Тема 8. Агрегаты гидросистемы
На самолётах имеются 1; 2; 3; 4 независимые ГС, которые обеспечивают работу потребителей, каждая система на свои потребители, дублирование работы потребителей.
Гидронасосы (ГН) приводятся в действие от привода силовых установок (СУ) самолёта или от электродвигателей. Каждый ГН работает на свою ГС создавая Р=200-220кг/см2.
ГН плунжерного типа, регулируемой производительности.
Тип: НП-89; НС-46-2; НР-1.
Устройство: - плунжеры приводятся во вращение и совершают возвратно-поступательное движение;
- наклонная шайба - изменяет величину рабочего хода плунжера в гильзе;
- узел регулирования производительности.
Принцип работы.
При увеличении давления Р за насосом больше нормы узел регулирования уменьшает производительность путём уменьшения рабочего хода плунжера или наклона шайбы .
При уменьшении давления Р за насосом меньше нормы узел регулирования увеличивает производительность путём увеличения рабочего хода плунжера или наклона шайбы.
Контроль за давлением Р осуществляется по манометру в кабине экипажа.
Гаситель пульсации - установлен за ГН и обеспечивает сглаживание импульсов Р, созданных каждым плунжером. Для этого шар разделён на две полости резиновой мембраной:
-Газовая полость заряжается давлением азота Р N2 = 115 кг/см2;
-Гидравлическая полость соединена с линией давления Ргс.
Когда в ГС создаётся Р, жидкость поступает в гидравлическую полость; при этом сжимается азот до Р=220 кг/см2 и занимает объём 110 см3, в котором гасятся пульсации.
Гидроаккумулятор - обеспечивает запас жидкости под давлением и приёмистость работы ГС при больших расходах жидкости.
Конструкция : - цилиндр разделён плавающим поршнем на две полости:
газовую и гидравлическую.
Газовая - заряжается азотом PN2 = 85 кг/ см2.
Гидравлическая - соединена с линией давления Р ГС.
При создании давления Р в ГС жидкость поступает в гидравлическую полость в количестве 4 литров и перемещает поршень, при этом сжимается азот до Р=220 кг/см2.
Принцип работы: при больших расходах жидкости РN2 выдавливает часть жидкости в линию ГС , обеспечивая разгрузку насоса, приёмистость работы ГС и плавность работы агрегатов потребителей.
Гидроаккумулятор - устанавливается в каждой ГС по одному и автономно для обеспечения работы системы аварийного торможения.
Гидробак - служит для размещения АМГ-10 под Р системы наддува и подачи её к ГН без кавитации.
Конструкция: - овальная ёмкость сварной конструкции, внутри горизонтальная перегородка для предупреждения отлива жидкости при отрицательных перегрузках;
-датчик уровнемера выдаёт эл.сигнал на указатель уровня жидкости в Г/баке. Фильтры - служат для очистки жидкости от механических примесей.
Устройство: корпус со стаканом, внутри фильтрующий элемент.
Система контроля за давлением в ГС предназначена для контроля за работоспособностью ГС в целом и её агрегатов. Используются датчики давления, которые выдают электросигнал на манометры в кабину экипажа, расположенные на панелях ГС.
Датчики - сигнализаторы падения давления в ГС выдают электросигнал на электролампу красного цвета в кабине экипажа.
Предохранительные клапаны - обеспечивают стравливание давления жидкости в Г/бак при повышении давления Рж в ГС больше допустимого Рж-240 -270 кг/см2.
Устанавливаются в каждой ГС по одному.
Распределительная часть ГС - обеспечивает подвод давления жидкости к агрегатам потребителей по сигналам от органов управления, установленных в кабине экипажа.
Агрегаты, обеспечивающие распределение Рж, как правило, злектрогидравлические (электрогидрокран - ЭГК). Т.е. управление от электросигнала обеспечивает перемещение золотника, а он обеспечивает проход Рж к потребителю.
ГС обеспечивают работу потребителей:
-системы торможения колёс шасси (основное, аварийное, стояночное);
-системы уборки и выпуска шасси (основной и аварийной);
- системы разворота колёс передней ноги шасси;
-системы управления: РН, РВ, элеронов, интерцепторов, закрылков, предкрылков, стабилизатора, грузовых люков, дверей и т.д.
Исполнительная часть - обеспечивает работу в определенной последовательности (очередности) срабатывания агрегатов при выполнении заданных функций.
Агрегаты: - гидроцилиндры (Г/Ц) представляющие собой цилиндр, внутри которого перемещается поршень со штоком.
- Г/Ц преобразует энергию давления жидкости в механическое перемещение штока для совершения работы;
- гидрокраны – обеспечивают прохождение жидкости при перемещении золотника от механического воздействия;
- электрогидрокраны (ЭГК) - обеспечивают прохождение жидкости при перемещении золотника от электромагнитного воздействия по электросигналу;
- гидромоторы – преобразуют энергию давления жидкости в механическую работу вращения редуктора и называются гидроприводами.