Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей.

Содержание занятия

Введение

Целью данного занятия является изучение принципов работы авиационных ГТД и основных эксплуатационных параметров и режимов работы двигателей.

Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей.

Газотурбинный двигатель, у которого турбина развивает большую мощность, чем требуется для вращения компрессора и избыточная мощность турбины передается на привод воздушного винта, называется турбовинтовым двигателем. Если избыточная мощность турбины передается на вал винта вертолета, двигатель называют турбовальным ГТД. Рабочий процесс турбовинтовых двигателей и турбовальных ГТД для вертолетов, по-существу, одинаков.

Особенность рабочего процесса ТВД по сравнению с рабочим процессом ТРД состоит в том, что вследствие большей степени расширения газа в турбине давление газа на выходе из турбины меньше, чем в ТРД, и в ряде случаев меньше атмосферного. В ТВД эффективная работа турбины LT больше эффективной работы компрессора LK. Избыточная работа турбины Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru передается на воздушный винт и является частью полезной ра-
боты цикла ТВД

Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru , (1.1)

которая может быть выражена через параметры рабочего процесса.

Тяговая мощность в ТВД создается за счет подводимой к воздушному винту через редуктор мощности и реактивной силы тяги

Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru , (1.2)

Разделив выражение (1.2) на GB, получим соотношение для полезной тяговой работы ТВД:

Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru, (1.3)

где Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru — тяговая работа винта, отнесенная к 1 кг воздуха проходящего через двигатель в 1 с.

Величина

Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru , (1.4)

где LB — работа, подводимая к винту (отнесена к 1 кг/с воздуха);

Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru — КПД винта;

Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru — механический КПД редуктора.

Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru , (1.5)

Такую же величину тяговой работы можно было бы получить одним только винтом, если к нему подвести эквивалентную работу

Соответственно этой работе получается эквивалентная мощность

Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru , (1.6)

Для современных самолетных ТВД Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru = 3500-11 000 кВт, а для вертолетных ГТД Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru = 1000 Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru 6000 кВт. Введение эквивалентной мощности удобно для оценки совершенства ТВД, которое характеризуется величиной удельных параметров двигателя.

Удельная эквивалентная мощность

Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru , (1.7)

Удельный расход топлива

Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru или Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru , (1.8)

Для ТВД полный КПД определяется как

Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru , (1,9)

но Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru , a Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru , тогда

Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru и Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru , (1.10)

Для современных ТВД на стенде Се = 0,3 Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru 0,4 кг/кВт • ч, Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru =150 Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru 200 кВт-с/кг.

Работу цикла в ТВД распределяют между винтом и реакцией таким образом, чтобы получить максимальную тяговую работу. При этом полный КПД будет максимальным, а Се — минимальным.

Теоретически доказывается, что максимальная тяговая работа ТВД получается при условии, из которого следует, что, чем больше скорость полета и меньше Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru , тем больше должна быть скорость истечения газа из сопла двигателя сс, тем меньше будет работа, передаваемая на винт.

Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru , (1.11)

Влияние параметров рабочего процесса Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru и Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru (или Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru ) на удельные параметры ТВД качественно такое же, как и в ТРД. Исключение составляет влияние температуры перед турбиной на удельный расход топлива. В ТРД существует экономическое значение температуры газа перед турбиной Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru , при которой Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru . Это обусловлено тем, что при увеличении Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru и соответствующем росте Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru возрастают также потери с выходящими газами, что снижает тяговый КПД Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru = 2/(l + Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru ) и при Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru > Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru — полный КПД. В ТВД основная часть тяговой работы создается воздушным винтом, КПД которого (характеризующий степень преобразования основной части работы цикла Le в тяговую работу) не зависит от величины Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru (или Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru ). Поэтому в ТВД при увеличении Вопрос №1. Основные эксплуатационные параметры и режимы работы авиационных двигателей. - student2.ru удельный расход топлива непрерывно уменьшается. Следовательно, в ТВД целесообразно повышать температуру газа перед турбиной как с точки зрения увеличения мощности двигателя, так и с точки зрения повышения его экономичности.

Вывод: газотурбинный двигатель, у которого турбина развивает большую мощность, чем требуется для вращения компрессора и избыточная мощность турбины передается на привод воздушного винта, называется турбовинтовым двигателем. Если избыточная мощность турбины передается на вал винта вертолета, двигатель называют турбовальным ГТД.

Особенность рабочего процесса ТВД по сравнению с рабочим процессом ТРД состоит в том, что вследствие большей степени расширения газа в турбине давление газа на выходе из турбины меньше, чем в ТРД, и в ряде случаев меньше атмосферного.

В ТВД целесообразно повышать температуру газа перед турбиной как с точки зрения увеличения мощности двигателя, так и с точки зрения повышения его экономичности.

Основные эксплуатационные параметры и режимы работы двигателя Аи-24:

Технические данные турбиновинтового двигателя АИ-24

Направление вращения воздушного винта и ротора двигателя (если смотреть по направлению полета) - левое.

Редуктор - планетарный, с датчиком флюгирования по отрицательной тяге и измерителем крутящего момента.

Тип датчика флюгирования по отрицательной тяге – гидромеханический.

Измеритель крутящего момента (ИКМ) на валу винта - гидравлический

Винтовая мощность, замеренная ИКМ = 27,09 Рикм *, л.с.

Компрессор - осевой

Примечания:

1. Одновременный постоянный и эпизодический отбор воздуха допускается на режимах работы двигателя от максимального и ниже.

2. На взлетном режиме в условиях возможного обледенения разрешается производить отбор воздуха на обогрев ВНА и воздухозаборника двигателя.

3. В условиях возможного обледенения при уходе самолета на второй круг или в полете с одним работающим двигателем при отказе другого двигателя разрешается работа исправного двигателя на взлетном режиме при включенной системе отбора воздуха на противообледенительную систему крыла, оперения, ВНА, воздухозаборника и систему кондиционирования.

4. Мощность и экономичность двигателя при включенной системе отбора воздуха может не соответствовать основным техническим данным.

5. Количество отбираемого воздуха сохраняется до высоты 6000 м; выше этой высоты количество отбираемого воздуха уменьшается пропорционально плотности атмосферного воздуха.

6. Камера сгорания – кольцевая, количество головок в камере сгорания - 8

7. Турбина – осевая, количество ступеней - 3

8. Тип реактивного сопла – нерегулируемое.

9. Часовой расход масла - не более 0,6 кг/ч

Режимы работы двигателя АИ-24 представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Режим работы двигателя АИ-24

Наименование режима Угол поворота рычага управления двигателем по указателю УПРТ-2, град Частота вращения ротора двигателя Время непрерывной работы двигателя, мин Время работы двигателя, % от ресурса
об/мин %
Взлетный 100 ± 2 15800 ± 150 103…105 Не более 5 Не более 3
Максимальный (взлетный режим в полете) 74 ± 2 15800 ± 150 103…105 Не более 60 Не более 15
Номинальный: 63 ± 2 15800 ± 150 103…105 Не ограничено Не более 45
– 0,85 номинального 51 ± 2 15800 ± 150 103…105 Не ограничено Не ограничено
– 0,7 номинального 40 ± 2 15800 ± 150 103…105 Не ограничено Не ограничено
– 0,6 номинального 34 ± 2 15800 ± 150 103…105 Не ограничено Не ограничено
– 0,4 номинального 23 ± 2 15800 ± 150 103…105 Не ограничено Не ограничено
Земной малый газ 14050 ± 225 91…94 Не более 30 Не ограничено

Примечания:

1. Частоты вращения двигателя соответствуют 15187 об/мин.

2. В случае полета с одним работающим двигателем допускается его непрерывная работа на взлетном режиме не более 90 мин.

3. При возникновении отрицательных перегрузок в полете допускается падение давления масла ниже 3,5 кгс/см2.

4. Максимально допустимая температура газов за турбиной при запуске в воздухе не должна превышать 700 °С, а заброс частоты вращения не должен быть более 110 %.

5. При изменении режима работы двигателя допускается кратковременное (не более 10 с) уменьшение частоты вращения до 98 %, при этом во всех случаях увеличение частоты вращения не должно превышать 110 %.

6. Максимально допустимая температура газа за турбиной при запуске не более 750°С

7. Максимально допустимое увеличение частоты вращения двигателя при пробе приемистости 110 % (16700 об/мин)

8. Габаритные размеры двигателя, мм:

длина - 2346 ± 5

ширина - 677 ± 5

высота -1075 ± 5

9. Сухая масса двигателя, кг - 600+2%

10. Система смазки - циркуляционная, под давлением

11. Масляный агрегат:

-условное обозначение - МА-24

-тип - шестеренчатый, пятисекционный

-количество - 1

-передаточное число - 0,4468

-направление вращения – правое

12. Масляный насос измерителя крутящего момента:

-условное обозначение - МИКМ-24

-тип - шестеренчатый

-количество - 1

-передаточное число - 0,29188

-направление вращения – правое

Основные эксплуатационные параметры и режимы работы двигателя ТВ2-117(ТВ3-117).

Условное обозначение двигателя ТВ2-117А

Тип двигателя турбовинтовой, со свободной турбиной

(турбиной винта)

Направление вращения роторов (смотреть по полету) компрессора, турбины компрессора, и свободной турбины - левое

Компрессор – осевой, количество ступеней – 10, количество клапанов перепуска воздуха - 2

Отбор воздуха из компрессора для систем вертолета:

Камера сгорания кольцевая, с восемью головками для форсунок

Турбина компрессора осевая, двухступенчатая

Свободная турбина осевая, двухступенчатая

Выхлопная система нерегулируемая, выхлоп через патрубок под углом 60° к оси двигателя

Сухая масса двигателя - 330 кг + 2%, не более

Габариты двигателя:

— длина с агрегатами и выхлопным патрубком - не более 2843 мм

— ширина - не более 550 мм

— высота - не более 748 мм

Допустимое время непрерывной работы двигателя (не более):

— на взлетном режиме - 6 мин

— на номинальном режиме - 60 мин

— на крейсерском режиме - без ограничений

— на малом газе - 20 мин

Основные данные вертолетных газотурбинных двигателей

Основные данные / двигатель ГТД-350 ТВ2-117 ТВЗ-117 Д-25 Д-136
Начало серийного производства, год
Эффективная мощность (Ne), кВт
Удельный расход топлива на взлетном режиме, г / кВт۰ч
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, г/кВт۰ч
Расход воздуха (Gв). кс / с 2,2 8,4 26,2 33,55
Степень повышения давления (πк*), 4,2 6,6 5,6 18,4
Температура газа перед турбиной (Тг*), К 1148 –
Вертолет Ми-2 Ми-8 Ми-8МТВ Ми-6 Ми-26

Вывод: газотурбинный двигатель, у которого турбина развивает большую мощность, чем требуется для вращения компрессора и избыточная мощность турбины передается на привод воздушного винта, называется турбовинтовым двигателем. Если избыточная мощность турбины передается на вал винта вертолета, двигатель называют турбовальным ГТД.

Особенность рабочего процесса ТВД по сравнению с рабочим процессом ТРД состоит в том, что вследствие большей степени расширения газа в турбине давление газа на выходе из турбины меньше, чем в ТРД, и в ряде случаев меньше атмосферного.

Конструктивные особенности ТВД и турбовальных ГТД обусловлены особенностями рабочего процесса и способа получения тяги. Компрессор и камера сгорания ТВД принципиально не отличаются от компрессора и камеры сгорания ТРД. Турбина ТВД срабатывает практически весь теплоперепад газа, поэтому число ступеней турбины — от 3 до 5. По конструкции турбина ТВД может быть одно- и двухроторной. Выходное устройство ТВД служит только для отвода отработанных газов в атмосферу, регулирование площади выходного сечения сопла не производится. Входное устройство ТВД всегда дозвуковое.

На установившихся режимах работы ГТД все его параметры остаются неизменными, на переходных режимах, вызванных любыми управляющими или возмущающими воздействиями, параметры процессов в двигателе меняются во времени.

Наши рекомендации