Аварии и неполадки систем топливоснабжения, автоматического регулирования и защиты
В системах жидкого топливоснабжения неполадки могут возникать при подготовке и распределении топлива. Отказ в холодное время года системы подогрева жидкого топлива приводит к прекращению его подачи в ГТУ. Это случается также при поломке топливных насосов, засорении фильтров, разрушении топливопроводов.
Наиболее распространенной причиной разрушения топливопроводов является вибрация. Чтобы ее ликвидировать, устанавливают топливопроводы на дополнительные опоры. Кроме того, топливопроводы подвержены коррозии. Особенно опасна коррозия их внутренних поверхностей. Ржавчина забивает фильтры и выводит их из строя. Чтобы избежать коррозии, топливопроводы после монтажа очищают, пассивируют и постоянно держат заполненными жидким топливом.
I В системах топливоснабжения, работающих на газе, наиболее тяжелые последствия вызывают образование и воспламенение взрывоопасной смеси. Чтобы избежать этого, газопроводы перед пуском и после останова тщательно продувают воздухом.
Содержание жидкой горючей фазы в газе также может служить причиной аварии ГТУ. Жидкость скапливается в нижних точках газопроводов и при избытке выносится в камеру сгорания, что вызывает срыв пламени и перенос его в проточную часть турбины. Если в газе содержатся взрывоопасные или ядовитые (H2S, СО, меркаптаны) примеси, чтобы избежать утечек, особое внимание уделяют плотности соединений элементов системы топливо-г подачи.
/ Неполадки систем автоматического регулирования и" защиты схожи, хотя неполадки системы защиты наиболее опасны, так как ее несрабатывание приводит почти всегда к авариям. Неполадки могут возникать в датчиках, усилительных звеньях и исполнительных механизмах.;
Так, заедание бойка автомата безопасности может служить причиной разрушения ротора из-за недопустимого увеличения частоты вращения. Сгорание или разрушение термопар, измеряющих температуру за камерой сгорания, не позволяет отключить ГТУ при недопустимом увеличении температуры газа. Засорение датчиков давления перед компрессором или за ним делает невозможным контроль за режимом его работы, вследствие чего появляется опасность возникновения помпажа.
В системах механического и гидравлического усиления возможны заедания золотников и сервомоторов, увеличение зазоров в сочленениях тяг и рычагов или их разрушение. Это ведет к выходу из строя системы регулирования и защиты.
Наиболее распространенным недостатком исполнительных механизмов является заедание штоков стопорных, топливных и противопомпажных клапанов. Чтобы предотвратить заедания при работе, штоки клапанов «расхаживают», т. е. приводят их в течение некоторого времени с помощью специальных устройств в возвратно-поступательное движение, которое не сказывается на работе ГТУ.