Оценка режимов СЭУ, ее эксплуатационные показатели.
Режим работы дизеля характеризуется значениями его эксплуатационных параметров: мощности, частоты вращения, экономичности, тепловой и динамической напряженности и др. Главный судовой дизель практически всегда работает на переменных режимах в связи с постоянными изменениями внешних условий плавания судна. Режим работы дизеля зависит также от типа судна, конструктивных элементов его корпуса, типа движителя и СДУ, способа передачи мощности от двигателя к движителю. Знание режимов работы ГД и особенностей этих режимов — одно из условий грамотной эксплуатации СДУ.
Главные двигатели морских транспортных судов в основном работают на нагрузках, близких к полной. Переменные режимы работы и малые нагрузки составляют не более 10% и в основном связаны с плаванием судов в каналах, узкостях, во время шторма, с подходами и отходами из портов и другими условиями.
Все режимы работы дизеля можно разделить на установившиеся и неустановившиеся. Установившиеся режимы характеризуются постоянством нагрузки, частоты вращения дизеля и теплового состояния его деталей. Для неустановившихся режимов характерна нестабильность этих показаний.
Установившиеся режимы ГД могут иметь место при постоянных малых, средних и полных ходах судна вперед и назад, на перегрузочных режимах, при минимально устойчивой частоте вращения дизеля, определяющей минимальную скорость судна (при неизменных по времени условиях плавания).
Неустановившиеся режимы характерны при пуске и остановке дизеля, трогании судна с места, разгоне, реверсировании, циркуляции и др. В этих случаях работа дизеля, показания его КИП и любые проявления каких-либо неполадок должны быть объектом пристального внимания обслуживающего персонала.
Кроме того, следует различать нормальные режимы работы, предусматриваемые ТУ на поставку дизеля, т. е. возможность использования его для работы на ВФШ или ВРШ, буксировки или траления и т. п., и неспецификаци-онные режимы, например работа в условиях обрастания корпуса судна, при сильном волнении моря и ветре, на мелководье, при изменении параметров окружающей среды, крене и дифференте, превышающих допустимые значения, в аварийных режимах, на нестандартных сортах топлива и масла. Работа на неспецификационных режимах допустима с определенными ограничениями.
Графическую зависимость основных параметров дизеля от какого-либо одного из параметров, принятого за независимый переменный, называют характеристикой дизеля. По характеристикам можно оценить технико-экономические показатели дизеля при его работе в различных условиях эксплуатации.
Характеристики дизеля подразделяются на скоростные и нагрузочные. Характеристика называется скоростной, если в качестве независимой переменной принята частота вращения дизеля. Если же независимой переменной служат Рe, Рmе или крутящий момент, то характеристика называется нагрузочной.
В свою очередь скоростные характеристики можно разделить на внешние и винтовые.
Характеристику, снятую для определения максимальной (предельной) мощности на всем рабочем диапазоне частот вращения (с максимальной цикловой подачей топлива), называют внешней характеристикой предельной мощности. Данная характеристика соответствует режимам работы дизеля с перегревом деталей ЦПГ, повышенным удельным расходом топлива и дымным выпуском газов, т. е. по этой характеристике дизель в эксплуатации не может работать длительно. Ее следует рассматривать как характеристику, расположенную за пределами эксплуатационных рабочих режимов двигателя.
Характеристику, полученную при положении органов подачи топлива, которые соответствуют Реmах при nmax, называют внешней характеристикой максимальной мощности или ограничительной характеристикой по ТНВД,
Винтовая характеристика — это зависимость Рe от n при работе дизеля на гребной винт, т. е. характеристика пропульсивного комплекса «корпус судна — двигатель — гребной винт». Установлено, что мощность, поглощаемая гребным винтом, приблизительно пропорциональна n3 и подчиняется выражению Ре=Сn3, где С — коэффициент пропорциональности
Нагрузочная характеристика дизеля устанавливает зависимость некоторых показателей его работы от нагрузки при постоянной частоте вращения, что наиболее характерно для ДГ и ГД в установках с электродвижением. При работе дизеля по этой характеристике Ре меняется благодаря изменению рmе.
При плавании судна в балласте изменяется крутизна винтовой характеристики. Она становится «облегченной», что связано с уменьшением осадки и, как следствие, снижением сопротивления воды движению судна, а также с изменением условий обтекания винта потоком воды. При плавании в балласте при nном ГД недогружается по рmе и Ре. Недогрузка в зависимости от типа судна и параметров гребного винта может составлять 10—20% Реном.
При работе на швартовах дизели развивают предельный крутящий момент Ttq при частоте вращения гораздо меньшей, чем nном.
Режим трогания судна с места во многом сходен с режимом работы на швартовах, и ГД на этом режиме может быть также легко перегружен по Ttq. На этом режиме увеличение скорости судна достигают увеличением частоты вращения вала ГД, а значит, увеличением подачи топлива за цикл. С ростом цикловой подачи топлива возрастает Ttq, и в период ускорения он может превысить момент сопротивления движению судна. Переходный динамический процесс сопровождается резким повышением температуры деталей ЦПГ, что может привести к заклиниванию и задирам поршней, цилиндровых втулок и др.
При переходе судна с глубокой воды на мелководье или при входе в канал, ширина которого невелика, в большом диапазоне скоростей изменяется сопротивление движению судна, а следовательно, и нагрузка на ГД по моменту возрастает из-за повышения сопротивления трения и волнового сопротивления в 2, а в отдельных случаях и в 3 раза; поэтому при переходе судна на мелководье рекомендуется снижать частоту вращения ГД. Если глубина под килем не превышает пятикратной осадки судна, следует двигаться только малым ходом (в этом случае сопротивление на мелководье примерно равно сопротивлению на глубокой воде). Глубокой водой, на которой возможно движение с любыми скоростями, с достаточной для практики точностью принято считать воду, в 15 раз превышающую по глубине осадку судна.
В штормовых условиях на некоторых курсах возрастает сопротивление воздуха корпусу движущегося судна, а наличие волн создает условия для работы винта, аналогичные работе при циркуляции судна, т. е. условия косого потока воды. При качке увеличивается тормозящее действие пера руля, которое периодически выводится из диаметральной плоскости судна для удержания его на заданном курсе. Эти явления приводят к частым изменениям крутящего момента винта. При суммировании всех факторов в условиях семибалльной штормовой погоды он может возрастать на 40—50%, а это приведет к заметной перегрузке ГД; поэтому в штормовую погоду (особенно при встречном ветре и килевой качке) приходится снижать частоту вращения дизеля.
В практике эксплуатации дизелей важно знать, при каких внешних условиях эксплуатации может наступить перегрузка дизеля, и вовремя ее предупредить.
В условиях эксплуатации судна меняется состояние подводной части корпуса судна, она обрастает и загрязняется, увеличивается ее шероховатость из-за коррозии, гофр и вмятин. Это обусловливает увеличение сопротивления трения корпуса судна, которое непрерывно возрастает и практически не восстанавливается до первоначальной величины при доковании и покраске. Повреждаются кромки и поверхности гребного винта. Изменяются характеристики работы и ГД вследствие износа топливной аппаратуры, деталей ЦПГ, органов газообмена, загрязнения полостей охлаждения втулок, цилиндровых крышек, охладителя продувочного воздуха и др.