Типовые узлы схем электропривода с электродвигателем постоянного тока независимого возбуждения
В схеме (рисунок 6.2 а) выделяется силовая часть (сам ЭД) и цепи управления.
КМ1 – линейный контактор;
КМ2 – контактор ускорения;
КТ – реле времени (нормально замкнутый; выдержка времени на замыкание);
SB1 – кнопка «пуск»;
SB2 – кнопка «стоп».
До пуска: питается ОВ, КТ и размыкает свой контакт в цепи катушки КМ2.
Пуск: нажимаем SB1, получает питание катушка КМ1 и своим силовым контактом подключает ЭД к сети. Начинается разгон ЭД.
Замыкается блок-контакт КМ1, шунтирующий кнопку «пуск». Нормально-замкнутый КМ1 разрывает цепь питания КТ → КТ считает время (т.1 на графике 6.2 б). Через выдержку времени Δt замыкается нормально-замкнутый КТ (т.2) → катушка КМ2 получает питание и своим контактом КМ2 шунтирует Rд → ЭД выходит на естественную характеристику (т3) и разгоняется по ней до М=Мс (т.4)
На кривых переходного процесса (рисунок 6.2 в) скорость нарастает по экспоненте, ток уменьшается по экспоненте и наблюдается скачок тока при шунтировании добавочного сопротивления Rд
Остановка ЭД: нажимаем SB2, КМ1 теряет питание и отключается якорь ЭД от сети.
КТ – реле времени;
КМ3 – контактор торможения;
КМ – линейный контактор;
Параллельно якорю подключены катушки КМ1 и КМ2 (ускорения) (рисунок 6.3 а).
Регулировочные резисторы Rу1 и Rу2 регулируют напряжение включения КМ1 и КМ2 (у Rу1 уставка меньше; КМ1 срабатывает при Е1 (ω 1); КМ2 при Е2 (ω2)
До пуска: питается ОВ. Нажимаем SB1 → включается КМ → силовой нормально-открытый КМ подключает КM → нормально-открытый КТ замыкается. Нормально-закрытый КМ откроется → КМ3 получает питание (готовиться цепь торможения). Все происходит в точке 1 (рисунок 6.3 б).
При Е1 (ω 1) срабатывает КМ1 → шунтируется Rд1 → ЭД выходит на характеристику 2.
При Е2 (ω2) срабатывает КМ2 → шунтируется Rд2 → ЭД выходит на естественную характеристику и разгоняется по ней, пока не уравняются моменты двигателя и нагрузки М=Мс.
Остановка: SB2 → КМ теряет питание и КМ отключает ЭД от сети, а блокировочные нормально-замкнутые КМ подключает КМ3 → КМ3 подключает ЭД на Rд3 . Идет динамическое торможение. Нормально-открытый КМ обесточит КТ → реле считает время. Через Δt нормально-открытый КТ откроется
Пуск схемы 6.4 производится как в схеме 6.2 а. Остановка: КМ2 питается от якоря ЭД. SB2 → КМ теряет питание и отключает якорь от сети. Нормально-замкнутый КМ подключает КМ на ЭДС якоря (скорость ω велика; ЭДС большая). КМ2 срабатывает и подключает ЭД на Rд2 своим силовым контактом КМ2, т.е. двигатель переходит в режим динамического торможения. При уменьшении скорости уменьшается и ЭДС. При достижении ЭДС нулевого значения, сопротивление Rд2 отключается, схема в исходном состоянии.