Cистема отопления и вентиляции транспортного вертолета.
В систему отопления и вентиляции транспортного вертолета (рис._12.1.)
Рис.12.1. Схема расположения агрегатов системы отопления и вентиляции кабин транспортного вертолета:
1,3- сетки; 2, 4- заслонки; 5- рукоятка управления заслонками воздухозаборника и забора воздуха из грузовой кабины; 6- рукоятка управления заслонками распределителя; 7- вентилятор обогревателя; 8- обогреватель КО-50; 9- распределитель; 10- правый короб; .11- фильтр-отстойник воздушной системы; 12- раструб обогрева фильтра-отстойника; 13- левый короб; 14- соединительные трубы; 15- короба обдува передних стекол и блистеров; 16- трубопровод; 17- рукоятка управления заслонкой патрубка подачи воздуха к ногам летчика; 18-заслонка патрубка подачи воздуха к ногам летчика;. 19- передний патрубок; 20- дифференциальный механизм; 21- заслонка распределителя; 22- вильчатый болт; 23- кронштейны; 24- тяга
входят: обогреватель КО-50 8, правый и левый отопительные короба 10 и 13, распределитель 9, соединительные трубы 14, короб 15 обдува передних стекол и блистеров, заслонки 18 подачи воздуха к ногам летчика, заслонки 2 и 4 управления системой обогрева и вентиляции, рукоятка 6 управления заслонками распределителя.
Керосиновый обогреватель КО-50 установлен с внешней стороны правого борта фюзеляжа перед правым подвесным топливным баком и закрыт специальным капотом-обтекателем. Обогреватель притянут лентами к кронштейнам, которые, в свою очередь закреплены к каркасу фюзеляжа при помощи тяг и вильчатых болтов.
Керосиновый обогреватель может работать в режиме отопления или в режиме вентиляции. В режиме отопления вентилятор 7 обогревателя забирает воздух из атмосферы через воздухозаборник капота обогревателя или для ускоренного прогрева из грузовой кабины через отверстие в правом борту фюзеляжа. Заслонка 4 воздухозаборника вентилятора обогревателя и заслонка 2 забора воздуха из кабины кинематически связаны между собой и управляются рукояткой 5, которая установлена на правом борту между шпангоутами №2 и 3. Если заслонка 4 открыта, воздух из атмосферы через сетку 3 поступает в обогреватель 8. При ускоренном прогреве кабин (рециркуляция) открыта заслонка 2. В этом случае вентилятор 7 засасывает воздух из грузовой кабины и подает его в обогреватель. Кроме крайних положений заслонок 2 и 4, их можно устанавливать в промежуточные положения, при этом воздух одновременно забирается как из атмосферы, так и из грузовой кабины.
От вентилятора холодный воздух подается параллельно в калорифер и камеру сгорания, куда одновременно через форсунку подается топливо. Сгорая, топливовоздушная смесь горячими газами нагревает стенки калорифера, а продукты сгорания отводятся за борт в атмосферу. Холодный воздух, циркулируя по каналам калорифера, нагревается от его стенок и подается в распределитель 9, где разделяется на два потока: один из них подается в грузовую кабину, другой - в кабину экипажа.
В распределителе установлены две заслонки 21, кинематически связанные между собой дифференциальным механизмом 20. В зависимости от положения заслонок нагретый воздух может подаваться либо в грузовую кабину, либо в кабину экипажа, либо в обе кабины одновременно в разных регулируемых пропорциях (см. приложения 1,2).
На обогрев грузовой кабины нагретый воздух поступает в правый отопительный короб 10, откуда по соединительным трубам 14, проложенным под полом грузовой кабины, в левый отопительный короб 13. В кабину экипажа из распределителя 9 воздух подается по гибкому трубопроводу 16.
Отопительные короба 10 и 13 изготовлены из листового дюралюминия и имеют теплоизоляционный слой. Между коробами и внутренней обшивкой фюзеляжа также проложены теплоизолирующие прокладки. В стенках правого и левого коробов имеются отверстия для выхода теплого воздуха, размеры и размещение которых обеспечивают равномерное распределение его по всей грузовой кабине.
В задней части левого отопительного короба выведен патрубок, заканчивающийся раструбом 12, через который теплый воздух подается на обогрев фильтра-отстойника 11 воздушной системы .
Трубопровод 16, подающий воздух в кабину экипажа, проложен под полом грузовой кабины и кабины экипажа и соединен с передним патрубком 19. От патрубка гибкие соединительные магистрали подходят к левому и правому патрубкам с заслонками 18, через которые воздух подается к ногам пилотов. Расход воздуха через заслонки можно регулировать поворотом рукояток 17. У бортов кабины ответвления трубопровода заканчиваются коробами 15, подведенными к каркасу остекления кабины. Из этих коробов воздух направляется на передние стекла и блистеры через отверстия в стенках.
В режиме вентиляции открывается заслонка 4, а заслонка 2 закрывается, после чего включается вентилятор 7 обогревателя без подачи топлива в последний. В этом случае воздух поступает из атмосферы через воздухозаборник и подается (без подогрева) в выходной распределитель 9 и далее в кабины по тем же каналам, что и в режиме отопления. Вытяжная вентиляция кабин транспортного вертолета осуществляется через заслонку и жаберные щели, установленные на левой грузовой створке.
Пассажирский вариант.
В пассажирском варианте вертолета система отопления и вентиляции кабины экипажа выполнена аналогично, а система отопления и вентиляции пассажирской кабины имеет ряд конструктивных особенностей по сравнению с транспортным вертолетом. В режиме отопления (рис._12.2.)
Рис. 12.2. Система отопления и вентиляции кабин пассажирского вертолета:
1- сетка; 2- заслонка воздухозаборника; 3- заслонка вентиляции с ручкой управления; 4- вертикальный трубопровод; 5- рукоятка управления заслонками распределителя; 6- рукоятка управления заслонкой воздухозаборника; 7- заслонка; 8- вентилятор обогревателя; 9- распределитель; 10- дифференциальный механизм; 11- правый вентиляционный короб; 12- левый вентиляционный короб; 13- сдвижная заслонка; 14- поперечный трубопровод; 15- патрубки индивидуального обдува пассажиров; 16- вентилятор; 17- фильтр-отстойник воздушной системы; 18- раструб обогрева фильтра-отстойника; 19- левый отопительный короб; 20- правый отопительный короб; 21- заслонки отопительных коробов; 22- патрубок-эжектор рециркуляции; 23- приемный патрубок; 24- соединительные трубы; 25- короба обдува стекол и блистеров; 26-трубопровод; 27- рукоятка управления заслонкой патрубка подачи воздуха к ногам летчика; 28-заслонка патрубка подачи воздуха к ногам летчика; 29- передний патрубок
вентилятор 8 обогревателя забирает воздух из атмосферы через воздухозаборник или для ускоренного прогрева из пассажирской кабины через прямоугольное отверстие в правом вентиляционном коробе 11, которое перекрывается заслонкой 7, подвешенной на петлях и в закрытом положении удерживаемой пружиной.
Для ускоренного прогресса (режим рециркуляции) заслонка 2 воздухозаборника обогревателя закрыта. В этом случае воздух из пассажирской кабины, открывая заслонку 7 правого вентиляционного короба, поступает в вертикальный трубопровод 4 и далее через отверстие в наружной обшивке фюзеляжа - в приемный патрубок 23, откуда подводится к вентилятору 8 обогревателя. Кроме того, вентилятор забирает дополнительное количество наружного воздуха через обратный клапан, установленный в нижней части воздухозаборника позади заслонки 2. Заслонка управляется из пассажирской кабины рукояткой 6, которая расположена у шпангоута № 1 на правом отопительном коробе. При полностью открытой заслонке 2 воздухозаборника воздух поступает в обогреватель только из атмосферы. Возможны и промежуточные положения этой заслонки, при которых воздух забирается как из атмосферы, так и из пассажирской кабины.
Нагретый воздух из обогревателя КО-50 поступает в распределитель 9, а затем по правому 20 и левому 19 отопительным коробам в пассажирскую кабину. Для выхода теплого воздуха в пассажирскую кабину в отопительных коробах имеются отверстия, в которых установлены регулируемые заслонки 21. Величина отверстия заслонок регулируется при монтаже системы на вертолете для получения равномерного поля температур по всей кабине.
В режиме вентиляции открывается заслонка 2 воздухозаборника и включается вентилятор 8 обогревателя. В этом случае воздух забирается из атмосферы через воздухозаборник и подается (без подогрева) в выходной распределитель 9 и далее поступает в кабины по тем же каналам, что и в режиме отопления. Кроме того, атмосферный воздух от скоростного напора поступает в приемный патрубок 23 и направляется по вертикальному трубопроводу 4 в вентиляционные короба 11 и 12, которые соединены между собой трубопроводом 14, установленным между шпангоутами № 10 и 11. Из вентиляционных коробов воздух поступает в пассажирскую кабину через отверстия, перекрываемые заслонками 13, которыми регулируется интенсивность подачи воздуха в кабину. В холодное время заслонки 13 закрываются полностью. Вентиляционные короба расположены вдоль потолочной панели снизу: правый - между шпангоутами № 1 и 13, левый - между шпангоутами № 3 и 16. Короба изготовлены из дюралюминия. Кроме сдвижных заслонок, они имеют патрубки 15 индивидуального обдува пассажиров.
На правом отопительном коробе в передней части имеется прямоугольное отверстие (вид А), соединяющее короб с вертикальным трубопроводом 4. От этого отверстия с внутренней стороны вертикального трубопровода 4 отходит патрубок 22, выполненный в виде эжектора. Наличие патрубка позволяет подмешивать теплый воздух из отопительного короба к атмосферному воздуху, подаваемому скоростным напором через приемный патрубок 23, и несколько повышать температуру вентиляционного воздуха.
Вертолет в пассажирском варианте оборудован вытяжной вентиляцией, которая обеспечивает принудительный отсос воздуха из пассажирской кабины. Принудительный отсос воздуха осуществляется центробежным вентилятором ДВ-1КМ через отводной патрубок и воздушную заслонку. Центробежный вентилятор 16 установлен с правой стороны на стенке шпангоута № 16. В месте установки вентилятора стенка шпангоута вырезана и для жесткости подкреплена накладкой. К фланцу вентилятора болтами закреплен патрубок, состоящий из двух секций, соединенных между собой хомутом. Внешняя секция патрубка фланцем приклепана по контуру выходного отверстия, закрытого сеткой. С наружной стороны обшивки над выходным отверстием винтами закреплен обтекатель, а внутри патрубка с помощью стержня и пружины установлена двустворчатая заслонка. При включении электродвигателя вентилятора воздух засасывается вентилятором и по патрубку выбрасывается за борт, преодолевая сопротивления пружины заслонки. При выключении вентилятора заслонка под действием пружины закрывается, препятствуя проникновению воздуха из атмосферы в пассажирскую кабину.