Не допускается давать оперативные указания о движении поездов на участке, помимо поездного диспетчера.
Поездной диспетчер обязан:
а) максимально использовать технические средства для обеспечения заданных размеров движения, ускорения продвижения поездов, сокращения времени обработки их на станциях, более эффективно использовать вагонный парк, локомотивы и пропускную способность;
б) контролировать работу станций и принимать меры к выполнению заданий по формированию и отправлению поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов;
в) своевременно давать указания по движению поездов дежурным по станциям, а при необходимости и машинистам поездных локомотивов;
г) осуществлять контроль за следованием поездов по перегонам, своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, особенно при обслуживании локомотивов одним машинистом, нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, при обгонах и скрещениях поездов: пассажирских, почтово-багажных, грузо-пассажирских, людских, повышенного веса и длины, длинносоставных, тяжеловесных, с опасными грузами класса 1 (ВМ) и негабаритными грузами с другими поездами;
д) принимать меры для выполнения графика движения, обеспечения безопасности, недопущения нарушений установленного времени непрерывной работы локомотивных бригад.
На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, а также на малодеятельных участках, на станциях которых отменены дежурства дежурных по станции, порядок движения поездов, обслуживаемых одним машинистом, а также перечень таких участков устанавливаются начальником железной дороги.
На участках с особо интенсивным и интенсивным движением поездов, не оборудованных диспетчерской централизацией, вождение поездов одним машинистом допускается при наличии дежурных по станциям.
10.2. Поездной диспетчер при вступлении на дежурство должен ознакомиться с поездным положением, проверить вступление на дежурство всех дежурных по станциям, сообщить им для сверки часов точное время, ознакомиться с положением на станциях, действующими на участке предупреждениями, в зависимости от обстановки дать станциям необходимые указания о предстоящей работе, в том числе по обеспечению безопасности движения.
На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, поездной диспетчер при вступлении на дежурство обязан проверить исправность технических средств и через начальников станций или других работников, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов, ознакомиться с положением на станциях участка.
10.3. На участках, не оборудованных устройстваи для автоматической записи графика исполненного движения (поездографами), поездной диспетчер обязан получать со станций, расположенных на участке, сообщения о времени прибытия, отправления или проследования каждого поезда. Получая такие сообщения, обращать особое внимание на строгое соблюдение станциями установленной нумерации и индексации поездов, особенно с опасными грузами класса 1 (ВМ) и негабаритными грузами, тяжеловесными и длинносоставными, повышенного веса и длины.
На участках с интенсивным движением, а также оборудованных устройствами для автоматической записи графика исполненного движения (поездографами), порядок передачи сообщений устанавливается начальником железной дороги в соответствии с пунктом 11 Общих положений настоящей Инструкции.
10.4. Поездной диспетчер ведет график исполненного движения, на котором отмечает данные о движении поездов, а также все нарушения нормальной работы на участке и причины их.
На графике исполненного движения указываются:
а) номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов, поезда, требующие особых условий пропуска. Номера поездов, дополненные соответствующими буквами и индексами, отмечаются с этими буквами и индексами на графике исполненного движения;
б) время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка;
в) данные об использовании локомотивов;
г) данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток;
д) занятие приемо-отправочных путей на промежуточных станциях отдельными вагонами или составами с указанием количества уложенных тормозных башмаков или стационарных устройств для закрепления вагонов;
е) снятие напряжения в контактной сети на главных и приемо-отправочных путях станций участка и перегонов;
ж) действующие предупреждения, требующие снижения скорости;
з) движение поездов по неправильному пути;
и) закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение.
На отдельных участках с интенсивным движением поездов для записи необходимых для поездного диспетчера данных, касающихся движения поездов и грузовой работы, могут использоваться приборы и аппаратура автоматизированного рабочего места, а также назначаться в помощь диспетчеру операторы или другие работники отделения (диспетчерского центра) железной дороги.
10.5. Все распоряжения по движению поездов на участке поездной диспетчер передает дежурным по станциям и другим работникам, связанным с движением поездов, приказами, регистрируемыми (записываемыми) в необходимых случаях в журнале диспетчерских распоряжений.
Все переговоры поездного диспетчера по диспетчерским средствам связи должны фиксироваться регистратором переговоров.
10.6. Обязательной регистрации в журнале диспетчерских распоряжений подлежат следующие приказы:
а) об открытии и закрытии перегонов или отдельных путей перегонов (в том числе для движения электропоездов в связи со снятием напряжения);
б) о переходе с двухпутного движения на однопутное и о восстановлении двухпутного движения;
в) о переходе с одних средств сигнализации и связи при движении поездов на другие;
г) об отправлении поездов по неправильному пути, не оборудованному двусторонней автоблокировкой;
д) об отправлении поездов с разграничением временем (в случаях и порядком, предусмотренным в главе 14 настоящей Инструкции);
е) об отправлении поездов с опасными грузами класса 1 (ВМ) и негабаритными грузами;
ж) о приеме и отправлении пассажирских, почтово-багажных, грузо-пассажирских и людских поездов на пути и с путей, не предусмотренных для этих операций техническо-распорядительным актом станции;
з) о назначении поездов, не предусмотренных графиком, и порядке их следования и об отмене поездов. Приказы о пропуске по участку одиночных локомотивов, специального самоходного подвижного состава и хозяйственных поездов могут не регистрироваться;
и) о движении поездов при неисправности автоматической локомотивной сигнализации;
к) о порядке проследования опаздывающих пассажирских поездов;
л) об отправлении пассажирского поезда с локомотивом, обслуживаемым одним машинистом;
м) в случаях, предусмотренных в пунктах 1.15, 1.22 настоящей Инструкции.
Регистрация других приказов, связанных с движением поездов на участке, производится по усмотрению диспетчеров.
В журнале диспетчерских распоряжений должны записываться также все регистрируемые приказы, адресованные машинистам поездных локомотивов, а также все приказы поездных диспетчеров соседних участков, адресованные поездному диспетчеру данного участка.
Для сокращения времени на запись диспетчерских приказов по разрешению начальника отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — заместителя начальника железной дороги, могут применяться специальные штампы с нанесенными на них текстами наиболее часто даваемых приказов. Диспетчерские приказы могут регистрироваться с использованием персональных компьютеров с распечаткой текстов приказов по формам, предусмотренным настоящей Инструкцией.
В журнале диспетчерских распоряжений регистрируются также прием и сдача дежурств поездными диспетчерами.
10.7.Регистрируемые диспетчерские приказы дежурные по станциям или операторы записывают в журнал диспетчерских распоряжений.
Записав диспетчерский приказ, дежурный по станции или оператор дословно повторяет диспетчеру его содержание, называя свою фамилию. Убедившись в правильности приема приказа, диспетчер подтверждает его словом: «Выполняйте».
Время проверки приказа и фамилия лица, принявшего его, отмечаются в журналах поездного диспетчера и станции. С этого момента приказ вступает в действие.
Если приказ поездного диспетчера принимает и записывает оператор, то последний обязан немедленно предъявить его дежурному по станции для ознакомления и расписки в прочтении.
Приказ, адресованный машинисту, передается последнему лично поездным диспетчером или через дежурного по станции.
Диспетчер или дежурный по станции должен убедиться, что переданный приказ понят машинистом правильно. Фамилия машиниста и время передачи приказа отмечаются соответственно в журнале поездного диспетчера или станции.
10.8. Когда диспетчерский приказ адресуется нескольким станциям, передача текста приказа для его проверки осуществляется одним из дежурных по станции по указанию поездного диспетчера, а дежурные остальных станций обязаны в это время проверять, правильно ли записан приказ.
10.9. Закрытие однопутного перегона или одного или нескольких главных путей на двухпутном и многопутном перегонах или станциях производится поездным диспетчером на основании:
а) распоряжения начальника отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — заместителя начальника железной дороги в случаях производства предусмотренных планом ремонтно-путевых, строительных или восстановительных работ, а также ремонтных работ на контактной сети;
б) требования, полученного от машиниста остановившегося в пути поезда, или требования работников дистанции пути, сигнализации и связи, электроснабжения и др. при непредвиденной неисправности пути, сооружений и устройств, угрожающей безопасности движения поездов.
Полученное требование поездной диспетчер обязан записать в журнал диспетчерских распоряжений, указав время поступления и лицо, от которого оно поступило.
Все письменные требования, уведомления, телеграммы и телефонограммы должны храниться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.
10.10.Приказ о закрытии перегона (пути) поездной диспетчер дает станциям, ограничивающим перегон, и путевым постам, если они есть на перегоне, по одной из следующих (примерных) форм:
Для производства таких-то работ ...... путь перегона ....... с ..... ч ..... мин закрывается для движения, кроме хозяйственных поездов №№......, отправляемых на закрытый перегон по заявке руководителя работ ....... (указывается должность и фамилия)».
Для оказания помощи поезду № ..... , остановившемуся на ....км, ...... путь перегона .... с ..... ч ..... мин закрывается для движения всех поездов, кроме вспомогательного локомотива, отправляемого со станции ........ для вывода остановившегося поезда на станцию ....... или для подталкивания остановившегося поезда и последующего возвращения на станцию .......
«Для производства восстановительных работ на .... км .... путь перегона .... с .... ч ..... мин закрывается для движения всех поездов, кроме восстановительных».
На двухпутных и многопутных перегонах, когда один из путей закрыт, по остающемуся пути для поездов, отправляемых в правильном направлении, а при двусторонней автоблокировке в обоих направлениях, сохраняются существующие средства сигнализации и связи. При необходимости отправления по остающемуся пути поездов в неправильном направлении (если нет двусторонней автоблокировки) существующие средства сигнализации и связи по этому пути закрываются и движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи с передачей приказа по форме:
«С ..... ч .... мин по ..... пути перегона ...... действие блокировки закрывается и устанавливается движение поездов по телефонной связи по правилам однопутного движения».
В зависимости от поездной обстановки, приказ об установлении по остающемуся пути движения поездов по телефонной связи может быть совмещен с приказом о закрытии пути.
10.11. Если одна из станций, ограничивающих закрываемый перегон, находится в распоряжении поездного диспетчера соседнего отделения или железной дороги, то приказ о закрытии согласовывается с этим поездным диспетчером и дается ему в копии.
10.12. Перед передачей приказа о закрытии перегона или отдельного пути поездной диспетчер обязан вызывать лично дежурных по станциям, ограничивающим перегон, предупредить их о предстоящем закрытии, сообщить фамилию и должность руководителя работ, намечаемый порядок пропуска поездов по остающемуся пути и другие необходимые данные.
10.13. Открытие перегона или пути производится поездным диспетчером после получения уведомления об устранении возникших препятствий, окончании работ и освобождении перегона в порядке, предусмотренном в настоящей Инструкции.
Полученное уведомление поездной диспетчер обязан записать в журнал диспетчерских распоряжений, указав время его поступления, должность и фамилию лица от которого оно получено. Письменное уведомление или телефонограмма об окончании работ и возможности движения поездов должны храниться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.
10.14. Приказ об открытии перегона или пути поездной диспетчер дает станциям, ограничивающим перегон, и путевым постам, если такие на перегоне имеются, по форме:
«Приказ № .... от ..... числа отменяется. Движение поездов по ..... пути перегона ..... с .... ч .... мин восстанавливается по .... (указываются средства сигнализации и связи)».
10.15. Если на двухпутном перегоне, не оборудованном устройствами для двустороннего движения по блокировке по каждому пути (в том числе по показаниям локомотивного светофора), поездной диспетчер в порядке регулировки отправляет поезд по неправильному пути, то после проверки свободности этого пути станциям, ограничивающим перегон, и путевым постам, если такие на перегоне имеются, дается приказ по форме:
«С ..... ч ... мин движение ...... (указывается четных или нечетных) поездов по ..... пути перегона ..... прекращается. Поезд № ... со станции ...... отправьте по ..... неправильному пути по телефонной связи по правилам однопутного движения».
Прежде чем передать такой приказ об отправлении по неправильному пути пассажирского поезда, в журнале диспетчерских распоряжений должен быть записан приказ дежурного по отделению, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — старшего дорожного диспетчера службы перевозок железной дороги:
Поезд № .... со станции ... отправьте по..... неправильному пути».
В случае пропуска по неправильному пути одного за другим двух и более поездов текст приказа соответственно изменяется, при этом при наличии на перегоне путевых постов они в случае необходимости могут быть использованы для разграничения попутно следующих по неправильному пути поездов, что также указывается в приказе поездного диспетчера.
Получив приказ о пропуске поезда по неправильному пути, дежурные по станциям обмениваются под контролем диспетчера телефонограммами по формам, предусмотренным в пункте 5.32 настоящей Инструкции.
Дежурные по путевым постам (за исключением постов примыкания на однопутном перегоне с двухпутными вставками и предузловых постов, а также блок-постов) в переговорах о движении поездов по неправильному пути не участвуют, но об отправлении поезда они уведомляются по телефону, а время его проследования отмечают в журнале движения поездов.
При отправлении по неправильному пути одного за другим нескольких поездов с разграничением путевыми постами дежурные этих постов сообщают на соседние станции о проследовании поездов:
«Поезд № ..... по ... неправильному пути проследовал в .... ч .... мин.
ДСП поста».
На двухпутных электрифицированных участках с односторонней путевой блокировкой, на которых применяется одностороннее ограждение съемных подвижных единиц, отправление поезда в порядке регулировки по неправильному пути поездной диспетчер обязан предварительно согласовать с энергодиспетчером. Перечень таких участков устанавливается начальником железной дороги.
Отправление поезда по неправильному пути на двухпутных перегонах, оборудованных двусторонней блокировкой, а также устройствами, обеспечивающими движение поездов по неправильному пути по сигналам локомотивных светофоров, осуществляется по устному указанию поездного диспетчера и после переключения блокировки на соответствующее направление движения.
10.16.Перечень перегонов с наличием переездов, оборудованных автоматическими устройствами только для поездов, следующих по правильному пути, а также перегонов, где имеются улавливающие тупики, с указанием необходимых мер по обеспечению безопасности движения при отправлении на таких перегонах поездов по неправильному пути, устанавливается приказом начальника железной дороги, при этом в приказе должен быть предусмотрен порядок заблаговременного извещения дежурных по переездам о каждом отправленном поезде. С приказом должны быть ознакомлены машинисты поездных локомотивов, специального самоходного подвижного состава и другие причастные работники.
Машинисты поездов, отправляемых в порядке регулировки по неправильному пути, обязаны обеспечить проследование оборудованных односторонними автоматическими устройствами переездов: обслуживаемых дежурным работником — со скоростью не свыше 40 км/ч, а не обслуживаемых дежурным работником — не свыше 25 км/ч. После проследования по переезду ведущего локомотива машинист имеет право повысить скорость движения, вплоть до установленной для данного перегона.
10.17. По получении уведомления со станции о прибытии поезда по неправильному пути поездной диспетчер восстанавливает на перегоне нормальное движение передачей приказа по форме:
«Приказ № .... от..... числа отменяется. С .... ч .... мин по ..... пути перегона .... восстанавливается движение ...... (указывается четных или нечетных) поездов по ...... (указываются средства сигнализации и связи)».
10.18. В случае необходимости отправления со станции поезда с остановкой на перегоне, не предусмотренной графиком движения (для посадки и высадки людей, погрузки и выгрузки грузов), с последующим прибытием на соседнюю станцию или возвращением на станцию отправления, поездной диспетчер в соответствии с поездной обстановкой дает разрешение станциям, ограничивающим перегон, указывая время отправления поезда и продолжительность занятия им перегона.
Машинистам локомотивов, а также работникам, руководящим посадкой и высадкой людей, погрузкой и выгрузкой грузов, при отправлении таких поездов выдаются соответствующие предупреждения. После остаковки на перегоне машинисты этих поездов возобновляют движение по сигналам указанных работников.
Поездной диспетчер или по его указанию дежурные по станциям при отправлении на перегон последующих попутных поездов обязаны уведомлять машинистов этих поездов посредством радиосвязи о месте неграфиковой остановки поезда с указанием километра и пикета.
Отправление хозяйственных поездов, специального самоходного подвижного состава на закрытые перегоны (пути) осуществляется порядком, предусмотренным в главе 8 настоящей Инструкции.
10.19. Получив сообщение о неисправности на том или ином перегоне (пути) средств сигнализации и связи при движении поездов, поездной диспетчер записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через дежурных по станциям свободность перегона (пути), дает приказ об установлении движения по телефонным средствам связи по форме:
«Ввиду неисправности (таких-то средств связи) на перегоне (или по .... пути перегона) с .... ч .... мин движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи по правилам .... (однопутного или двухпутного) движения».
10.20. При наличии на перегонах путевых постов приказ поездного диспетчера о переходе с одного вида связи на другой передается также ДСП постов, при этом, в зависимости от обстановки, переход на другой вид связи может производиться на всем межстанционном перегоне или отдельно на каждом свободном межпостовом перегоне.
10.21. После получения уведомления о восстановлении действия средств сигнализации и связи поездной диспетчер записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через дежурных по станциям свободность перегона (пути), дает станциям, ограничивающим перегон, приказ по форме:
«Приказ № ..... отменяется. С .... ч ..... мин движение поездов на перегоне ..... (по ...... пути перегона) восстанавливается по ...... (указываются средства сигнализации и связи)».
С указанного времени станции переходят на тот вид связи, который будет предусмотрен в приказе поездного диспетчера.
На двухпутных перегонах, оборудованных автоблокировкой для движения в одном направлении, приказ о восстановлении действия автоблокировки может быть передан до освобождения перегона от поездов, отправленных по правильному пути.
10.22. Открытие или закрытие раздельных пунктов или вспомогательных постов, работающих не круглосуточно, производится порядком, утверждаемым начальником отделения дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги заместителем начальником железной дороги и оформляется приказом поездного диспетчера, передаваемым станциям, ограничивающим перегон, по форме:
«Действие поста .... км с ... ч ... мин открыто (закрыто)»-.
10.23. На участках с электрической тягой поездной диспетчер должен работать во взаимодействии с энергодиспетчером и принимать меры по обеспечению нормальной работы устройств электроснабжения.
При повреждениях контактной сети, отключениях тяговых подстанций или снижении их мощности поездной диспетчер совместно с энергодиспетчером устанавливает наиболее рациональный порядок пропуска поездов по участкам.
В период гололедообразования поездной диспетчер по заявкам энергодиспетчера предоставляет «окна» для плавки в контактной сети гололеда током высокого напряжения.
10.24. При неисправности поездной диспетчерской связи движение поездов производится без участия поездного диспетчера. Связь о движении поездов осуществляется непосредственно между дежурными по станциям.
При неисправности поездной диспетчерской связи поездной диспетчер и дежурные по станциям делают соответствующие записи в журнале диспетчерских распоряжений.
О восстановлении действия поездной диспетчерской связи поездной диспетчер уведомляет все станции циркулярным приказом.
10.25. Порядок работы поездных диспетчеров на малодеятельных участках, где штат работников службы перевозок на станциях не предусмотрен, устанавливается начальником железной дороги.