Недостатки произношения шипящих звуков, основные этапы работы
.Межзубный сигматизм:шепелявый оттенок. Предрасполагающие факторы: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к небу, высокое и узкое твердое небо.
Боковой сигматизм(щечное произношение): язык принимает участие в артикуляции, образуется «тупой» шум, хлюпающий звук, сопровождающийся раздуванием щек. Предрасполагающие факторы: боковой открытый прикус, слабость мышц одной половины языка.
Носовой сигматизм(заднеязычное произношение): звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий [х] с носовым оттенком (при [ж] — [г]). Предрасполагающие факторы: излишнее напряжение задней части спинки языка.
Губно-зубной парасигматизм:[ш] заменяется на [ф] (шапка — фапка), [ж] заменяется на [в] (жук — вук). Предрасполагающие факторы: прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха.
Призубный парасигматизм:[ш] заменяется на [т] (шапка — тапка), [ж] заменяется на [д] (жук — дук). Предрасполагающие факторы: закрытый прикус, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.
Шипящий парасигматизм(нижнее произношение) шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминающий [щ] (ш’апка). Предрасполагающие факторы: прогения, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.
Свистящий парасигматизм:[ш] заменяется на [с] (шапка — сапка), [ж] заменяется на [з] (жаба — заба). Предрасполагающие факторы: снижение слуха, нарушение фонематического слуха.
Носовой сигматизм.Подготовительный этап: вырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание [ш] при носовом и ротовом произношении, отрабатываются [т] и [с].
Постановка [ш] от [с] с механической помощью. Если есть [р], то произнося РА, шпателем или зондом №5 останавливаем вибрацию языка — слышно шипение. При шепотном произнесении РА слышится ША, при громком — ЖА.
Губно-зубной сигматизм. Подготовительный этап: ребенка учат сопоставлять и различать на слух [ш] — [ф], используя картинки-символы; проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вверх — вниз; подъема широкого переднего края языка вверх.
Постановка. Ставят [ш] по подражанию, используя зрительный контроль. Следят, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (губы можно придерживать пальцем). Возможен механический прием от [с].
Призубный сигматизм.Подготовительный этап: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух [ш] — [т], используя картинки-символы; различать звуки [ш] — [т] на основе тактильных ощущений по воздушной струе ([ш] — длительная, [т] — толчкообразная); упражнения для длительной направленной воздушной струи; положение широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается [с].
Постановка: по подражанию (зрительный контроль и тактильные ощущения).
Шипящий сигматизм.Подготовительный этап: сопоставлять и различать [ш] — [щ], используя картинки-символы; умения поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед — назад).
Постановка. От [с] механическим приемом (отодвигают язык назад).
Свистящий сигматизм. Подготовительный этап: сопоставлять и различать [с] — [ш], используя картинки-символы; разницу струи воздуха ([с] — холодная, [ш] — теплая); движения широкого языка вверх; чередование движений широкою языка за нижние — верхние зубы; чередование движений губ: растягивание в улыбку — сомкнуты вперед (трубочка).
Постановка.звука ж Прием подражания. Звук [ж] ставится от [ш] путем подключения вибрации голосовых складок.Автоматизация. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением), слова и фразовую речь. При сигматизмах заканчивают этапом автоматизации, припарасигматизмах – дифференциацией [ш] со звуками-заменителями: с [ф] при губно-зубном, с [т] при призубном, с [щ] при шипящем, с [с] при свистящем парасигматизмах.
Среди недостатков произношения [ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой свистящей аффрикатой [ц'], а также звуками [т'] или [ш']. Звук [ч] ставят от [т]: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Ребенка просят произносить ТЪ-ТЬ или Т’И (AT’) при поднятом вверх кончике языка, выдвигая при этом губы вперед. Можно применять зонд № 5 для отведения кончика языка назад.
Правильного произношения [ч] можно добиться и путем слитного произнесения звукосочетания ТШ сначала в медленном, потом в быстром темпе.
Среди недостатков произношения [щ] имеется укороченное произношение (как при [ш]), замена звука [щ] на [с'], произношение [щ] с аффрикативным элементом (как сочетание Ш’Ч). Звук [щ] часто появляется автоматически после того, как будут поставлены [ш, ж, ч].
Для вызывания [щ] ребенка просят длительно произнести [ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед = [щ]. Возможен механический способ: ребенок несколько раз произносит С’И или С’А, логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).
3.Составьте план-конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука {сь}.
Автоматизация звука [СЬ] в слогах, словах, предложениях, стихах.
Цели:
1. Образовательные:
а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;
в) обогащение словаря словами со звуком СЬ.
2. Коррекционные:
а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;
б) развитие фонетического слуха;
в) формирование навыков звуко-слогового анализа;
г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;
д) закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.
Воспитательные.
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- поддержание интереса к занятиям;
- воспитание доброжелательности, чувства товарищества.
- воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.
Этапы занятия | Содержание занятия |
Организационный момент. Постановка целей занятия (объявление темы) Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Ориентация в пространстве Анализ артикуляции по плану Характеристика звука Закрепление изолированного звука и произношение в слогах, чистоговорках Определение места звука Сь в слове. Закрепление понятия “место звука в слове”. Работа со звуковыми линейками. Развитие фонематического восприятия, произношение С в словах. Проговаривание слов, расширение словарного запаса. Звуко-слоговой анализ слов типа: гусь лось рысь . Закрепление звука в предложениях, стихах, играх. Итог занятия. Оценка работы детей. . Домашнее задание | Приветствие. У нас в гостях Сегодня мы будем учиться произносить мягкий звук СЬ в словах, чистоговорках, предложениях и стихах. Давайте приготовим к работе наше лицо, язычок и губы. (зеркала, картинки) 1)Массаж: Давай начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза). 2) Артикуляционная разминка: упражнение “Лягушка”-“Хоботок”, “Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами”, “Лопаточка”, “Чистим нижние зубки изнутри”, “Блинчик”,“Язык-силач”, “Горочка”, “Лодочка (с выдохом)”,“Выгибает кошка спинку”, “Покатаем зубки с горочки” 3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнение “Перчатки”, “Коза”, “Зайчик”, “Петушки”, “Курочки”, “Колечки”, (“Флажок”, “Лодочка”, “Пароход”) “Ребро – кулак – ладонь” (на переключаемость). 4) Голосовые и дыхательные упражнения: - надувание щек одновременно и поочередно; -выдыхание воздуха посередине широкого языка на ватку на ладони; - поём гласные долго (а, о, ы, у, э) песенка гласных (слитно), затем ИЭ--------- Работа по книге “Левое – правое” Давайте вспомним, когда произносишь звук [С], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки? (дети объясняют) (см. предыдущие зан.) А произнесение мягкого звука СЬ отличается от твёрдого тем, что спинка языка выгнулась более крутой горочкой и больше напряжена С – согласный, глухой, переднеязычный, щелевой, бывает твёрдым и мягким. Произнесение изолированного звука – звук похож на песенку водички, которая течёт из под крана тоненькой струёй – СЬ – СЬ – СЬ. ( хором и индивидуально). Песенка водички. В море плещется вода. Слышишь, как поёт она? Эту песенку водички, капли, звонкие сестрички, Исполняют в тишине, примостившись на волне. СЬ-СЬ - шуршат они песком, камешком на дне морском. СЬ-СЬ - дробятся о скалу, СЬ-СЬ - стекают по стеклу, СЬ-СЬ - и спрятались в ракушку. Мы её приложим к ушку И услышим шум воды, набегающей волны. Чтение слоговых дорожек и слоговых таблиц (прямые, а затем обратные слоги) Табличка “Ступеньки” СЯ – СЯ – СЯ – ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ СИ – СИ – СИ – У ВАСИ КАРАСИ СЁ – СЁ – СЁ – НЮСЯ ГУСЕЙ ПАСЁТ СЯ – СЯ – СЯ – СПЕТА ПЕСЕНКА ВСЯ ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – В ЛЕСУ ЛОСЬ АСЬ – АСЬ – АСЬ – В СКОВОРОДЕ КАРАСЬ
|