Смелый мах - враг перекосов 3 страница
16 На самом деле действия типа «выкрута» могут быть связаны с весьма различными по угловой величине действиями в плечевых суставах. Так, на жесткой продольной опоре выкрут из виса сзади хватом снизу в обратный хват или обратно морфологически равноценен повороту на 180°. Выкрут из виса сзади хватом сверху в одноименный простой вис подобен вращению в плечевых суставах на 360°, а выкруты на кольцах требуют большего или меньшего (как правило, менее 180°) вращения в плечах в зависимости от степени разведения рук в стороны и подъема плечевого пояса над опорой. Более детальное представление о морфологии выкрутов можно получить, изучая матрицу на рис. 82 (16).
Метаморфозы выкрута
ливает» ногами вверх, вдоль тросов (к. 2), и с мощным нажимом слегка разведенными руками поднимает себя вверх, проходя створ тросов, фактически, в широкой стойке на руках (к.к. 2—3). Последующий спад из такого положения дает мощный мах в висе, с которого можно делать что угодно.
Итак, называя вещи своими именами, следует констатировать: выкрут, как специфический элемент, постепенно прекратил свое существование, так как начальное движение, называвшееся «выкрутом», не только радикально изменило свою форму, но и собственно выкрут в плечах—действие, давшее элементу первичное название, — тут отсутствует также, как он отсутствует в переворотах в стойку и в больших оборотах. И не случайно, так как описанный современный «выкрут» — уже вовсе не выкрут, а просто движение типа переворота (если угодно — оборота) назад большим махом, исполняемого без задержки в высшей точке подъема. У многих исполнителей, делающих серии однотипных движений махом вперед, «выкрут» (или, как ста-
КОЛЬЦА___________________________________________________________
ли его именовать, «высокий выкрут»), в сущности, неотличим от большого оборота назад.
Та же история, естественно, произошла и с выкрутами вперед. Вместо старинного движения, выполняемого с окончанием в висе прогнувшись, гимнасты стали выполнять все более широкое маховое движение с форсированным проходом в вис и последующим махом назад, стали все более активно действовать руками, разводя их в стороны и поднимая плечевой пояс выше точек опоры. Таким образом, и здесь место традиционного «вкрута» вперед заняло движение типа темпового переворота в вис через стойку на разведенных руках.
Переход к технике высоких выкрутов сыграл кардинальную роль в энергетическом оснащении махов на кольцах. Гимнастам стали доступными многие расхожие ныне типы элементов: большие обороты с прямыми руками, движение типа переворота вперед («хонма») и их производные («итальянские обороты» вперед), разнообразные подъемы махом назад и, конечно, усложненные сальто обоих направлений.
Впрочем, самый обычный выкрут назад и теперь не только встречается, но и необходим гимнасту. Жив курилка! Только делать его нужно вовсе не так, как на фиг. а, а по-настоящему — с мощным высоким подъемом плеч над опорой. Владение таким движением — хорошая база для «высоких выкрутов»!
КОЛЬЦА ПРОТИВ ПЕРЕКЛАДИНЫ
Как известно, между всеми маховыми снарядами (исключая, конечно, такую «темную лошадку» как конь-махи) есть несомненное сходство и по структуре движений, и по их технике. Действительно, технические основы махов на этих снарядах — едины. Но именно поэтому специфика снарядов время от времени вносит диссонанс в существующие «родственные связи».
Остановимся, для примера, на особенностях отхода в полет при исполнении сальтовых соскоков. Наблюдения, например, за техникой сальто назад (рис. 15) дают полезную пищу для размышлений. Так, сразу бросаются в глаза существенные различия между действиями при отходах в полет на кольцах в сравнении с перекладиной. Мы ведь знаем, что классическое и для многих соскоков сальто нормативное положение тела при отходе с перекладины это зона горизонтали (19,20). Между тем, на кольцах дело обстоит вовсе не так или не всегда так.
Кольца против перекладины
На рис. 85-а—типичная поза отхода на сальто назад прогнувшись на кольцах: к моменту расставания с опорой гимнаст поднялся ногами вверх практически до вертикального положения (к. 4), чего никогда не бывает на перекладине и не может быть во избежание прихода на гриф. Но на кольцах этой проблемы нет, и гимнаст после броскового маха из виса (к.к. 1—3) позволяет себе «затягивать» тело высоко вверх, благо проем колец свободен и никакие столкновения с опорой исполнителю не грозят.
То же самое происходит при исполнении двойных, тройных сальто назад (б). Отличие от «бланша» заключается лишь в том, что еще на опоре гимнаст начинает группироваться, поддерживая тем самым повышенную скорость вращения по сальто. Впрочем, ранняя группировка используется и на других видах многоборья. (Заметим также, что вообще «подкрутка» на сальто, и в этом смысле вообще технические условия выполнения соскоков на кольцах — самые благоприятные. Например, тройное сальто здесь дается гимнастам проще, чем на перекладине и соответственно чаще встречается).
Ну и что, скажет читатель, раз другой снаряд, то и техника немного другая, нормально.
Конечно, для опытного гимнаста так оно и есть. Однако нужно помнить, что при исполнении, а в особенности освоении близких по структуре, но все же различающихся по технике движений часто воз-
КОЛЬЦА
96. Забытый ктемп»
никает перенос навыка, который может быть не только положительным (на чем основана вся техническая подготовка гимнаста), но и отрицательным. И тогда один навык «наезжает» на другой, искажая его и принося, порой, очень неприятные сюрпризы. В разбираемом случае навык отхода высоким поздним движением в сальто на кольцах может привести к отрицательному переносу на сальто с перекладины, давая опасное «задергивание» на опору.
Как в этом случае быть?
Борьба с отрицательным переносом навыка — проблема общая, и приемы борьбы с этим злом — универсальные. Поскольку разбор закономерностей обучения гимнастическим упражнениям находится за пределами темы нашей книги, обойдемся здесь краткими напоминаниями:
1. Отрицательный перенос наиболее неприятно проявляет себя в тех случаях, когда из двух сходных движений одно разучено более надежно, прочно, а другое только осваивается. Тогда, естественно, страдает «сырое» движение. Поэтому, обращаясь к новому упражнению, желательно на время «отодвинуть», не повторять, не делать параллельно и не освежать в двигательных представлениях те упражнения, которые могут, по предположению, отрицательно повлиять на новое для гимнаста движение;
2. В продолжение сказанного: ранее освоенное движение будет тем больше защищено от отрицательного переноса, чем более добротно, до конца оно разучено и закреплено;
3. Самое надежное средство, позволяющее избегать неприятных воздействий одного упражнения на другое — настойчиво осваивать и подкреплять в повседневной работе базовые двигательные действия и, главное, так называемые «профилирующие» упражнения (25,28, 120,153,156,160);
4. Гимнасту не страшен отрицательный перенос навыка, если он владеет вариативным движением, то есть умеет сознательно, по потребности изменять наиболее важные параметры двигательного действия, гибко управлять характеристиками движения. Впрочем, это, как раз, одно из требований, предъявляемых к овладению профилирующими упражнениями.
96. ЗАБЫТЫЙ «ТЕМП»
Показанные на рис. 85 отходы на сальто прогнувшись (а) и двойное (б) общеприняты и, кажется, не подлежат особому обсуждению. Представляется, что все здесь стоит на своих местах: гимнаст выпол-
няет хороший мах, по возможности поддерживает его работой рук на опоре и расчетливо расстается со снарядом лишь вверху, в самый последний момент, когда тело, находясь в положении вниз головой (фиг. а, к. 4кб), грозит пройти створ тросов и нарушить тем самым традиционный статус сальто.
Однако описанная техника, несмотря на ее популярность, небезупречна. Достаточно сказать, что долгий подъем в контакте с опорой неизбежно приводит под действием силы тяжести к падению скорости вращения тела (20,50,188) и, несмотря на возможность силовой поддержки движения, не так выгоден, как кажется. Свободный подлет тела от момента потери опоры до высшей точки движения при таких отходах обычно невелик, а это означает, что, несмотря на визуально высокое движение, исполнитель имеет ограниченное время в полете (31). И если для исполнения «гладких» сальто это, в общем-то, не имеет решающего значения, то при введении усложняющих движений, прежде всего поворотов, это становится ощутимым недостатком. В сущности, все сальто, исполняемые таким поздним, тяговым отходом, могут иметь повороты, производящиеся только на спаде, а это, конечно, суррогат. Не будем уж говорить, что переход в полет в положении вниз головой означает, в сущности «кражу» вращения по сальто; исполнитель одинарного сальто делает в этом случае в полете лишь «полоборота», а вместо настоящего двойного — только полтора.
Между тем, существует давно известный, но и давно забытый другой, более ранний отход в полет на сальто (в). После обычного маха вперед из виса и броска исполнитель не заводит тело мягким тяговым движением высоко вверх (как на фиг. а, к.к. 1—4), а, резко ускоряя бросок, так же мощно останавливает его мощным «подрывом» в зоне горизонтали. При этом, разгибаясь в тазобедренных суставах, гимнаст притормаживает ноги и делает короткое сильное движение вверх тазом и грудью. Одновременно с этим (желательно — строго синхронно!) делается также резкое рывковое движение плечевым поясом к кольцам с мощным, коротким подтягиванием вверх и сгибанием рук в локтях. Вслед за этим немедленно происходит и переход в безопорное положение.
Содержащийся в описанном отходе «контртемп» (23) в совокупности с увеличением углового пути, который телу гимнаста предстоит пройти не из положения вниз головой, как обычно, а от горизонтали, обусловливает, в сравнении с поздними темпами, относительно меньшую «подкрутку». Это как бы недочет данной техники. Кмину-сам следует отнести и высокие требования к силовым, взрывным качествам гимнаста, который должен осилить здесь рывок руками
КОЛЬЦА
Вторая ступень ракеты
вверх, преодолевающий движение плечами вниз, возникающее при «контртемпе».
Ноу описанного отхода есть свои заметные преимущества. Главное из них — большее время в полете.
Большее время? — удивится читатель. — Откуда? Ведь при позднем темпе гимнаст поднимается не ниже! И без всякого «подрыва»...
Так-то так, но... Во-первых более высокое движение при позднем отходе еще, как говорится, не факт: эффективно действуя вторым способом, гимнаст может вылетать еще выше. Во-вторых, при прочих равных условиях, даже при относительно невысоком подъеме в полете, время свободного движения будет тут ощутимо большим, чем при позднем темпе, так как второй способ перехода в полет включает в себя хорошо выраженную восходящую ветвь безопорного движения, то есть имеет подлет, которого практически нет в первом способе (31). Это существенно расширяет возможности гимнаста, в особенности при поворотах, которые в этом случае могут исполняться на взлете, а не в падении, как обычно. Выигрыш во времени в полете может при этом достигать 0,15—0,2 секунды, а это очень существенная разница! Особенно хороша эта техника для исполнения усложненных одинарных сальто типа двойного пируэта и др.
В заключение отметим, что сходный способ отхода фактически применяется и в сальто вперед, причем тут уж он является основополагающим. Правда, по ряду чисто биомеханических причин «контртемп» в сальто вперед выглядит не таким резким, как на махе другого направления; гимнаст с началом вкручивания (92,94) сгибается в тазобедренных суставах и лишь после этого отпускает опору (г). И вновь оказывается, что закон симметрии (92) в построении структурно аналогичных движений проявляется отчетливо и поучительно!
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ РАКЕТЫ
В этом сюжете мы коснемся движения, которое, прямо сказать, не слишком актуально для современной высшей гимнастики. Однако его разбор, на наш взгляд, очень интересен, так как позволяет наглядно показать некоторые особые возможности построения гимнастических движений. Аэтоуже принципиально важно, поскольку позволяет иначе взглянуть и на другие движения.
Мы неоднократно упоминали, что энергообеспечивающие действия гимнаста складываются как бы из характерных циклов, каждый из которых подпитывает тело гимнаста вращательным движе-
нием. В наиболее простых случаях используется один такой цикл, сообщающий телу вращение одного постоянного направления («моноцикл»). Таково большинство гимнастических упражнений; это различные махи, обороты, перевороты, сальто и т. п. движения. Более сложны и, как правило, трудны упражнения, в которых противопоставляются разнонаправленные циклы действий, один из которых задает или поддерживает вращение тела в исходном направлении, а второй «ломает» начальную программу вращения, вводя тенденцию на преодоление начального вращения. В зависимости от мощности работы, действия этого второго цикла («контрцикла») могут либо ограничить начальное вращение, либо полностью его нейтрализовать, либо вообще форсированно поменять направление вращения тела. Упражнения этого типа мы уже неоднократно анализировали в этой книге на примерах соскоков и прыжков лётом, перелета Ткачева, соскоков дугой и др.
Анализируя с описанных позиций структуру движений, можно естественно придти к вопросу: нет ли в гимнастике таких движений, в которых второй цикл действий будет не контровым, а как бы дублирующим, усиливающим эффект «моноцикла»? Оказывается, такие упражнения тоже встречаются, хотя они и не столь типичны. И наиболее характерные образцы таких движений мы находим в репертуаре колец.
Речь пойдет, например, о так называемой «высокой разножке». Формально, это просто соскок переворотом ноги врозь, но с подчеркнуто увеличенным подлетом.
История этого упражнения довольно обыденна. В свое время, когда даже мастера не мечтали о многократных сальто и пируэтах, набор соскоков с колец был особенно ограничен, и существовала острая потребность в более разнообразных способах завершения комбинации. Тогда и появилась идея выполнять не обычное сальто прогнувшись или «сгиб-разгиб», или сальто ноги врозь, а подчеркнуто высокую «разножку», которая могла бы выглядеть привлекательно.
Но как увеличить высоту подъема? Ведь современные мощност-ные способы наращивания подлета известны еще не были... И тогда появилось упражнение, в котором обычное движение с переворотом вниз головой дополнялось долгой, нарочитой тягой вверх, вдоль тросов, связанной с определенными техническими тонкостями {рис. 86па с. 236).
Хитрость движения заключалась в том, что такое перемещение вдоль тросов (к. к. 4—5), практически с поступательным движением
КОЛЬЦА___________________________________________________________
вверх, означало не что иное, как полную потерю вращения тела! Попробуй, отпусти в конце такого подъема руки и... окажешься головой на матах. Таким образом, гимнаст вставал перед необходимостью изыскивать каким-то образом еще одну дозу вращения назад, поскольку первая, полученная от броска из виса, оказывается полностью «израсходованной».
Задача решалась следующим образом. Завершая темповой, тяговый выход в положение, близкое к стойке на согнутых руках (к.к. 5—6), гимнаст делал нечто вроде курбета, то есть сгибания в тазобедренных суставах, внешне имевшего форму перемаха ноги врозь сдвижением стопами снаружи от тросов (к.к. 6—7). Обязательным условием этого сгибания является сохранение опоры о кольца, которые гимнаст с усилием как бы выталкивает вниз. И лишь после этого он имеет возможность покинуть снаряд, так как благодаря курбету тело получает дополнительный импульс к вращению назад; плечи поднимаются, и он может благополучно приземлиться на ноги (к.к. 7—8).
Таким образом, «высокая разножка» является любопытным примером упражнения, в котором исполнитель по необходимости дважды подпитывает тело энергией, дающей ему вращение в исходном направлении.
Интересно, что подобный «дублирующий цикл» действий имели и некоторые другие движения, в том числе на кольцах. Так, еще одна «разножка» — из упора, тоже долгое время исполнялась с дополни-
________________________________ 98. Опять о «контртемпах»
тельной энергоподпиткой: вначале гимнаст делал мах ногами вперед, «под опору», со сгибанием в тазобедренных суставах, а затем, чтобы не зависнуть вниз головой, он должен был из этого положения еще раз «загонять» ноги глубоко назад-вниз, и только тогда, разгибаясь и поднимая плечи, можно было нормально идти в доскок. Элементы такой техники с исходным и дублирующим циклами действий на опоре можно было в те времена заметить и в некоторых других движениях. Например, гимнасты, исполнявшие соскок «срывом» на перекладине (51), иногда прибегали к сгибанию тела, начинавшемуся еще на опоре и, фактически, игравшего рольтого же вспомогательного курбета, то есть — «дубльцикла» действий. Таким образом, возможны движения, в которых, говоря образно, работает ракета-носитель с двумя ступенями двигателя: отработав одну из них, гимнаст «включает» вторую, чтобы добиться завершения программного вращения тела.
Но еще любопытнее окончание истории практически всех движений с «дубльциклом». По мере развития гимнастической техники (а оно, еще и еще раз повторим, все время идет в направлении повышения мощности движений) потребность в применении дополнительных энергонасыщающих действий во всех упоминавшихся нами движениях исчезла! «Высокая разножка», выполняемая с современного высокого выкрута назад или после большого оборота, не нуждается в дополнительной подпитке и делается как обычное высокое сальто ноги врозь. Соскок разножкой из упора также выполняться без дополнительного сгибания, так как гимнасты нашли способ форсажа этого движения за счет мощного спада в упоре по типу современного соскока срывом (51,185,186).
98. ОПЯТЬ О «КОНТРТЕМПАХ»
Отсутствие полноценной опоры отразилось на репертуаре движений, выполнимых на кольцах. Достаточно сказать, что общее число элементов, реально задействованных на этом виде многоборья, заметно скромнее, чем на любом другом «маховом» гимнастическом виде. Особенно это отразилось на движениях с контртемпом (23,40, 46, 50, 69, 73, 75,137, 187), поскольку для исполнения контрдействий всегда необходимо эффективное отталкивание от опоры, а на кольцах оно ограничено возможностями действия только в виде усилия, натягивающего тросы.
Однако и в этом случае формы движения, содержащие в себе явное или скрытое контрвращение, все же встречаются.
КОЛ ЬЦА____________________________________________________________
Одно из таких довольно характерных упражнений на кольцах — подъем махом вперед (рис. 87). Аналог этого элемента на брусьях мы уже обсуждали (69). Там речь шла о «странностях» такого подъема, связанных именно с тем, что упражнение содержит в себе завуалированный компонент контрвращения.
Что касается одноименного подъема на кольцах, то здесь контрдействия более явственны. После броскового маха вперед из виса следует хорошо выраженный «подрыв» грудью с прогибанием тела и торможением ног (к.к. 2—4). Некоторые гимнасты одновременно с этим стремятся дополнительно отводить кольца назад, за голову, что усиливает эффект контрдействий, попутно увеличивая и тормозящий эффект силы тяжести, действующей в этом случае на большем «плече» относительно опоры о кольца.
Немедленно после контрдействий с разгибанием гимнаст переключается на действия по сгибанию в тазобедренных суставах, благодаря чему плечевой пояс освобождается и получает возможность подниматься к упору. На/с. 5показан первый момент этого подъема, сопровождающийся начальным сгибанием рук. Впрочем, подъем может, как известно, выполняться и с прямыми руками. Это какраз тот технический вариант, при котором гимнаст вначале отводит кольца назад, а затем, разводя руки в стороны, «через крест», выходит в положение упора (к.к. 5—6).
Как и в случае с подъемом на брусьях, исполнитель сталкивается здесь со всеми проблемами, характерными для движений с контрвращением. Главная из них в том, что чем больше начальный мах, тем труднее и ответственнее действия во второй части упражнения и тем мощнее они должны производиться (41).
Могут использоваться контрдействия и на махе назад, хотя эта ситуация для колец еще менее типична, чем для брусьев. Кратко рассмотрим ее на примере одного оригинального движения — соскока махом назад сальто назад (рис. 88).
Впервые это движение смоделировано и опубликовано автором этих строк еще в 60-х годах17. А в 70-х первым исполнителем этого движения стал известный тогда мастер из ГДР Клаус Кёсте. Впрочем, широкого распространения соскок так и не получил, и сейчас его интересно вспомнить как штрих к истории гимнастики, а главное, как л юбопытную иллюстрацию к закономерностям построения движений.
Движение начинается обычным бросковым махом назад из виса (к.к. 1—3). Примерно на уровне горизонтали бросок «пресекается» контрдвижением со сгибанием в тазобедренных суставах и резким торможением ног (к.к. 3—4). Нажимая на кольца книзу и поднимая плечи, гимнаст продолжает курбетное движение, заставляя ноги не
17 См. нашу статью «Трактат о пяти способах изобретать ультра-си» в сборнике «Мастерство гимнаста (в помощь тренеру)». — М. ФиС, 1969.
КОЛ ЬЦА____________________________________________________________
только прекратить исходное движение, но и нарастить скорость нового направления. После того как гимнаст отработал на курбете (к.к. 4—5), он притормаживает и это движение и, выталкиваясь руками, переходит в безопорное положение (к.к. 5—6).
Характер дальнейшего вращения зависит от общей мощности и эффективности действий гимнаста в целом. На рисунке показано сальто согнувшись (как было у К. Кёсте). Но в принципе, и особенно в нынешние времена, такой соскок можно выполнять и выпрямившись, и тогда открываются неплохие возможности развития движения. Это могут быть сальто с поворотами, различные комбинированные движения и даже двойное сальто назад в группировке. Заметим, что, несмотря на трудности, связанные с подвижной опорой, описанное контрдвижение на кольцах имеет явные преимущества перед подобными же движениями на перекладине: здесь нет проблемы отхода назад от опоры и опасности попадания на нее. Это означает, что, в принципе, данное движение на кольцах более перспективно.
99. ОБОРОТ С ПОВОРОТОМ?
ф
Махи с поворотом на кольцах — движения аномальные и своенравные. Насколько они удобны, просты и доступны на кольцах в каче, настолько же они проблематичны «в покое». Механизм «обез-вешивания» тела, позволяющий буквально играючи делать повороты в конце кача, в обычных условиях реализовать гораздо труднее и сложнее.
Однако движения со скрещиванием тросов все же возможны и довольно интересны. Автор этих строк занимался их разработкой еще в 70-х годах, и были отдельные опыты внедрения таких элементов в практику ведущих мастеров. Но в целом повороты в висах на кольцах так и остались элементами «на любителя» и обычно не выходят за пределы движений средней трудности, придающих комбинации некоторую затейливость, но серьезного значения так и не получивших.
Скепсис гимнастов и тренеров понятен: движения внешне не очень сложные (и поэтому судейски не слишком ценные), но капризные. «Овчинка выделки не стоит!»
Естествен вопрос: а нельзя ли, все-таки, делать махи с поворотами, достойные внимания ведущих мастеров?
Можно с уверенностью сказать, что — есть, и что ими стоило бы заинтересоваться. Еще в 80-х годах автор в течение одного занятия (!) вчерне разучил со своим учеником (студентом института физкуль-
99. Оборот с поворотом?
туры) ни много, ни мало — большой оборот с поворотами «туда и обратно». При этом уровень подготовки исполнителя не мог идти ни в какое сравнение с классом современных мастеров. Совершенно очевидно, что если бы на месте рядового студента инфизкульта оказался гимнаст высококвалифицированный и притом заинтересованный, то эффект мог бы быть впечатляющим (уместно здесь еще раз напомнить один «закон» гимнастики: всякое упражнение, выполнимое в принципе, можно делать хорошо).
Парис. ЯРпоказано одно из решений, позволяющих делать большой оборот с поворотами. Будем условно называть этот элемент «оборотом вперед» — по направлению начального движения из стой-
КОЛЬЦА
Простые махи —
н еп|р осты
ки на руках, хотя, как будет видно дальше, упражнение сочетает в себе компоненты техники оборотов обоих направлений.