Общие сведения об эксплуатации строймашин
В строительстве используется огромный парк строительных машин и оборудования – экскаваторов, бульдозеров, скреперов, погрузчиков, кранов, специального транспорта. Надо обеспечивать длительную работу машин с максимальной возможной производительностью при наименьших затратах.
Техническая эксплуатация – это комплекс мероприятий, обеспечивающих поддержание машин в работоспособном состоянии, включающих их приемку и ввод в эксплуатацию, техобслуживание и ремонт, хранение и учет по эксплуатации.
Приемке подлежат машины: 1-новые, 2-после ремонта, 3-после монтажа, 4-передаваемые одной фирмой другой. Проверяют: паспорта, технические описания, инструкции по эксплуатации, комплектность машины, инструмента и запасных частей, техническое состояние путем ее осмотра и испытаний на холостом ходу и под нагрузкой. Машины под контролем органов Госгортехнадзора подвергаются полному техническому освидетельствованию (статические и динамические испытания, прочность несущих конструкций и всех механизмов машины под нагрузкой).
Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта (ППР) — профилактические мероприятия, направлены на предупреждение износа и внезапного выхода оборудования из строя.
Основные документы системы ППР:
1. техническая документация предприятий-изготовителей;
2. обобщающие рекомендации по техобслуживанию и ремонту;
3. годовой план и месячные планы – графики техобслуживания и ремонта.
Различают в составе мероприятий ППР:
техническое обслуживание (ТО);
текущий ремонт;
капитальный ремонт.
Различают ТО:
1. ежесменное (ТО-1) – перед и в конце смены проводится машинистом. Смазка, осмотр рабочих органов, ходовой части, системы управления, тормозов, приборов безопасности, освещения. Для диагностического обследования непосредственно на машинах применяют гидротестеры (дроссели – расходомеры) – измеряют производительность насосов, температуру масла, рабочее давление.
2. периодическое (ТО-2)
3. сезонное (ТО-3) – 2 раза в год. В тормозной, охлаждения, смазки и гидропривода системах заменяют масла и жидкости с промывкой их, устанавливают или снимают утепления, дополнительные устройства. В процессе хранения машин проводят периодическое консервационное обследование.
Текущий ремонт — замена или восстановление узлов (кроме базовых) и агрегатов с частичной разборкой машины и проведении регулировочных работ.
Капитальный ремонт – восстановление работоспособного состояния машин и их отдельных узлов с заменой или восстановлением агрегатов, включая базовые. проводится на специализированных заводах. Капитальные ремонты:
обезличенный (агрегатный) – изношенные детали заменяют новыми,
необезличенный отремонтированные детали устанавливают на ту же машину.
Нарушение законодательства по охране труда, несоблюдение правил и норм влечет за собой ответственность:
1. Дисциплинарную – взыскания, понижение в должности, увольнение.
2. Административную – наложение штрафов, возмещение ущерба.
3. Уголовную – при тяжелых случаях травматизма.