Требования к исходному уровню знаний

Знать происхождение, особенности строения, функции и поло­жения в органах покровных тканей.

Вопросы для самоподготовки

1. Классификация покровных тканей.

2. Характеристика эпидермы,

3. Характеристика эпиблемы.

4. Характеристика перидермы.

5. Использование особенностей строения покровных тканей в микроскопическом анализе лекарственного растительного сырья.

Вопросы для самоконтроля

Ответы записать в альбом

1. Приведен фрагмент описания ткани: «Первичная однослойная покровная ткань. Образуется из клеток апикальной меристемы. Состоит из тонкостенных клеток, имеющих вязкую цитоплазму. Отдельные клетки образуют одноклеточные волоски в результате выпячивания наружной стенки».

1.1. Соответствует ли это описание эпидерме?

1.2. Как называются описанные клетки с волосками?

2. Назовите покровные ткани, которые формируются в результате деятельности: дерматогена, туники, феллогена.

3. Имеет ли принципиальное отличие перидерма надземных и подзем­ных органов по происхождению, строению и функциям?

4. Назовите структуры в покровных тканях, через которые осуществляются процессы газообмена и транспирации, опишите их строение.

5. Изображены типы устьичных аппаратов:

Требования к исходному уровню знаний - student2.ru

1 2 3 4 5

5.1. Определить типы устьичных аппаратов, изображенные на рисунке.

5.2. Назвать принципиальные отличия между ними.

5.3. Для каких семейств наиболее характерны устьичные типы: 2; 4; 5.

6. Изображены различные типы трихом:

Требования к исходному уровню знаний - student2.ru

1 2 3 4

Требования к исходному уровню знаний - student2.ru

5 6 7 8

6.1. Назвать все типы трихом.

6.2. Объяснить принципиальную разницу между волосками и эмергенцами.

6.3. Выбрать «мертвые» трихомы.

6.4. В чемпринципиальное различие между трихомами, изображенными под №№ 1 и 4?

6.5. Существует ли связь между условиями произрастания растений и обилием трихом на листе?

6.6. Для растений каких семейств характерны трихомы, изображенные под №№ 2 и 3?

7. Пользуясь Приложением 2, дать характеристику эпиблемы, эпидермы и перидермы.

Раздел 2. Работа на занятии

План занятия

1. Проверка исходного уровня знаний 20 мин.

2. Самостоятельная работа 105 мин.

3. Тестовый контроль 10 мин.

Работа 1. Строение эпидермы листа герани

1.1. Рассмотреть поверхностный препарат листа герани на малом увеличении. Обратить внимание на конфигурацию клеток эпидермы, характер их расположения. Отметить наличие в эпидерме устьиц, а на эпидерме простых и железистых волосков.

1.2. Рассмотреть на большом увеличении устьичный аппарат, сосчи­тать количество околоустьичных клеток.

1.3. Зарисовать несколько клеток эпидермы, обозначить в рисунке:

1) собственно эпидермальные клетки

2) замыкающие клетки устьиц

3) околоустьичные клетки;

4) трихомы листа:

а) железистый волосок

б) простой волосок

Работа 2. Строение эпидермы листа ириса

2.1. Рассмотреть поперечный срез листа ириса на малом увеличении. Найти участок эпидермы с устьицами.

2.2. Отмеченный участок рассмотреть на большом увеличении. Обра­тить внимание на неравномерность утолщения оболочки клеток эпидермы, на наличие кутикулы, на форму замыкающих клеток устьиц и наличие воздухоносной полости под устьицами.

2.3. Зарисовать эпидерму и обозначить в рисунке:

1) клетки эпидермы

2) кутикула

3) замыкающие клетки устьиц

4) устьичная щель

5) воздухоносная полость

6) клетки мезофилла листа

Работа 3. Строение эпиблемы

3.1. Рассмотреть препарат корня ириса на малом увеличении. Найти покровную ткань эпиблему.

3.2. Обратить внимание на то, что клетки эпиблемы расположены в один слой, имеют неопределенную конфигурацию, тонкие оболоч­ки. В эпиблеме видны трихобласты.

3.3. Найти участки, где эпиблема слущилась и ее заменила экзо­дерма. Клетки экзодермы располагаются в несколько слоев, без межклетников, имеют многогранную форму и утолщенные, частично одревесневшие, оболочки.

3.4. Зарисовать несколько клеток эпиблемы и экзодермы, обозначить в рисунке:

1) клетки эпиблемы

2) трихобласты

3) клетки экзодермы

Работа 4. Строение перидермы

4.1. Рассмотреть препарат поперечного среза ветки бузины на малом увеличении. Найти участок покровной ткани с чечевичкой.

4.2. Отмеченный участок рассмотреть на большом увеличении. Обра­тить внимание на многослойную пробку, рыхлое расположение клеток, образующих чечевичку, характер камбиальной зоны.

4.3. Зарисовать рассмотренный участок перидермы, обозначить в рисунке:

1) пробка

2) феллоген

3) феллодерма

4) чечевичка с выполняющими клетками

Работа 5. Особенности строения эпидермы листьев различных семейств

5.1. Приготовить последовательно временные препараты листьев шалфея, адониса весеннего, термопсиса ланцетного.

5.2. Рассмотреть на малом и большом увеличении, обратить внимание на количество околоустьичных клеток и определить тип устьичного аппарата, на форму стенок клеток эпидермы, на наличие трихом различного типа.

5.3. Сделать рисунок эпидермы каждого препарата, обозначить:

1) устьице

2) околоустьичные клетки

3) трихомы (указать тип)

Работа 6. Ответить на вопросы тестового контроля по теме: «Покровные ткани».

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Секреторные ткани

Объем темы: 3 часа

Целевые задачи:

- усвоить основные особенности происхождения, строения, функции и положения в органах растений секреторных тканей;

- научиться определять в препаратах различные типы эндогенных и экзогенных выделительных тканей;

- научиться изображать элементы секреторных тканей.

Раздел 1. Самоподготовка

Наши рекомендации