Элементы систем управления и диагностирования машин
Техническая структура управления — устройство или набор устройств для манипулирования поведением других устройств или систем. Делятся: Автоматизированные системы управления (АСУ) — с участием человека в контуре управления;
Система автоматического управления(САУ) — без участия человека в контуре управления.
Диагностика— область знаний, включающая в себя сведения о методах и средствах оценки тех. состояния машин, механизмов, оборудования, и других технических объектов. Основной задачей технического диагностирования является обеспечение безопасности, функциональной надёжности и эффективности работы технического объекта, а также сокращение затрат на его техническое обслуживание и уменьшение потерь от простоев в результате отказов и преждевременных выводов в ремонт.
Диагностирование технических объектов включает в себя следующие функции:
· оценка технического состояния объекта;
· обнаружение и определение места
· локализации неисправностей;
· прогнозирование остаточного ресурса объекта;
· мониторинг технического состояния объекта.
Датчик первичный преобразователь, элемент измерительного, сигнального, регулирующего или управляющего устройства системы, преобразующий контролируемую величину в удобный для использования сигнал являются элементом технических систем, предназначенных для измерения, сигнализации, регулирования, управления устройствами или процессами. Датчики преобразуют контролируемую величину (давление, температура, расход, концентрация, частота, скорость, перемещение, напряжение, электрический ток и т. п.) в сигнал (электрический, оптический, пневматический), удобный для измерения, передачи, преобразования, хранения и регистрации информации о состоянии объекта измерений. Исторически и логически датчики связаны с техникой измерений и измерительными приборами, пример термометры, расходомеры, барометры, прибор «авиагоризонт» и т. д. Обобщающий термин датчик укрепился в связи с развитием автоматических систем управления, как элемент обобщенной логической концепции датчик — устройство управления — исполнительное устройство — объект управления. В качестве отдельной категории использования датчиков в автоматических системах регистрации параметров можно выделить их применение в системах научных исследований и экспериментов.
Классификация по виду выходных величин: активные (генераторные), пассивные (параметрические)
Классификация по измеряемому параметру:датчики давления, датчики расхода, , уровня, поплавковые, ёмкостные, радарные, температуры, датчик концентрациия, радиоактивности, перемещения, положения, фотодатчики, датчик углового положения, датчик вибрации, датчик механических величин, датчик дуговой защиты
Классификация по принципу действия:оптические датчики (фотодатчики), магнитоэлектрический датчик (на основе эффекта холла), пьезоэлектрический датчик, тензо преобразователь, ёмкостной датчик, потенциометрический датчик, индуктивный датчик.
Классификация по характеру выходного сигнала:дискретные, аналоговые, цифровые, импульсные
Классификация по среде передачи сигналов:проводные, беспроводные.
Классификация по количеству входных величин:одномерные, многомерные.
Датчики температуры.
Измерение температуры производится в различных системах автомобиля:
Система | Датчик |
Система охлаждения | Датчик температуры охлаждающей жидкости |
Система управления двигателем | Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе |
Система климат-контроля | Датчик температуры наружного воздуха; Датчик температуры воздуха в салоне |
Система смазки | Датчик температуры масла |
Автоматическая коробка передач | Датчик температуры масла |
Для измерения температуры применяются терморезисторы с отрицательным температурным коэффициентом. С увеличением температуры сопротивление термистора снижается, соответственно возрастает ток. В качестве датчика температуры используется также термопара – проводник, состоящий из двух различных металлов и под воздействием температуры генерирующий термоэлектрическое напряжение.