Методика проведения эксперимента.
Исследование судового электрического телеграфа
Одесса 20014
Цель работы: Изучить назначение устройства, принцип действия и особенность эксплуатации судовых электрических телеграфов.
Краткие теоретические сведения.Система синхронной связи – это такая электрическая система, которая выполняет одновременное перемещение нескольких механически не связанных между собой валов на равные или пропорциональные величины. Любая система синхронной связи имеет следующие основные элементы: датчик, выполняющий роль задающего элемента; приемник (один или несколько), перемещение вала которого воспроизводит в определенном масштабе передаваемую датчиком величину; линия связи между датчиком и приемником.
Индукционные системы синхронной передачи в качестве датчиков и приемников используют индукционные микромашины переменного тока — сельсины.
Сельсины имеют однофазную обмотку возбуждения, питаемую однофазным переменным током, и вторичную трехфазную обмотку. В зависимости от расположения однофазной и трехфазной обмоток различают сельсины контактные и бесконтактные. Контактные сельсины в свою очередь могут быть: с однофазной обмоткой на статоре и трехфазной обмоткой на роторе; с однофазной обмоткой на роторе и трехфазной обмоткой на статоре.
На рис1. показаны магнитные системы различных сельсинов.
Принцип действия контактных и бесконтактных сельсинов одинаков, только в первом случае поворот магнитного потока относительно трехфазной статорной обмотки осуществляется геометрическим рассогласованием одной обмотки относительно другой, а во втором случае обе обмотки занимают неизменное положение одна относительно другой, а поворот магнитного потока осуществляется вращением ротора с магнитной системой специальной конфигурации.
Рис. 1. Магнитные системы контактных сельсинов с первичной однофазной обмоткой на статоре (а), на роторе (б), и бесконтактных сельсинов (в), (2):
1 — статор; 2 — полюсы; 3 — ротор; 4 — пазы; 5 — пазы в роторе для короткозамкнутой обмотки; 6 — внешний неподвижный магнитопровод, 7 — немагнитный ротор; 8 — вторичная трехфазовая распределительная обмотка; Р1, Р2 — постоянные магниты; б1,б2 — воздушные зазоры; Ф — поток возбуждения.
Принцип действия индукционной синхронной передачи, когда к датчику подключен один приемник представлен на рис. 2
При рассогласовании роторов датчика и приемника в одноименных обмотках (фазах) синхронизации будут разными э. д. с. по амплитуде и поэтому появятся уравнительные токи. В результате взаимодействия токов обмоток синхронизации с магнитным потоком обмоток возбуждения на валах приемника и датчика появятся вращающие синхронизирующие моменты, которые
|
Но так как обычно ротор датчика застопорен, то под действием синхронизирующего момента будет поворачиваться только ротор приемника и до тех пор, пока роторы снова не примут согласованное положение, при котором э. д. с. уравняются, а токи станут равными нулю.
На рис. 3 показана принципиальная схема машинного телеграфа с индукционными системами синхронной связи и электромеханическим устройством выявления их рассогласования для включения вызывной сигнализации.
Система синхронной связи для передачи команд не имеет переключателей и состоит из одного сельсина-датчика команд ДК основного прибора, телеграфа КП2 и двух параллельно включенных сельсинов-приемников команд ПК один из которых расположен в исполнительном приборе телеграфа ИП1 в ЦПУ, а другой -в исполнительном приборе телеграфа ИП2 машинного отделения (на схеме не показан). Бортовые командные приборы телеграфа КП1 и КПЗ (на схеме не показаны), расположенные вместе с основным прибором КП2 в рулевой рубке, датчиков команд не имеют. Рукоятки задания команд всех приборов телеграфа рулевой рубки связаны механически между собой и с сельсином-датчиком команд ДК основного прибора КП2.
Система синхронной связи для репитования команд имеет переключатель ПТ на два положения, посредством которого может подключаться сельсин-датчик репитования команд ДО1 исполнительного прибора телеграфа ИП1 в ЦПУ или такой же сельсин-датчик исполнительного прибора телеграфа ИП2 машинного отделения (ПТ и ИП2 на схеме не показаны).
| |||||
| |||||
|
|
Рис. 3. Принципиальная схема машинного телеграфа
В любом случае в систему синхронной связи для репитования команд включен один сельсин-датчик ДО1 и все сельсины-приемники репитованных команд ПО основного прибора КП2 и приборов КП1 и КПЗ телеграфа рулевой рубки.
Устройство вызывной сигнализации состоит из контактного элемента КС выявления рассогласования осей сельсина-датчика ДК и сельсина-приемника ПО2 основного командного прибора телеграфа КП2, электромагнитного реле сигнализации PC и трещотки Тщ (Рис.3). В линии связи, соединяющей обмотки синхронизации сельсинов-датчиков и сельсинов-приемников, последовательно включены электротепловые реле РТ1 и РТ2. Для сигнализации о включении — отключении в каждом приборе телеграфа установлено специальное электромагнитное реле с сигнальным флажком — бленкер (Бл). Подсветка шкалы в каждом приборе осуществляется от малогабаритных ламп накаливания ЛО. В приборах телеграфа, установленных в рулевой рубке, предусматривается так же плавная регулировка и выключение подсветки шкалы при помощи реостата R2. В цепях возбуждения сельсинов, в цепях сигнализации и подсветки устанавливают плавкие предохранители для отключения этих цепей при коротких замыканиях.
При включении телеграфа выключателем В подастся напряжение на обмотки возбуждения сельсинов, обмотки бленкеров и на лампы подсветки. Бленкеры срабатывают и убирают с видимой части шкалы приборов сигнальные флажки с надписью «Не работает» («Отключен»). Роторы сельсинов-приемников устанавливаются под действием синхронизирующего момента в положение, заданное сельсином-датчиком. При перестановке рукояток командных приборов КП1, КП2 или КПЗ поворачивается связанный с ними ротор сельсина-датчика ДК, а роторы сельсинов-приемников репитованных команд ПО1, ПО2 и ПОЗ остаются в исходном положении. С помощью контактного устройства КС выявляется рассогласование осей роторов сельсинов ДК и ПО2 основного командного прибора КП2 и замыкается цепь обмотки реле PC. Реле PC срабатывает и при этом включается вызывная сигнализация. В ЦПУ или в машинном отделении репитуют полученную команду. При этом ротор сельсина-датчика ДО1 (ДО2) устанавливается в положение, заданное сельсином-датчиком ДК и сельсином-приемником ПК1 (ПК2). Под действием синхронизирующих моментов поворачиваются роторы сельсинов-приемников ПО1, ПО2 и ПОЗ, и рассогласование систем синхронной связи устраняется. Контакты КС размыкаются и отключают вызывную сигнализацию.
На рис. 4 приведена кинематическая схема судового машинного телеграфа.
Методика проведения эксперимента.
На лабораторном стенде смонтирован машинный телеграф, принципиальная схема которого показана на рис.3 При помощи переключателя, установленного на стенде, управление сельсинами машинного телеграфа можно перенести на выносную панель управления, на наборном поле которой можно имитировать различные режимы работы индукционной следящей передачи.
Для того чтобы провести эксперимент необходимо:
1.Изучить расположение сельсинов – датчиков и сельсинов – приемников машинного телеграфа.
2.Ознакомиться с кинематической схемой по чертежу и на месте путем вскрытия всех крышек телеграфов (рис.4).
Рис. 4. Кинематическая схема судового машинного телеграфа
3.Имитировать на выносной панели управления следующие неисправности в цепях индукционной самосинхронизирующейся системы и объяснить их причины.
Рис. 5. Выносная панель управления.
а) несогласованное соединение обмоток возбуждения датчика и приемника.
б) неправильное соединение фаз обмоток синхронизации.
Контрольные вопросы
1. В каких приборах управления судном применяется система синхронной
связи ?
2. Принцип действия индукционной синхронной передачи.
3. Устройство и принцип действия контактных и бесконтактных
сельсинов.
4. Устройство и принцип действия судового машинного телеграфа с
индукционными системами связями.
Литература:
1. Пипченко А.Н., Пономаренко В.В., Теплов Ю.И., Романенко А.В. Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления. Одесса, 1998.
2. Байков П.М. Приборы управления и внутрисудовая связь. Москва «Транспорт» 1983.
3. Токарев Л.И. Судовые электрические приборы управления. Москва «Транспорт» 1988.