Особенности и причины судовых пожаров
Пожар - это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий большой материальный ущерб и приводящий иногда к гибели людей. Пожар возникает либо как стихийное бедствие, либо как результат неосторожного обращения с огнём и нарушения правил техники безопасности.
Для успешного тушения пожара необходимо применение наиболее подходящего огнетушащего вещества, вопрос о выборе которого должен быть решён практически мгновенно.
Правильный выбор огнетушащего вещества позволяет снизить повреждения судна и опасность для его экипажа. Но задача значительно облегчается введением классификации пожаров. Международной организацией стандартов вводится деление на пять классов или типов, обозначаемых латинскими буквами А, В, С, D, Е. В каждый класс включены пожары, связанные с возгоранием материалов, имеющих одинаковые свойства при горении и требующих применения одинаковых огнетушащих средств. Поэтому для успешной борьбы с пожаром совершенно необходимо знание этих классов, а также характеристик горючих материалов, имеющихся на судне.
Пожары класса А – это пожары, связанные с горением твердых (образующих золу) горючих материалов и которые могут быть потушены с помощью воды и водных растворов. К таким материалам относятся древесина и древесные материалы, ветошь, бумага, резина и некоторые пластмассы. Тушение этих материалов производится, в основном, водой, водными растворами, пеной.
Пожары класса В – пожары, вызванные горением воспламеняющихся или горючих жидкостей. К этому классу веществ относятся нефть и жидкие нефтепродукты, жиры, краски, различные растворители и другие горючие жидкости (ГЖ). Ликвидация таких пожаров производится, в основном, пеной, а также туманно распыленной водой, порошками углекислым газом и другими нейтральными газами.
Пожары класса С – это пожары, возникающие при воспламенении газообразных веществ и материалов. К этим веществам относятся горючие газы, перевозимые морскими судами в качестве груза (водород, метан, пропан и др.), а также используемые на морских судах в качестве технологического снабжения. Тушение горючих газов осуществляют компактными струями воды или огнетушащими порошками.
Пожары класса D – это пожары, связанные с горением металлов: калия, натрия, лития, магния, титана, алюминия и др. Для тушения таких пожаров используют теплопоглощающие огнетушащие вещества, огнетушащие порошки, не вступающие в реакцию с горящими металлами.
Пожары класса Е – это пожары, возникающие при воспламенении находящегося под напряжением электрооборудования, проводников или электроустановок. Для борьбы с такими пожарами используют огнетушащие вещества, не являющиеся проводниками электричества.
В реальных судовых условиях нередко возникают пожары, совмещающие два класса. Наиболее часты следующие сочетания:
Пожары классов А и В – одновременно горят твёрдые горючие вещества и горючие жидкости.
Пожары классов А и Е – одновременно горят твёрдые горючие вещества и электрооборудование.
Пожары классов В и Е – одновременно горят горючие жидкости и электрооборудование.
Судовой пожар, как правило, сопровождается целым комплексом сопутствующих факторов, способствующих быстрому его распространению и затрудняющих работы по ликвидации пожара. К таким факторам необходимо отнести следующие:
1. Наличие на судах большого количества горючих материалов, металлических конструкций на малых площадях и теснота помещений, вызывающие быстрое повышение температуры и распространение огня по судну непосредственно от очага пожара и путем теплопроводности через накалённые металлические судовые конструкции.
2. Наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, возможность образования неконтролируемых газовых и воздушных потоков, вызываемых газообменом между зоной горения и окружающей средой.
3. Загромождённость судовых помещений и ограниченность подходов к ним, затрудняющие определение границ очага пожара и доступа к нему и снижающие эффективность применяемых средств тушения.
4. Выделение ядовитых газов и возможные взрывы судового оборудования, затрудняющие работы по ликвидации пожара.
5. Наличие большого количества электрооборудования и электроцепей, тушение которых под напряжением водой и химической пеной представляет опасность для людей; обесточивание же электрооборудования может вывести из строя большинство судовых средств пожаротушения и лишить судно возможности борьбы за живучесть.
6. Образование продуктов разложения и сгорания веществ.
7. Опасное вскипание и возможные взрывы горючих жидкостей в закрытых судовых ёмкостях.
8. Ограниченное количество воды, подаваемой к очагу пожара, которое необходимо строго контролировать из-за опасности потери остойчивости и гибели судна.
9. Невозможность получения помощи со стороны при пожаре в открытом море; в этом случае можно рассчитывать только на судовые средства пожаротушения и тренированность команд.
10. Выход из строя или невозможность спуска из-за шторма плавучих спасательных средств и вероятность появления паники среди людей, находящихся на горящем судне.
Развитие пожара зависит от места расположения очага пожара, характера газообмена в помещении, наличия в нём взрыво- и пожароопасных веществ и оборудования, оперативности действий аварийных партий.
На современных судах принимаются все возможные меры для снижения их пожарной опасности. К сожалению, следует отметить, что полностью устранить влияние рассмотренных выше особенностей возникновения и развития пожаров на судах пока не удается из-за специфики работы морского транспорта, пожаро- и взрывоопасности некоторых видов грузов, необходимости создания комфортных условий обитания пассажиров и членов экипажей судов.
Особенно большой пожароопасностью характеризуются пассажирские суда, нефтеналивные суда, суда-газовозы и ролкеры. На пассажирских судах для отделки жилых и служебных помещений применяется много горючих материалов. Кроме того, существует постоянная опасность возникновения пожара из-за нарушения пассажирами противопожарного режима (курение, использование электронагревательных и бытовых приборов и т. д.).
Все это требует от членов судовых экипажей четкой отработки способов борьбы с пожарами, высокой бдительности и организации службы.
В зависимости от того, где находится очаг пожара - внутри судна или снаружи, пожары разделяются на внутренние, или закрытые, и наружные, или открытые. Ликвидация внутренних пожаров, как правило, значительно сложнее, чем открытых.
Пространство, в котором наблюдаются различные сопровождающие пожар явления, условно разделяются на три зоны: горения, агрессивного воздействия тепла и задымления.
Зоной горения называется пространство, где происходит собственно горение. Площадь пожара - это проекция зоны горения на поверхность палубы.
Зоной агрессивного воздействия огня называется часть пространства, где тепловое воздействие пожара приводит к существенному изменению свойств материалов и предметов, что делает невозможным дальнейшее пребывание людей в этой зоне без индивидуальных защитных средств.
Зона задымления - это пространство, заполненное дымовыми газами в опасной для жизни людей концентрации, затрудняющими действие аварийных партий.
Анализ судовых аварий позволил определить основные причины возникновения пожаров на судах. К ним относятся: нарушение правил пожарной безопасности и противопожарного режима (неосторожное обращение с огнем); нарушение правил технической эксплуатации машин и механизмов; самовозгорание и недопустимое совместное хранение грузов; короткое замыкание в электрооборудовании и электропроводке; нарушение правил эксплуатации электронагревательных приборов; нарушение действующих правил перевозки опасных грузов морем; случайное попадание топлива и масла на раскаленные поверхности судовых систем и механизмов; искрообразование при разрядах статического и атмосферного электричества, а также при ударах; действие лучистой энергии, если горючие вещества находятся вблизи печей, паровых котлов или других судовых агрегатов, работающих с использованием тепла; взрывы, происшедшие из-за чрезмерного повышения давления в закрытых сосудах или мгновенного воспламенения взрывоопасных смесей и т. д.
Под борьбой с пожарами подразумевается комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий безопасной эвакуации людей.
Наиболее важной частью противопожарной защиты судов является противопожарная профилактика. Она включает в себя комплекс активных организационных мероприятий по борьбе за живучесть судна и вопросы конструктивной противопожарной защиты (КПЗ). Основой организации борьбы за живучесть судна являются требования Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ-94, ISM-Code), Конвенции SOLAS – 74, Устава службы на морских судах, НБЖС (РД 31.60.14-81), а также классификационных обществ судоходства. По требованию Конвенции SOLAS – 74 на каждом судне должен быть план противопожарной защиты судна и план действий экипажа при объявлении пожарной тревоги (FIREPLAN), составленный на национальном и английском языках, один экземпляр которого размещается в доступном месте.
В соответствии с этими документами составляется расписание по тревогам, которое устанавливает обязанности для каждого члена экипажа судна. Кроме того, каждый член экипажа под расписку информируется о его действиях при объявлении пожарной тревоги.
Все профилактические противопожарные мероприятия, проводимые на судне, информация о противопожарных конструкциях судна, системах пожарной сигнализации, системах пожарообнаружения и пожарных проходах с указанием всех помещений на каждой палубе, должны найти отражение в судовом пожарно-контрольном формуляре FIREPLAN и Папке руководящих документов по борьбе за живучесть судна. На все судовые помещения разрабатываются соответствующими подразделениями судоходной компании оперативные планы (ОП), которые доводятся до каждого члена экипажа под расписку. Один экземпляр этих планов находится в Папке руководящих документов на главном командном пункте (ГКП), другие экземпляры – у командиров аварийных партий и групп.
Моряки (командный состав судна), назначенные руководить операциями по борьбе с пожаром, должны пройти подготовку по методам борьбы с пожаром по расширенной программе, обращая внимание на организацию, тактику и управление и показать компетентность, позволяющую им принять на себя выполнение задач, обязанностей и ответственности согласно требованиям раздела А – VI/3 Международного Кодекса STCW-Code’78/95.
К основным задачам сферы компетентности относятся:
- руководство операциями по борьбе с пожаром на судах;
- организация и подготовка пожарных партий;
- проверка и обслуживание систем и оборудования для обнаружения пожара и пожаротушения;
- расследование и составление докладов об инциндентах, связанных с пожаром.
В целях методологического обеспечения прохождения курса по борьбе с пожарами на судах необходимо учитывать рекомендации специальной моделью курса IMO 2.03 Advance Training in Fire Fighting. До прохождения этого курса необходимо пройти базовую подготовку по борьбе с пожаром Basic Fire Fighting, которая является одной из составляющих частей курса «Выживание в экстремальных условиях» согласно подразделу A-VI/1-2 «Спецификация минимального стандарта компетентности в области противопожарной безопасности и борьбы с пожаром» Кодекса STCW-Code'78/95
Основная роль в обеспечении пожарной безопасности судов отводится экипажу. При этом надо учитывать, что члены экипажа не являются профессиональными пожарными, поэтому подвергать их неоправданному риску недопустимо. Риск оправдан только в случае спасения других человеческих жизней. Поэтому все члены экипажа при поступлении на судно обязательно получают инструктаж по пожарной профилактике. Они должны хорошо знать устройство, назначение и расположение на судне пожарного инвентаря, установок пожаротушения, постов сигнализации, пожарного инструмента, а также свое место и обязанности в случае пожарной тревоги.
На частных и общесудовых учениях по пожарной безопасности, на занятиях и тренировках производится отработка практических навыков по ликвидации пожара в каждом судовом помещении, четкому действию в различной обстановке (в простых или усложнённых условиях), умению использовать пожарный инвентарь, оборудование, а также средства индивидуальной защиты. При проведении общесудовых учений в море или в портах рекомендуется применять средства имитации пожара («Очаг пожара», «Вспышка», нейтральные дымы и т.д.). При этом необходимо предусмотреть меры безопасности, исключающие возможность фактической аварии судна и травмирования людей во время учений.
Противопожарный режим судовых помещений характеризуется рядом особенностей, определяемых степенью их пожарной опасности. Поэтому командный состав судна должен хорошо ориентироваться в судовых помещениях, в совершенстве изучить устройство и конструктивные особенности судна, границы противопожарных зон. Каждый командир должен знать правила использования всех средств пожаротушения, а также меры по предупреждению пожаров и способы борьбы с ними. В обязанности командного состава входит также подготовка и обучение подчинённых лиц по борьбе за живучесть судна.
Для борьбы с пожарами, водой и всевозможными повреждениями судовых технических средств на каждом судне создаются аварийные партии. Количество аварийных партий зависит от размеров и назначения судна, а также от численности экипажа. При численности экипажа более 100 человек создается 3 аварийных партии, при численности 50…100 человек – две аварийных партии и одна группа для машинного отделения, при численности 15…50 человек – 1аварийная группа. На современных транспортных судах, где численность экипажа обычно не превышает 20 чел. создаётся одна аварийная партия.
Распределение членов экипажа по аварийным партиям и группам производится с учетом их опыта работы на судах, и других деловых качеств. Каждому члену аварийной партии определяется круг обязанностей, которые фиксируются «Расписанием по тревогам» в соответствующих планах и в каютной карточке. Разрабатывается и осуществляется система патрулирования по судну.
При увольнении части экипажа на берег создается аварийная ежесуточная стояночная партия или группа. Исходя из конкретных условий и численности экипажа при стоянке судна на рейде аварийная стояночная партия (группа) должна создаваться исходя из 1/3 части экипажа, а при стоянке у причала - не менее 1/5 части экипажа. Командирами аварийных групп и партий назначаются лица командного состава. Командиром аварийной стояночной партии является вахтенный помощник капитана, а его заместителем - вахтенный механик.
Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна возложена на капитана. Обязанности лиц командного и рядового состава определяются расписанием по судовым тревогам.
В случае пожара общее руководство борьбой за живучесть судна с главного пожарного поста (как правило, ходового мостика) осуществляет капитан. Он организует борьбу экипажа с пожаром и направляет его деятельность на: обнаружение места и размеров пожара, установление наличия и возможности эвакуации людей из горящих помещений, ограничение распространения огня по судну, борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий. Старший помощник капитана руководит носовой и кормовой аварийными партиями, группами разведки и водотечности, пунктом медицинской помощи, группой охраны порядка и эвакуации (на пассажирских судах).
Старший (главный) механик обязан обеспечивать живучесть судна, постоянную исправность и готовность судовой энергетической установки и всех стационарных средств тушения пожаров.
Заведующие помещениями и отдельными частями судна обязаны поддерживать в них противопожарный режим, докладывать вахтенной службе о замеченных неисправностях и контролировать устранение неполадок в помещениях, находящихся в их заведовании. На доступных для обзора местах должны быть вывешены оперативно-тактические документы по пожаротушению, схемы путей эвакуации людей из помещения, судовых систем.
Аварийные и пожарные посты должны постоянно быть полностью укомплектованы соответствующим имуществом. Аварийные посты окрашиваются синей краской и снабжаются надписью «Аварийный пост» ( EMERGENCY EQUPMENT), пожарные посты окрашиваются красной краской и снабжаются надписью «Пожарный пост» (FIRE STATION) либо знаками – F, FE. Надписи выполняются белой краской. Использование имущества этих постов не по назначению категорически запрещается. Двери и люки аварийных выходов и пути движения к ним, должны иметь четкое обозначение, маркировку и надписи (FIRE EXIT). Отдельно обозначаются места для курения. Сварочные работы и работы с открытым огнем могут проводиться только с разрешения капитана судна и в полном соответствии с Правилами ведения огневых работ.
При возникновении пожара объявляется пожарная тревога сигналами тревоги и по судовой трансляции. Если объявляются пожарные учения, то об этом должно быть сделано специальное предупреждение.
Таким образом, пожарная безопасность судов во многом зависит от хорошей организации профилактических противопожарных мероприятий, а также подготовленности экипажей.