Подвод смазочного материала. КПД
Рис. 28.8. Вкладыш из двух половин |
Смазочный материал подводят в подшипник по ходу вращения цапфы вала в зону максимального зазора, где отсутствует гидродинамическое давление (см. рис. 28.6, б). Распределение масла по длине вкладыша осуществляется смазочными канавками, которые располагают в ненагруженной зоне (см. рис. 28.1 и 28.3). В местах стыка вкладышей делают неглубокие карманы-холодильники 1 (рисл28.8), которые охлаждают смазочный материал, распределяют его по длине цапфы и собирают продукты изнашивания.
Жидкие масла подают в подшипники самотеком или, чаще, с помощью смазочных устройств, а также под давлением от шестеренчатых и других насосов.
Сказочные устройства многочисленны и разнообразны. По характеру подачи смазочного материала различают устройства для периодического (рис. 28.9) и непрерывного (рис. 28.12) смазывания, а в зависимости от вида смазочного материала — для пластичного (рис. 28.10) и жидкого (рис. 28.11).
Рис. 28.9. Пресс-масленка Рис. 28.10. Масленка
под запрессовку колпачковая
Через пресс-масленки (см. рис. 28.9) смазочный материал подают к трущимся поверхностям под давлением с помощью шприца. Эти масленки малогабаритны, позволяют упростить подвод смазочного материала к труднодоступным узлам трения.
Колпачковые масленки (см. рис. 28.10) служат для подачи пластичного смазочного материала. Здесь мазь периодически выдавливают через канал масленки путем подвинчивания колпачка, заполненного мазью.
Фитильные масленки (см. рис. 28.11) обеспечивают непрерывность подачи масла, фильтруя его при прохождении через фитиль. Фитильное смазывание основано на принципе сифона, осуществляемого капиллярами хлопчатобумажного фитиля. Конец фитиля, вставленный в трубку масленки, должен быть ниже дна масляного резервуара. Недостатком этих масленок является зависимость подачи масла от его уровня в масленке, а также расход масла в нерабочий период.
Подвод масла кольцом (см. рис. 28.12), свободно висящим на цапфе. Вследствие трения между цапфой и кольцом последнее вращается, захватывает из ванны масло и подает его на цапфу. Отработавшее масло стекает в ванну и вновь захватывается кольцом.
Смазывание разбрызгиванием применяют в герметически закрытых механизмах (редукторах, коробках передач и др.), в которых вращающиеся детали захватывают и разбрызгивают масло.
Наиболее совершенным является циркуляционное смазывание, когда к трущимся поверхностям неперывно подводят свежее охлажденное и профильтрованное масло, а отработавшее масло непрерывно отводят (см. рис. 18.13, б).
КПД подшипников скольжения зависит от потерь на трение при контакте поверхностей скольжения. В условиях полужидкостной смазки КПД одной пары подшипников принимают: для вкладышей из чугуна η = 0,95...0,96; из бронзы η = 0,97...0,98; с баббитовой заливкой η = 0,98...0,99; из древеснослоистых пластиков при смазывании водой η = 0,98.
В условиях жидкостной смазки сопротивление вращению определяется только внутренним трением смазочной жидкости. Значения КПД η = 0,995...0,999.