Принцип работы силовой схемы в генераторном режиме
При торможении группы генераторов соединены параллельно, чтобы ограничить суммарное напряжение в силовой цепи в 2 раза. Для более устойчивой работы в генераторном режиме для вагонов метрополитена применяется перекрёстно-мостовая схема. При этом ток от якорей первой группы генераторов проходит по обмоткам возбуждения 2й группы генераторов и наоборот.
Таким образом, если при электрическом торможении и неблагоприятных погодных условиях 1 и 3 колёсные пары «потеряют» сцепления с рельсами и начнут частично проскальзывать по головке рельса, то снизится
число оборотов якорей 1-й группы генераторов, в результате снизится их ЭДС, это вызовет снижение
магнитного потока в обмотках возбуждения 2-й группы генераторов. Вследствие этого уменьшится ЭДС якорей этой группы. В результате произойдёт автоматическое выравнивание токов в обеих группах. При этом несколько снизится тормозной эффект, что восстановит сцепление 1 и 3 колёсных пар с рельсами и проскальзывание колёсных пар прекратится. Увеличение числа оборотов якорей 1-й группы приведёт к возрастанию в них ЭДС и магнитного потока в ОВ 2-й группы, в результате ЭДС якорей 2-й группы увеличится и сравняется с первой, вследствие чего восстановится тормозной эффект.
Последствия явления частичного проскальзывания можно увидеть при осмотре поверхности катания колёс, так как при этом образуются многочисленные неглубокие «лыски» по всему кругу катания.
- Применение перекрёстно-мостовой схемы исключает вероятность «опрокидывания», при котором в случае полного юза генераторы одной группы переходят в моторный режим с изменением направления вращения якорей, а значит, и колёсных пар.
- На вагонах 81-717.5м последних серий в силовую схему дополнительно введены два диода (за обмотками возбуждения) для исключения возможности «опрокидывания».
Цепь состоит из двух контуров: генераторного и тормозного
- В генераторный контур входят 4 генератора (якоря и обмотки возбуждения).
- В тормозной контур включены две параллельные цепи:
- Все пуско-тормозные сопротивления и невыводимое сопротивление (точки Л8-Л13).
- Невыводимые сопротивления.
Оба контура имеют между собой две общие точки — Я3 и Л12. Для устойчивой работы четырёх генераторов схема построена перекрёстно-мостовым методом, это значит, что ток от якорей 1 группы генераторов проходит по обмоткам возбуждения 2 группы и наоборот.
Для облегчения восприятия построения силовой схемы в генераторном режиме с учётом всего вышеизложенного, ознакомьтесь с упрощённой принципиальной схемой.
- Направление тока в генераторном контуре.
- Направление тока в тормозном контуре.
- По участку Р10 – Л12 проходят уравнительные токи.