Определение допускаемых напряжений
2.1. Выбор твердости, термообработки и материала колес.
Сталь в настоящее время – основной материал для изготовления зубчатых колес. В мало- и средненагруженных передачах, а также в открытых передачах с большими колесами применяют зубчатые колеса с твердостью материала Н≤350 НВ. При этом обеспечивается чистовое нарезание зубьев после термообработки, высокая точность изготовления и хорошая обрабатываемость зубьев.
Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей их прирабатываемости твердость шестерни НВ1 назначается больше твердости колеса НВ2. Разность средних твердостей рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса при твердости материала Н≤350 НВ в передачах с прямыми и непрямыми зубьями составляет НВ1ср - НВ2ср=20…50. Соотношение твердостей в единицах НВ и HRCэ приведено на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. – График соотношения твердостей в единицах НВ и HRCэ
Материал и его характеристики для изготовления зубчатых колес выбираются в зависимости от расположения зубьев на ободе колеса пары (прямые или непрямые) и номинальной мощности электродвигателя в следующем порядке:
а) выбрать материал для зубчатой пары колес, одинаковый для шестерни и колеса (табл. 2.1), но с разными твердостями, т.к. твердость зубьев шестерни должна быть больше твердости зубьев колеса (табл. 2.2);
Таблица 2.1
Выбор материала, термообработки и твердости
Параметр | Для передач с прямыми и непрямыми зубьями при малой (Р≤2 кВт) и средней (Р≤7,5 кВт) мощности | Для передач с непрямыми зубьями при средней (Р≤7,5 кВт) мощности | |||
Шестерня | Колесо | Шестерня | Колесо | ||
Материал | Стали 35, 45, 35Л, 40Л, 40, 40Х, 40ХН, 35ХМ, 45Л | Стали 40Х, 40ХН, 35ХМ | |||
Термообработка | Нормализация, улучшение | Улучшение+ +закалка ТВЧ | Улучшение | ||
Твердость | Н≤350 НВ НВ1ср - НВ2ср=20…50 | Н≥45 HRCэ , Н≤350 НВ НВ1ср - НВ2ср≥70 | |||
Допускаемое напряжение при числе циклов перемены напряжений NН0, NF0, Н/мм2 | [σ]Н0 | 1,8 НВср+67 | 14 HRCэ +170 | 1,8 НВср+67 | |
[σ]F0 | 1,03 НВср | при т≥3 мм | 1,03 НВср | ||
при т<3 мм | |||||
б) выбрать термообработку для зубьев шестерни и колеса по табл. 2.1;
в) выбрать интервал твердости зубьев шестерни НВ1 и колеса НВ2 по табл. 2.2;
г) определить среднюю твердость зубьев шестерни НВ1ср и колеса НВ2ср по формуле, при этом надо соблюсти необходимую разность средних твердостей зубьев шестерни и колеса:
, (2.1)
где НВmin и НВmax – минимальное и максимальное значение диапазона твердости выбранного материала;
д) из табл. 2.2 определить механические характеристики сталей для шестерни и колеса.
2.2. Определение допускаемых контактных напряжений.
Допускаемые контактные напряжения при расчетах на прочность определяются отдельно для зубьев шестерни [σ]Н1 и колеса [σ]Н2.
Определить срок службы привода (ресурс), ч:
, (2.2)
где tс – средняя продолжительность работы, ч.
Из полученного значения Lh следует вычесть 10…25 % часов на профилактику, текущий ремонт, нерабочие дни.
Определить коэффициент долговечности для зубьев шестерни и колеса:
, (2.3)
где NH0 – число циклов перемены напряжений, соответствующий пределу выносливости (табл. 2.3); N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы (наработка),
. (2.4)
Таблица 2.3
Значение числа циклов NH0
Средняя твердость поверхности зубьев | НВср | |||||||||
HRCэ | - | |||||||||
NH0 , млн. циклов | 16,5 | 36,4 |
Таблица 2.2
Механические характеристики некоторых марок сталей для изготовления зубчатых колес и других деталей
Марка стали | Вид заготовки | Заготовка шестерни | Заготовка колеса | Термообработка | Твердость заготовки (зубьев) | σH | σF | σ-1 |
поверхности | сердцевины | Н/мм2 | ||||||
Поковка | Любые размеры | Нормализация | 163…192 НВ | |||||
Улучшение | 192…228 НВ | |||||||
Любые размеры | Нормализация | 179…207 НВ | ||||||
Улучшение | 235…262 НВ | |||||||
Улучшение | 269…302 НВ | |||||||
40Х | Улучшение | 235…262 НВ | ||||||
40Х | Улучшение | 269…302 НВ | ||||||
40Х | Улучшение + + Закалка токами высокой частоты | 45…50 HRCэ | 269…302 НВ | |||||
40ХН | Улучшение | 235…262 НВ | ||||||
40ХН | Улучшение | 269…302 НВ | ||||||
40ХН | Улучшение + + Закалка токами высокой частоты | 48…53 HRCэ | 269…302 НВ | |||||
35ХМ | Улучшение | 235…262 НВ | ||||||
35ХМ | Улучшение | 269…302 НВ | ||||||
35ХМ | Улучшение + + Закалка токами высокой частоты | 48…53 HRCэ | 269…302 НВ | |||||
35Л | Литье | Любые размеры | Нормализация | 163…207 НВ | ||||
40Л | Любые размеры | Нормализация | 147 НВ | |||||
45Л | Улучшение | 207…235 НВ | ||||||
40ГЛ | Улучшение | 235…262 НВ |
Для нормализованных или улучшенных колес , для колес с поверхностной закалкой .
Если N > NH0 , то принять .
По табл. 2.1 определить допускаемое контактное напряжение [σ]Н0, соответствующее пределу контактной выносливости при числе циклов перемены напряжений NH0.
. (2.5)
Определяем допускаемые контактные напряжения [σ Н] для зубьев шестерни и колеса:
. (2.6)
Цилиндрические и конические зубчатые передачи с прямыми и непрямыми зубьями при НВ1ср - НВ2ср=20…50 рассчитывают по наименьшему значению [σН] из полученных для шестерни [σН1] и колеса [σН2], т.е. по менее прочным зубьям.
Зубчатые передачи с непрямыми зубьями при разности средних твердостей рабочих поверхностям зубьев шестерни и колеса НВ1ср - НВ2ср≥70 и твердости зубьев колеса Н≤350 НВ рассчитывают по среднему допускаемому контактному напряжению:
. (2.7)
При этом [σН] не должно превышать 1,23[σН2] для цилиндрических косозубых колес и 1,15[σН2] для конических колес с непрямыми зубьями.
2.3. Определение допускаемых напряжений изгиба.
Определим коэффициент долговечности для зубьев шестерни и колеса:
, (2.8)
где NF0 =4·106 – число циклов перемены напряжений для всех сталей, соответствующее пределу выносливости.
При твердости Н≤350 НВ принимают , при твердости Н>350 НВ . Если N > NF0 , то принимают .
Определим допускаемое напряжение изгиба [σF0] , соответствующее пределу изгибной выносливости при числе циклов перемены напряжений NF0 по табл. 2.1:
. (2.9)
Определяем допускаемые напряжения изгиба [σF] для зубьев шестерни и колеса:
. (2.10)
Расчет модуля зацепления для цилиндрических и конических зубчатых передач с прямыми и непрямыми зубьями выполняют по наименьшему значению [σF] из полученных для шестерни [σF1] и колеса [σF2], т.е. по менее прочным зубьям.
Расчет зубчатой передачи
3.1. Определение межосевого расстояния.
, (3.1)
где – вспомогательный коэффициент, Ка=43 – для косозубых передач, Ка=49,5 – для прямозубых передач; – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба (табл. 3.1); – коэффициент ширины венца, М – вращающий момент на валу, Н·м.
Табл. 3.1
Ориентировочные значения коэффициента для зубчатых передач
редукторов, работающих при переменной нагрузке
Расположение зубчатых колес относительно опор | Твердость НВ поверхностей зубьев | |
≤350 | >350 | |
Симметричное | 1,00…1,15 | 1,05…1,25 |
Несимметричное | 1,10…1,25 | 1,15…1,35 |
Консольное | 1,20…1,35 | 1,25…1,45 |
Коэффициент ширины венца рекомендуется выбирать из ряда по ГОСТ 2185-66: 0,10; 0,125; 0,16; 0,25; 0,315; 0,40; 0,50; 0,63; 0,80; 1,00; 1,25.
Для прямозубых передач рекомендуется ограничивать ≤0,25; для косозубых предпочтительно принимать =0,25…0,63.
Полученное значение округляют до ближайшего стандартного значения по ГОСТ 2185-66 (в мм):
1-й ряд: 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800, 1000, 1250, 1600, 2000, 2500.
2-й ряд: 71, 90, 112, 140, 180, 224, 280, 355, 450, 560, 710, 900, 1120, 1400, 1800, 2240.
Первый ряд следует предпочитать второму.
3.2. Определение модуля зацепления.
Определим модуль зацепления по формуле:
(3.2)
Округляем полученное значение модуля зацепления до стандартного по ГОСТ 9563-60 (в мм):
1-й ряд: 1; 1,25; 2; 2,5; 3; 4; 6; 8; 10; 12; 16; 20.
2-й ряд: 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 7; 9; 11; 14; 18; 22.
Первый ряд следует предпочитать второму.
3.3. Определяем угол наклона зубьев косозубой передачи
Угол наклона зубьев для косозубой передачи выбирают равным β=8…16°, угол наклона зубьев для прямозубой передачи β=0°.
3.4. Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса
, (3.3)
Округляем полученный результат до целого значения, числа зубьев не могут быть дробными.
3.5. Определяем число зубьев шестерни и колеса
Для шестерни:
; (3.4)
для колеса:
, (3.5)
Округляем полученные результаты до целого значения, числа зубьев не могут быть дробными.
Проверяем расчет:
, (3.6)
Уточняем передаточное число:
; (3.7)
Разница между выбранным стандартным значением передаточного числа и полученным не должна быть больше 5 %.
3.6. Уточняем действительную величину угла наклона зубьев косозубой передачи:
, (3.8)
3.7. Определяем торцевой модуль зацепления:
; (3.9)
3.8. Определим ширину венца шестерни и колеса.
Для колеса:
; (3.10)
для шестерни:
. (3.11)
3.9. Определяем диаметры делительных окружностей шестерни и колеса с точностью до сотых долей мм:
; (3.12)
; (3.13)
При расчете прямозубой передачи вместо торцевого модуля зацепления mt используют нормальный модуль зацепления mn.
3.10. Определяем фактическое межосевое расстояние.
После расчета делительных окружностей шестерни и колеса делают проверочный расчет межосевого расстояния:
. (3.14)
3.11. Расчет фактических основных геометрических параметров передачи для шестерни и зубчатого колеса.
Диаметр окружности вершин зубьев шестерни:
; (3.15)
для колеса:
. (3.16)
Диаметр окружности впадин зубьев шестерни:
; (3.17)
для колеса:
. (3.18)
3.12. Определим окружную скорость шестерни:
. (3.19)
колеса:
. (3.20)
3.13. Проверочный расчет.
Определим коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку и неравномерность распределения нагрузки между зубьями по ширине венца:
. (3.21)
где – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями; – динамический коэффициент.
Для прямозубых колес принимают =1,0; для косозубых колес в зависимости от окружной скорости ϑ: при ϑ = 10…20 м/с и 7-й степени точности =1,0…1,1, при ϑ < 10 м/с и 8-й степени точности =1,05…1,15.
Динамический коэффициент определяют в зависимости от окружной скорости колес ϑ и степени точности их изготовления.
Для прямозубых колес при ϑ < 5 м/с следует назначать 8-ю степень точности по ГОСТ 1643-81; при этом =1,05…1,10. При ϑ = 10…20 м/с и 7-й степени точности =1,05…1,1. Меньшие из указанных значений относятся к колесам с твердостью поверхностей зубьев НВ≤350, большие – при твердости НВ>350.
Определим контактные напряжения:
для цилиндрических прямозубых передач:
; (3.22)
для цилиндрических косозубых передач:
; (3.23)
для конических передач:
, (3.24)
где R – внешнее конусное расстояние, мм;
, (3.25)
где δ – угол делительного конуса;
, . (3.26)