4.2 Ответить на вопросы:

1. какие способы регулирования скорости применяются в данной работе?

2. какие виды электрического торможения применяются в данной работе?

3. какие защитные устройства обеспечивают защиты: от токов короткого замыкания; токов перегрузки; минимальную и нулевую?

4. каковы уставки защитных устройств?

5. каково назначение минимальной защиты? нулевой защиты?

6. чем опасно одновременное включение обоих реверсивных контакто-

ров? Как в схеме исключена возможность такого включения?

7. Каковы возможные причины неоднократного перегорания резистора R3?

Преподаватель Токарев Л.И.

Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України

Херсонська державна морська академія

Херсонський морський коледж

Електромеханічне відділення

Лабораторія суднових автоматизованих електроприводів

Лабораторна робота №2

“Дослідження режимів роботи асинхронного короткозамкненого

двигуна”

Лабораторная робота №2

“Исследование режимов работы асинхронного короткозамкнутого двигателя”

Регулирование скорости, рекуперативное торможение - student2.ru

Рис. 1. Схема электрическая принципиальная

Наши рекомендации