Предельные допускаемые напряжения при пиковых нагрузках
Материал | [sН] пред | [sF] пред |
Оловянные бронзы Безоловянные бронзы | 4 sт, 2 sт | 0,8 sт |
Чугун | 260-300 МПа | 0,6 sв |
где Тi, ti, ni — соответственно вращающий момент, продолжительность его действия и частота вращения при i-мрежиме; Тmax - наибольший длительно действующий момент; показатель степени х=9при определении KFL и х = 4 при определении KFL.
Допускаемые контактные напряжения, если они установлены по условию сопротивления заеданию и зависят от скорости скольжения, выбирают по табл. 4.9. Табличные значения являются одновременно и расчетными, так как допускаемые напряжения не связаны с сопротивлением усталостному выкрашиванию и коэффициент долговечности в этом случае не должен учитываться.
Предельные допускаемые напряжения, по которым ведется расчет при пиковых нагрузках, приведены в табл. 4.10.
ГЛАВАV
ПЛАНЕТАРНЫЕ ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
Планетарными называют передачи, колеса которых движутся подобно планетам солнечной системы (рис. 5.1): центральные колеса вращаются только вокруг своей оси (называемой центральной), а сателлиты 2, входящие в зацепление с центральными колесами, вращаются вокруг осей центральной и своей. Оси сателлитов закреплены на водиле, вращающемся относительно центральной оси.
В передаче по рис. 5.1 колесо 3 закреплено в корпусе, колесо 1 — ведущее, ведомое звено — водило Н. В некоторых случаях неподвижным делают центральное колесо 1 (см. схему 2 табл. 5.1). Если неподвижным сделать водило, то оси сателлитов станут неподвижными и планетарная передача превратится в простую соосную передачу с паразитными колесами. Передача по рис. 5.2 имеет две степени свободы: она может иметь два ведущих звена и одно ведомое (рис. 5.3) или одно ведущее и два ведомых (рис. 5.4). Передачи по рис. 5.4 применяют для привода двух соосных ведомых звеньев, например винтов самолетов. На рис. 5.5 приведены кинематические схемы замкнутых дифференциалов с одной степенью свободы, в них простая зубчатая передача соединяет центральные колеса или одно из них с воднлом. Основная планетарная передача показана жирными линиями, замыкающая — тонкими.
Рис. 5.1. Кинематическая схема планетарной передачи с одной степенью свободы
Рис. 5.2. Кинема гичсская схема планетарной дифференциальной нерелачи
Рис. 5.3. Кинематическая схема планетарной дифференциальной передачи с двумя ведущими звеньями (1 и 4)
5.1. Кинематические схемы наиболее распространенных планетарных передач и их основные параметры
№ схемы | Кинематическая схема передачи | Передаточное отношение и eго рациональные пределы. Частота вращения сателлита относительно водила | КПД и го ориентировочные предельные значения |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
П р и м е ч а н и я : В приведенных формулах верхний индекс, стоящий в скобках при i, n, h и y, обозначает неподвижное звено. Перый нижний индекс обозначает ведущее звено, второй – ведомое. 2. Ориентирововчное значение коэффициента потерь в одной паре зубчатых колес y(Н) = 0,025. |
Рис. 5.4. Кинематическая схема планетарной дифференциальной передачи с двумя ведомыми звеньями (3 и Н)
Рис. 5.5. Кинематические схемы планетарных замкнутых дифференциальных передач. Замыкающая передача соединяет:
а – колеса 1 и 3; б – колесо 3 и водило Н; в – колесо 1 и водило Н
В табл. 5.1 приведены кинематические схемы и формулы для определения основных параметров планетарных передач. Наиболее распространена передача, показанная на схеме 1. По сравнению с другими она имеет малые габариты, большую нагрузочную способность и высокий КПД.
Передачу по схеме 2 применяют обычно в комбинации с передачами простой зубчатой и по схеме 1 в приводах повышенной надежности (см. рис. 5.3).
Передачи по схеме 3 характеризуются большими передаточными отношениями, но имеют низкий КПД и малую нагрузочную способность (они однопоточные). Их применяют в приводах с малыми нагрузками или кратковременного включения.
Передачи по схеме 4 применяют как дифференциальные (сведущим водилом и ведомыми центральными колесами 1 и 3) в ведущих мостах транспортных машин, в дифференциальных механизмах приборов (с ведущими центральными колесами 1 и 3, а водилом — ведомым) и как редукторную (с одной степенью свободы).
Передачи по схеме 5 имеют диапазон передаточных отношений, как и передачи по схеме 3, но более высокий КПД и большую нагрузочную способность (благодаря многопоточности). Технологичеки сложны вследствие наличия блока сателлитов 2 - 2¢. Применяют в кинематических и силовых приводах.
Все планетарные передачи в поперечном сечении круглые, поэтому их удобно стыковать с фланцевыми электродвигателями в одну сборочную единицу – мотор-редуктор. Планетарные мотор-редукторы делают в двух исполнениях: на лапах (рис. 5.6.) и на опорном фланце (рис. 5.7.). В приложении приведены параметры планатарных редукторов и мотор-редукторов общего применения.
Рис. 5.6. Чертеж мотор-редуктора в исполнении «на лапах»
Рис. 5.7. Чертеж мотора-редуктора в исполнении «на опорном фланце»