Выбор материала для изготовления зубчатых колес
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине «Детали машин»
Разработала преподаватель Оксанич Л.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Изучение кинематической схемы приводного устройства. Выбор
двигателя. Кинематический и силовой расчеты привода 3
2 Выбор материала для изготовления зубчатых колес. Определение допускаемых напряжений 9
3 Геометрический расчет цилиндрической зубчатой передачи
(проектный расчет) 13
4 Проверочный расчет цилиндрической зубчатой передачи 18
5 Проектировочный расчет валов 24
6 Проверочный расчет подшипников на долговечность 29
7 Изучение конструкции и проверочный расчет муфты МУВП 37
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1
Изучение кинематической схемы приводного устройства. Выбор двигателя. Кинематический и силовой расчеты привода
Цель: Вычертить и изучить кинематическую схему, проанализировать назначение и конструкцию элементов привода, определить его ресурс. Произвести выбор двигателя. Рассчитать силовые и кинематические параметры привода.
Изучение кинематической схемы приводного устройства
Графическую часть задачи выполнить на чертежной бумаге формата А4 карандашом или в графическом редакторе на ПК. Работа должна содержать: кинематическую схему машинного агрегата в соответствии с техническим заданием; основную надпись; перечень элементов схемы; исходные данные для проектирования.
а) Выполняем кинематическую схему привода.
1 – двигатель; 2 – муфта; 3 –шестерня; 4 – вал быстроходный; 5 – колесо зубчатое; 6 – вал тихоходный; 7 – подшипник
Рисунок 1 – Кинематическая схема привода
б) Производим анализ назначения и конструкции элементов приводного устройства.
Приводное устройство предназначено для увеличения вращающего момента на ведомом валу за счёт уменьшения его угловой скорости.
Таблица 1 - Исходные данные
Исходные данные | Значение |
Мощность на тихоходном валу Рт , кВт | |
Частота вращения тихоходного вала, nт, об/мин | |
Характер нагрузки | |
Срок службы привода, Lг , лет, | |
Число смен в сутки, Lc | |
Продолжительность смены, tc ,ч |
в) Определяем срок службы приводного устройства Lh, , ч , с вычетом 15% времени на профилактику, текущий ремонт, нерабочие дни
Lh=365·Lr·tc·Lс ·0,85 (1)
Рабочий ресурс привода принимаем Lh = …… часов (округлить в большую сторону до целого значения).
Выбор двигателя
Двигатель является одним из основных элементов машинного агрегата. От типа двигателя, его мощности, частоты вращения и прочего зависят конструктивные и эксплуатационные характеристики рабочей машины и ее привода. Для проектируемых приводов рекомендуются трехфазные асинхронные короткозамкнутые двигатели серии 4А. Эти двигатели наиболее универсальны. Закрытое и обдуваемое исполнение позволяет применить эти двигатели для работы в загрязненных условиях, в открытых помещениях и т. п.
Исходными данными технических заданий на проектирование предусмотрено применение двигателей серии 4А с диапазоном мощностей от 0,25 до 7,5 кВт. Технические данные этих двигателей приводятся в таблице К1 [1].
а) Определяем мощность двигателя
Мощность двигателя зависит от требуемой мощности рабочей машины, а его частота вращения – от частоты вращения приводного вала рабочей машины.
Определяем мощность двигателя, Рдв, кВт
Рдв = Рт/η, (2)
где Рт – мощность на тихоходном валу, кВт;
η = ηм ·ηзуб ·ηn2 – общий КПД привода;
ηм = 0,98 – КПД муфты;
ηзуб =0,96…0,97 – КПД закрытой цилиндрической зубчатой передачи. Принимаем ηзуб = 0,96;
ηn = 0,99 – КПД одной пары подшипников качения.
η =
Рдв =
б) Определяем номинальную (паспортную) мощность двигателя Рном, кВт
Значение номинальной мощности выбираем из справочной таблицы по величине большей, но ближайшей к требуемой мощности Рдв
Рном Рд (3)
Рном= … > Рдв =…
По таблице К1[1] выбираем тип двигателя, применив для расчета четыре варианта типа двигателя:
Таблица 2
Вар. | Тип двигателя | Номинальная мощность Рном , кВт | Частота вращения, об/мин | |
Синхронная | При номинальном режиме nном | |||
в) Определяем передаточное число редуктора для каждого из четырёх вариантов двигателей
n = nном / nт , (4)
где nном – частота вращения при номинальном режиме, об/мин;
nт – частота вращения тихоходного вала, об/мин.
n1 = n2 =
n3 = n4 =
Заполняем таблицу 3.
Таблица 3
Варианты | ||||
Передаточное число |
При выборе типа двигателя учитываем, что двигатель с большей частотой вращения (синхронной 3000 об/мин) имеют низкий рабочий ресурс, а двигатели с низкими частотами (синхронными 750 об/мин) весьма металлоёмки.
Выбираем двигатель типа … (Рном= … кВт, nном= об/мин, передаточное число редуктора u = , что находится в диапазоне рекомендуемых значений u = 2,0…6,3).
3 Силовые (мощность и вращающий момент) и кинематические (частота вращения и угловая скорость) параметры привода рассчитываем на валах, исходя из требуемой (расчётной) мощности двигателя Рдв и его номинальной частоты вращения nном .
Определяем частоту вращения, угловую скорость, мощность и вращающий момент на каждом валу.
а) Вал I (быстроходный):
Определяем частоту вращения быстроходного вала, об/мин
n1 = nдв = (5)
Определяем угловую скорость быстроходного вала, рад/с
(6)
Определяем требуемую мощность двигателя, кВт
(7)
Определяем вращающий момент на быстроходном валу, Нм
(8)
б) Вал II (тихоходный):
Определяем частоту вращения тихоходного вала, об/мин
, (9)
где u- передаточное число редуктора
Определяем угловую скорость тихоходного вала, рад/с
(10)
Определяем мощность тихоходного вала, кВт
, (11)
где η – общий КПД привода.
Определяем вращающий момент на тихоходном валу, Нм
(12)
Вывод:
Таблица К1 – Двигатели асинхронные короткозамкнутые трехфазные серии 4А общепромышленного применения; закрытые, обдуваемые. Технические данные
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2
Выбор материала для изготовления зубчатых колес.