Условия применения и требования к качеству дизельных топлив.

Условия применения дизельных топлив определяются особенностями рабочего процесса дизеля и условиями эксплуатации изделий военной техники, на которой установлены дизели.

Специфической особенностью дизельного двигателя является то, что смесеобразование в нем происходит непосредственно в камере сгорания, а образовавшаяся рабочая смесь самовоспламеняется за счет энергии диабатически сжатого воздуха.

Условия испарения, смесеобразования и сгорания в дизеле значительно отличаются от условий, в которых протекают эти процессы в карбюраторном двигателе.

Впрыск топлива производится в среду горячего (500…700 0С) и сильно сжатого воздуха (степень сжатия воздуха в дизеле достигает 14…18 и выше). Для обеспечения хорошего распыла (средний диаметр капель 10…100 мкм) и смесеобразования топливо в цилиндр подается под давлением (до 150 МПа и выше). Для этого используется специальная аппаратура, включающая насосы высокого давления и форсунки или насосы-форсунки. Вследствие этого, топливная система дизеля гораздо сложнее, чем у карбюраторного двигателя.

Топливо в дизельном двигателе выполняет не только роль горючего, но и используется в качестве смазочного материала трущихся деталей топливной аппаратуры.

Процесс смесеобразования включает: распыливание вводимой порции топлива, распределение капель в камере сгорания, испарение и диффузию паров топлива.

В быстроходных дизелях смесеобразование осуществляется в весьма короткие промежутки времени (за 0,003…0,006 с). К началу воспламенения (период задержки воспламенения составляет 0,0016…0,003 с) процессы смесеобразования не успевают завершаться во всем объеме камеры сгорания, продолжают развиваться одновременно с процессом горения топливно-воздушного заряда. При этом вследствие температуры скорость процессов физико-химической подготовки, еще не участвующего в горении топлива, значительно увеличивается. Однако, в дальнейшем условия воспламенения и горения топлива, особенно поступающего в конце впрыска, ухудшаются за счет недостаточного подвода кислорода в зону реакции и фракционирования при испарении капель топлива, так как в последнюю очередь испаряются и участвуют в горении высококипящие углеводороды с большой молекулярной массой. В этих условиях горение последних порций топлива замедляется и в условиях повышенных нагрузок является одной из причин дымления двигателя.

На рис.2.1 показана индикаторная диаграмма рабочего процесса двигателя с воспламенением от сжатия, развернутая по углу поворота коленчатого вала. Пунктиром показано изменение давления в камере сгорания неработающего двигателя. В непрерывном рабочем процессе можно выделить три стадии.

К первой стадии относятся процессы, протекающие в камере сгорания от момента начала впрыска (точка 1) до образования очага пламени. С момента образования очага пламени начинается резкое повышение давления, и этот момент характеризуется на индикаторной диаграмме точкой отрыва линии работающего двигателя (точка 2) от линии сжатия.

 
  Условия применения и требования к качеству дизельных топлив. - student2.ru

 
 
Рис. 2.1. Развернутая индикаторная диаграмма дизеля

Период времени от начала впрыска до начала горения называется периодом воспламенения (самовоспламенения). В этот период времени происходит распыливание, смешение и испарение топлива, а также его предпламенные превращения, заканчивающиеся в некоторых частях образованием первичных очагов горения. К началу воспламенения достаточно глубокие химические процессы окисления успевают пройти только в небольшой части топливного заряда. В дальнейшем эти процессы развиваются в условиях высоких температур и давлений, обусловленных сгоранием последующих порций топлива.

Во второй стадии происходит распространение турбулентного горения по топливно-воздушной смеси. Вторая стадия начинается с момента самовоспламенения (точка 2) и длится до точки 3. После образования первоначальных очагов воспламенения и начавшегося турбулентного горения возможно образование новых очагов, от которых также распространяется фронт пламени по горючей смеси. Если предпламенная подготовка смеси в первой стадии развилась недостаточно быстро, то к моменту начала воспламенения в камере сгорания накапливается излишне большое количество гетерогенной топливовоздушной смеси и практически одновременно возникает большое количество начальных очагов воспламенения. В этих случаях зона реакции распространяется за счет самоумножения очагов воспламенения - последовательного самовоспламенения предварительно подготовленной горючей смеси. Такое горение обычно приводит к высокой скорости нарастания давления и жесткой работе двигателя.

В третьей стадии происходит догорание рабочей смеси в цилиндре двигателя. Догорание происходит в условиях высоких температур и уменьшенной концентрации паров топлива и воздуха при движении поршня к нижней мертвой точке. В фазе догорания существенное влияние на скорость сгорания оказывает повышенная концентрация продуктов сгорания. От количества смеси, догораемой в третьей стадии и условий зависит полнота сгорания топлива и дымление двигателя.

Работа дизеля при некоторых условиях может быть мягкой или жесткой. Мягкая и жесткая работа двигателя определяется скоростью нарастания давления в камере сгорания на градус поворота коленчатого вала и зависит, главным образом, от периода задержки самовоспламенения (ПЗВ) топлива. Средняя величина жесткости работы современных быстроходных дизелей находится в пределах 0,4...0,5 МПа/град.п.к.в. (в зависимости от степени сжатия). При больших скоростях нарастания давления наблюдается жесткая работа двигателя. ПЗВ топлива оказывает решающее влияние на скорость нарастания давления в камере и зависит при прочих равных условиях от строения и химической активности углеводородов, входящих в состав дизельного топлива. Наибольшим ПЗВ обладают ароматические углеводороды, далее идут изоалканы, нафтены и непредельные углеводороды. Наименьшим ПЗВ обладают алканы нормального строения. ПЗВ уменьшается для углеводородов одинакового строения по мере увеличения их молекулярной массы.

При больших ПЗВ к началу воспламенения в камере сгорания накапливается большое количество смеси, подготовленной к сгоранию, в результате происходит воспламенение больших количеств горючей смеси и чрезмерно быстрое нарастание давления, что приводит к жесткой работе дизеля. Наоборот, при слишком малом ПЗВ топливо, впрыскиваемое в камеру сгорания начинает воспламеняться и сгорать не по всему объему, а в непосредственной близости от форсунки. В результате следующие порции топлива будут поступать в атмосферу горячего воздуха, смешанного с продуктами сгорания, что неизбежно приводит к неполному сгоранию, дымлению и потере мощности двигателя за счет неравномерного смесеобразования в объеме камеры сгорания.

На ПЗВ и характер процесса сгорания топлива в дизеле существенное влияние оказывают конструктивные и эксплуатационные факторы. Действие этих факторов проявляется через изменение режима работы, который в свою очередь влияет на мощность, экономичность и надежность работы дизеля. Увеличение температуры в конце такта сжатия и топлива улучшает характеристики воспламенения и горения. Повышение давления также увеличивает скорость химических превращений. Однако положительное влияние температуры и давления будет оказываться только при условии соблюдения оптимальных параметров распыливания, распределения топлива в камере сгорания и турбулентности среды.

Коэффициент избытка воздуха при работе дизеля оказывает меньшее влияние на скорость химических превращений по сравнению с карбюраторным двигателем и колеблется в широких пределах, так как регулирование мощности дизеля осуществляется путем изменения подачи топлива. Наддув воздуха вызывает повышение температуры и давления в конце такта сжатия, что приводит к сокращению ПЗВ и увеличению сгорания (рис.2.2).

Влияние формы, размера и материала камеры сгорания проявляется главным образом через температурный режим работы двигателя и равномерность распределения топлива по объему камеры сгорания.

Увеличение тонкости распыливания топлива ускоряет скорость испарения капель, однако при этом уменьшается дальнобойность струи, в результате чего происходит неравномерное распределение топлива по объему камеры сгорания.

 
 
Рис. 2.2. Изменение ПЗВ в зависимости от подачи топлива и давления наддува в дизеле: 1- давление наддува 0,1 МПа; 2 – давление наддува 0,15 МПа
 
  Условия применения и требования к качеству дизельных топлив. - student2.ru

За счет местного переобогащения смеси химические предпламенные процессы замедляются, что приводит к уменьшению ПЗВ. Лучшим является распыливание, при котором уже первые порции топлива равномерно распределяются по объему камеры сгорания за счет различия масс капель. Такое распыливание увеличивает скорость сгорания и сокращает продолжительность фазы догорания.

Увеличение степени сжатия приводит к увеличению давления, температуры и, следовательно, к уменьшению ПЗВ. В условиях высоких степеней сжатия за счет высоких температур и давлений слабее проявляется влияние химического состава топлива на ПЗВ. Влияние степени сжатия на ПЗВ и скорость нарастания давления показано на рис.2.3.

 
  Условия применения и требования к качеству дизельных топлив. - student2.ru

 
 
Степень сжатия

Рис.2.3. Влияние степени сжатия на ПЗВ и скорость нарастания давления в дизеле: 1 – дизельное топливо; 2 – алканоциклановая фракция дизельного топлива; 3 – ароматическая фракция дизельного топлива

С уменьшением угла опережения впрыска топлива сокращается ПЗВ, так как по мере движения поршня к верхней мертвой точке температура и давление в камере сгорания повышается. Вместе с этим при слишком малом угле опережения впрыска, хотя ПЗВ будет минимальным, однако, сгорание массы топлива перейдет в такт расширения, возникает падение мощности и дымление двигателя за счет уменьшения скорости нарастания давления и увеличения продолжительности фазы догорания (рис. 2.4).

С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя усиливается вихревое движение, повышаются температура и давление воздуха в камере сгорания. В таких условиях ПЗВ и продолжительность горения уменьшаются, в результате чего основная часть топлива успевает сгореть до начала фазы догорания (рис.2.5). Это утверждение справедливо до достижения некоторой частоты вращения коленчатого вала, которая определяется конструкцией двигателя.

 
  Условия применения и требования к качеству дизельных топлив. - student2.ru

Рис. 2.4. Влияние угла опережения впрыска топлива на период задержки воспламенения и скорость нарастания давления: 1 – дизельное топливо; 2 – алканоциклановая фракция дизельного топлива; 3 – ароматическая фракция дизельного топлива.

 
  Условия применения и требования к качеству дизельных топлив. - student2.ru

Рис.2.5. Влияние цетанового числа на период задержки воспламенения:

1 - четырехтактный дизель для испытаний топлив при Е=16, n=900 мин -1, температура охлаждающей воды t = 65 0С; 2 - то же при t =100 0С;

3 - двухтактный двигатель при Е = 16, n = 900 мин –1; 4 - то же при Е=1800.

При дальнейшем увеличении частоты вращения коленчатого вала повышение температуры и давления воздуха и соответствующее ускорение предпламенных процессов уже не успевает скомпенсировать сокращение времени, отводимого на эффективное сгорание топлива, в результате чего все большая часть топлива догорает в третьей стадии, падает эффективная мощность и увеличивается удельный расход топлива.

Таким образом, исходя из особенностей рабочего процесса и условий применения в двигателях, дизельные топлива должны отвечать следующим требованиям:

обладать хорошей прокачиваемостью в широком диапазоне температур и обеспечивать надежную, бесперебойную подачу в камеру сгорания в соответствии с заданными характеристиками;

иметь оптимальные воспламеняемость и испаряемость, необходимые для легкого запуска и плавной работы двигателя на различных эксплуатационных режимах;

не образовывать отложений в системе питания и камере сгорания;

быть устойчивыми к окислению в условиях хранения и транспортирования;

не вызывать коррозию деталей двигателя, средств хранения, транспортирования и заправки не только соединениями, входящими в состав топлив, но и в состав продуктов сгорания;

не быть токсичными и не вызывать загрязнение окружающей среды;

иметь широкую сырьевую базу и отработанные технологии производства, а также быть дешевыми.

Наши рекомендации