Твердое топливо (ТТ). Классификация, основные свойства

Осн. хар-ки, опред-щие свой­ства и качество промышл. ТТ: теплота сгорания, содержание углерода и приме­сей, выход летучих веществ, спекаемость, плотность, прочность, размеры кусков и др. ТТ: высокое содержание внутр. и внешнего балласта, кот. ↓его теплотворную спос-сть. Тепловая цен­ность ископаемых углей - одного из важнейших видов промышл. топлива опред-ся степенью углефикации или степенью разложения, т. к. конечным продуктом разложения растит. остатков явл-ся углерод, содержание которого в углях в зав-сти от их возраста и месторождения находится в пределах от 55 до 97%. Водород находится в углях в своб. состоянии и при сгорании выделяет тепло.

Ископаемые углей: 1.Бурые - самые моло­дые продукты разложения исходных органич. ве­ществ, 55-78% углерода. 2.Каменные угли и 3.антрациты - продукты более раннего разложения растит. организмов, 75-92% и 92-97% углерода.

Кислород, азот и сера, связанные с углеродом в раз­л. соединения, образуют смолистые вещества, содержание которых опред-ся выходом летучих веществ, кот. выделяются при нагревании углей без доступа воздуха и разложении их органич. и минер. частей. Чем ↑ в угле содержание углерода, тем ↓ в нем летучих веществ. Оставшийся нелетучий твердый остаток хар-ет спос-сть разл. углей спекаться и образовывать кокс - ценное технолог. топливо. Спекиемостъ - свой­ство некоторых видов углей при нагревании до 350-400°С переходить в пластическое состояние, а затем снова затвердевать, образуя прочный и пористый оста­ток - кокс с высоким содержанием углерода. Спос-сть углей образовывать кокс высокого качества - коксуемость.

Разновидность топлива - горючие сланцы, образовавшиеся при разложении без доступа воздуха морских растит. и животных организмов. Содержат ценную органич. массу (до 75% С и до 10% Н), имеют высокий выход летучих веществ (до 60%) и служат сырьем для хим. переработки. Высокая зольность (до 60%) и влажность (до 20%) горючих сланцев ↓ их тепловую цен­ность, и они исп-ся в основном в качестве местного топлива. К естеств. твердому топливу относится и торф - продукт разложения разл. остатков болотных растений, содержащий около 60% С и до 6% Н, вырабатывается в виде торфяных брикетов, крошки или кускового торфа и применяется как местное топливо. В качестве ТТ исп-ся также древесина и отходы с/х производства. Их удельный вес в топливном балансе страны незначителен Органич. часть древесины содержит около 50% С и до 6% Н.

Каменные угли в зав-сти от выхода летучих веществ и хар-ки нелетучего остатка (ко­ролька) классифицируются по маркам. Угли с наиб. выходом летучих веществ (37% и более) - длиннопламенные (условное обозначение Д), с наименьшим (менее 9%) - тощих (Т), а остальные - газовые (Г), жирные (Ж), коксовые (К) и отощенные спекающиеся (ОС) - заняли промежуточное значение. Хорошо спекаются угли марок Ж и К, слабее - газовые и отощенные спекающиеся угли; бурые и длиннопламенные, большинство тощих углей, а также антрациты и полуантрациты не спекаются.

Качество углей зависит от содержания минер. примесей (кар­бонаты кальция и магния, гипс, серный колчедан и др., влага), кот. ↓теплоту сгорания топлива, ухудшают качество и за­трудняют условия его сжигания. При сжигании топлива несгоревшие минер. примеси образуют золу. Плотность угля - отношение его массы к массе такого же объема воды при температуре 20°С. Плот­ность бурых углей 1,1-1,5, а каменных и антрацитов 1,6-1,7. Насыпная плотность угля - отношение массы топлива в насыпном состоянии к его объему. Этот пок-ль зависит от гранулометрическо­го состава угля, содержания минер. примесей и влаги и для разл. видов углей, составляет 0,8-1,3 т/м3. Пок-ль исп-ся при расчетах складских помещений, опред-ии массы угля в вагонах... Прочность углей - зависит от их фракционного состава. Наиб. прочность - длиннопламенные газовые угли и антрациты, наим. - жирные, коксовые, тощие и бурые угли. По размерам кусков бурые, каменные и антрациты (АП, АК…): плита (до 200 мм), крупный, орех, мелкий, семечко, штыб (менее 6). Чем крупнее куски, тем меньше содержание приме­сей и выше качество угля.

При маркировке топлива к усл. буквенному обозначению класса добавляют цифры в скобках — ниж­ний и верхний пределы крупности. Например, БМ (13-25) означает - бурый, мелкий, размер кусков 13-25 мм; АК (50-100)— антрацит, крупный, размер кусков 50—100 мм.

16) Класс-я и назнач-е товарных нефтепродуктов. Важн. нефтепр: топливо и нефтяные масла. Топливо - по назначению: моторное - для сжигания в двигателях, котельно-печное - для топок паровых котлов и печных установок. Моторное - по виду двигателя: карбюраторное - на всех авто, и дизельное - в двигателях внутр. сгорания, и топливо для воздушно-реактивных двигателей... От кач-ва нефтепр зависит надежность и эк-сть техники. Для карбюраторных двигателей в кач-ве топлива исп-ют бензин (см. вопрос 17). Б – смесь нафтеновых и парафиновых и ароматич углеводородов, содержащих 4-10 атомов углерода со ср молекулярной массой=100. А дизельное топливо – смесь п, н и ар углевдрдв, 20 атомов С, и явл-ся продуктом прямой перегонки нефти с добавлением компонентов каталического крекинга. Плотность: 0,9 г/см3. Температура вспышки: 40-80 гр, темп помутнения для летних: -5гр, зимних: -25гр. Исп-ся в тракторах, жэ дэ ТС… Расход топливо ниже на 40%, чем в карбюрат-х двигателях. Наиб распростр. вид котельно-печного топлива – мазут, реже – продукты переработки КУ и горючих сланцев. Мазут получают прямой переработкой нефти или при крекинге нефтепр. Печное бытовое топливо вырабат-ся из фракций прямой перегонки нефти и вторичных продуктов и исп-ся на жэ дэ ТС, для снабжения населения… Смазочные мат-лы не относятся к топливу и рассм-ся как товарные нефетпр-ты, для ↓трения и износа трущихся частей машин, ↓затрат энергии на преодоление сил трения, защиты машин от коррозии и др.

Ископаемые угли.

1)Бурый угль – рыхлая порода от бурого до коричневого и черного цвета. Месторожд-я: Подмосковный бассейн, Канско-Ачинский и др. БУ обладают наим степенью углефикации и небольшой теплотой сгорания, т.к. содержат много внутр. и внешнего балласта: 20% кислорода и азота, 30% золы и 40% воды. Состав органич части (С, Н, О, N, S) также неоднороден и изменяется в завис-ти от месторождения, марки и класса. С – больше всего в составе, N – меньше. Теплота сгорания колеблется от 2000 до 5000 ккал/кг. Быстро разгораются и из-за высокого содержания серы образуют длинное и коптящее пламя, загрязняющую атмосферу, поэтому их исп-т за чертой города. Повышенный выход летучих вещ-в до 60% на горючую массу, что позволяет вырабатывать из них каменноугольную смолу и жидкое моторное топливо. По содержанию влаги: Б1 – более 40%, Б2 – 30-40%, Б3 – до 30%. Маркирую по размерам кусков. Исп-ся как топливо на месте добычи, т.к. из-за недостаточн механич прочности их нельзя перевезти на большие расстония. 2)Каменные угли – осн вид, удельный вес пр-ва = 80%. Месторожд: Донецкий, Кузнецкий, Карагандинский, Иркутский. КУ – плотная порода черного цвета с сероватым оттенком. Балласт КУ: 10% кислорода и азота, 6-15% золы, 4-12% воды. Состав органич массы различ от месторожд и марки. Такой же, как у БУ, только О меньше. КУ с высоким выходом летучих в-в легко разгораются и горят пламенем, с низким – без пламени. Теплота сгорания: 5000-7000. Маркируют по размерам кусокв. В завис-ти от хим состава может исп-ся для получения металлургич кокса и попутных продуктов кокс-ния (смола, кокс. газ), являющихся ценным хим сырьем, а также сжигаться в кач-ве топлива. 3)Антрацит – наиб углефицированный вид, содержит 95% углерода. А – плотная масса черного ув с мет блеском. Почти не имеет летучих в-в. Содержит 5% воды и 15% золы, поэтому трудно разгорается и горит без пламени. Месторожд: Донецкий б. Теплота сгорания: 6000-7000. Исп-ся как топливо для энергетич, трансп, бытовых и др нужд и непригоден для хим переработки, т.к. содержит мало летучих в-в, а коксовый остаток имеет порошкообразный вид. Маркир-ся по размерам кусков.

17) Автомоб-й бензин.Важная хар-ка – детонационная стойкость: чем выше, тем эфф-нее работа двигателя. С ↑степени сжатия горючей смеси ↑мощность и коэфф-т полезного действия двиг-ля. Но если очень сжать, то наруш-ся норм горение топлива и наступает детонац-е горение, что создает вибрацию и стук, вызывают неполное сгорание топлива, снижение мощности и преждеврем износ деталей. Чтобы исключить детонацию, надо применять только те марки бензинов, кот рекоменд-ся заводами-изготовителями авто для конкр-х видов двигателей. Спос-сть топлива противостоять детонац-у сгоранию – это детонац стойкость, она хар-ся октановым числом – усл ед-ца, численно равная % озооктана в смеси и равноценная по своим антид-м св-вам топливу. Если Б детонирует, как смесь из 76% изооктана и 24% гептана, то октановое число=76. Чем оно выше, тем больше может быть сжата в цилиндре горючая смесь. Для ↑детонац стойкости в топливо добавляют антидетонаторы. Нпр, тетраэтилсвинец, что повышает его окт число. Тогда Б стан-ся этилированным. Ядовит. Окрашивается. Также есть новые нетоксичные марганцевые антид-ры. Тогда Б – неэтилиров. Марки: А-72, А-76, АИ-93, АИ-98. А – автом-й. Цифра – миним окт число. Буква И значит, что окт число уст-но исследоват-м методом. 72 – не этилир-й, исп-ся для двигателей с высокой степенью сжатия: «Волга» и др. 76 – желтый, «Москвич» и др. 93 – оранжевый, «Жигули» и др. 98 – синий, «Чайка» и др. Фракционный состав – пок-ль кач-ва бензина и его испаряемости, отчего зависят образование горючей смеси, продолж-ть прогрева и легкость пуска двигателя. Испарение при темп-ре= 35-200 гр. Легкие фракции (от начала испарения до выкипания 10%) хар-ют пусковые св-ва, чем ниже темп-ра выкипания, тем выше св-ва. Промышл-тью выпуск-ся сезонные (летние и зимние) Б. Темп-ра разгонки 50% топлива хар-ет содержание средних фракций, скорость прогрева двигателя и динамику разгона авто и д б для летнего – не более 110гр, зимнего – не б 100гр. Хим стабильность хар-ся стойкостью Б к окислению, смоло- и нагарообразованию и др хим изм-ям в двигателе и зависит от фракц состава топлива. Выражается длительностью индукционного периода – времени искусственного окисления бензина. Для повышения зим ст-ти добавляют антиокислители. Кислостность Б хар-ся числом миллиграммов едкого кали. Наличие сернистых соединений и воды вызывает коррозию. Не допускаются мех примеси, вызывающие засорение.

18) Дизельное топливо.Предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Преимущество перед карбюраторным: высокая степень сжатия (до 18), след-но расход топлива на 30 % ниже. Но они более сложные и большие. Осн пок-ли: 1)Цетановое число—пок-ль воспламеняемости. Опр-т запуск двигателя, расход топлива и дымность отработавших газов. Чем выше ЦЧ, тем быстрее произойдут процессы предварит. окисления в камере сгорания, тем скорее воспламенится смесь и запустится двигатель. Европейский стандарт: нижний предел ЦЧ — 48 ед-ц.2)Испаряемость(фракционный состав)На сгорание топлива более легкого ФС расход-ся меньше воздуха, при этом благодаря уменьш-ю времени, необх-го для образования топливовоздушной смеси, процессы смесеобразования протекают более полно.Время прокручивания двигателя при запуске его на топливе со ср темп-рой кипения 200—225 °С в 9 раз меньше, чем на топливе с 285 °С. 3)Вязкость.Более низкая В обеспечивает лучшее распиливание топлива; более высокая – увелич-ся диаметр капель и умен-ся полное их сгорание, в рез-те увелич-ся удельный расход топлива, растет дымность отработавших газов. Влияет на наполнение насоса и на утечку топ­лива через зазоры. Летнее Т, получаемое из западносибирской нефти, в котором преобладают парафино-нафтеновые углеводороды, имеет В при 20°С=4,0 мм2/с.4)Низкотемпер-ные св-вахар-ся: темп-рой помутнения, фильтруемости и застывания. Последняя опр-т условия складского хранения. В ДТ исп-ся углеводороды. Наиб высокие темп-ры плавл-я имеют парафиновые углеврды с длинной неразветвленной цепью углев-ных атомов. Для обеспечения требуемых темп-р помутнения и застывания зимние ДТ получают облегчением фракционного состава. Так, для получения ДТ с t3 = –35 °С и tп = –25 °С требуется понизить темп-ру конца кипения топлива с 360 до 320 °С.5)Смазывающие.Топливо - это смазочный материал для движущихся деталей.СС значит хуже, чем у масел, т.к. и вязкость, и содержание поверхностно-активных веществ меньше. Противо­износные св-ва улучш-ся с увеличением содержания ПАВ, вязкости и темп-ры выкип-я. 6)Хим стабильность - спос-сть противостоять окислительным процессам, протекающим при хранении. Самыми сильными промоторами смоло- и осадкообразования являются азотистые и сернистые соединения.ХС оценив-ся по кол-ву образовав­шегося в топливе осадка (мг/100 мл). 7)Коррозионная агрессивность.Пок-ли: содержание общей серы, содержание меркаптановой серы и сероводорода, водорасворимых кислот и щелочей, испытание на медной пластинке.Соврем-я технология получения ДТ исключает присутствие элементной серы и сероводорода в излишних кол-вах. Влияние оказывает глубина гидроочистки, т.к. при этом ПАВ и ухудшаются защитные св-ва. Повышение содержания меркаптановой серы с 0,01 % (норма ГОСТ) до 0,06 % увеличивает коррозию в 2р.Коррозия повыш-ся, если в топливе присутствует металл.Зимнее и летнее топливо примерно одинаково.8)Склонность к нагарообразованию опр-т эфф-ть и надежность работы двигателя. Для плунжеров и гильз топливных насосов зазоры составляют 1,5—4,0 мкм. Частицы загрязнений, размер которых более 4,0 мкм, вызывают повышенный износ деталей, что опр-т и соотв-щие требования к очистке топлива.Чистоту топлива оцен-т коэфф-том фильтруемости = отношение времени фильтрования через бумагу десятой порции топлива к первой. На это влияет наличие воды (не более 0,01%), механических примесей (не более 0,004%), смолистых веществ, мыл нафтеновых кислот.

Марки: Л — летнее, применяемое при темп-рах воздуха 0 °С и выше; 3 — зимнее, до -20 или -30°С, А — арктическое, до -50 °С. Лзаказывают с учетом содержания серы и температуры вспышки (Л-0,2-40), З - серы и температуры застывания (3-0,2-минус 35). В условное обозначение на А входит только содержание серы: А-0,2. ДТ получают компаундированием прямогонных (0,8-1% серы) и гидроочищенных фракций (0,08-0,1% серы) в соотношениях, обеспеч-щих требования по содержанию серы.

19) Мазут.Исп-ся как котельное топливо. Ценное сырье для хим промышл-ти. М – темная и густая жидкость. Вязкость опр-т условия запонения и слива емкостей, транспорт-я по трубам… Оценивается в ед-цах усл вязкости и опр-ся отношением времени непрерывного истечения 200мл мазута при заданной темп-ре к времени истечения 200мл воды при 20гр. При низкой темп-ре В возрастает, поэтому манипуляции с М только после подогрева. Темп-ра застывания зависит от хим состава сырья и способов получения нефтепр-та. Примерно 25гр. Плотность М нужна для расчетов объемов емкостейи опр-я отстаивания. Чем меньше п-ть, тем быстрее отделяется вода и примеси. Примерно 1 г/см3. Темп-ра вспышки характ-т пожарную безопасность. Примерно 90гр. Зольность зависит от кол-ва подготовки и переработки сырья и опр-ся содержанием солей, примесей, присадок. Содержание серы зависит от хим состава исходной нефти и составляет для высокосернистых – 3,5%, сернист, малос-х – 0,5%. Сжигание первых вызывает коррозию и загрязнение ОС. Вода и мех примеси попадают в М из нефти в процессе пр-ва и трансп-ки и явл-ся балластом. При сжигании обводненных М снижается КПД. Марки: флотские Ф-5, Ф-12, топочные 40 и 100. Цифры – максим вязкость. Ф – для судовых котельных, др – как массовое топливо. Топливо для мартеновских печей: МП – малосернист и МПС – сернист. Газотурбинное: ТГ – обычное и ТГВК – высшее. Печное бытовое – ТПБ.

20) Класс-ция керамических изделий.Ассортимент КИ формируется под воздействием НТП, соц-демографических факторов, смены стилевых направлений в декоративно-прикладном искусстве. 1)По типу керамики: фарфоровые (60-65% общего пр-ва), тонкокаменные, полуфарфоровые, фаянсовые (32%), майоликовые (2%). 2)По назначению: а)Посуда для предприятий обществ питания специал-ся по типам предприятий (рестораны, детские сады и др); она д б строго функциональной, удобной в складировании, мойке. б)Изделия бытового назначения подразделяют на посуду (чайную, столовую и др) и художественно – декоративные изделия (скульптура, вазы для цветов и др.). Среди посуды различают также изделия повседневного и праздничного хар-ра. Соотношение изделий различного назначения в ассортименте опр-ся типом керамики. 3)Виды (наим-ия) изделий обычно связаны с их назначением (чайник, сахарница и др). 4)Фасон опр-ся формой корпуса (шар, овал и др), конструкцией (на ножке, с ручками…), хар-ром поверхности (гладкая, с рельефным рисунком) и края изделия (ровный, вырезной), видом борта (сплошной, ажурный). В соотв-ии с формой корпуса и отношением высоты (h) к диаметру (d) посуду подразделяют на плоскую h/d £ 0,5 или полную h/d > 0,5. Фасонам присваивают индивид названия («Нарцисс», «Горнятко» и др.) или номера. 5)По размерам фарфоровую посуду подразделяют на мелкую – диаметром до 175 мм, вместимостью до 0,25 л., среднюю – диам до 250 мм и вместим до 0,6 л. и крупную - диам от 250 мм и вместим 0,6 л. и более. По толщине черепка посуду из твердого фарфора разделяют на посуду с обычным, утолщенным черепком и тонкостенную. 6)По видам декора(разделки) различают посуду, украшенную печатью, живописью и др. Разделки и соотв-но изделия подразделяют на груповые и внегр-е. Сложность и номер группы (у фарф-х - 10гр, у фаянсовых 7гр) разделки зависят от ее вида, используемых красок (подглазурные, надглаз, золото и др), композиции рисунка (сплошной, букетом и др). Разделки посуды из керамики др типов на группы не подразд-т. Внегрупповые изделия относят к высокохудож-м, их фасоны и разделки отличаются высокой сложностью. В прейскуранте они имеют индивид-е описания. Перспективными направл-ми в декоре фарфоровых изделий явл-ся исп-ние цветных масс, комбинированных и золотосодержащих деколей, люстров.

21) Воздушные вяжущие материалы. Вяжущие материалы имеют важнейшую роль в создании строительных конструкций, требующих соединения разъемного в процессе создания сооружения. МВВ представляют собой порошкообразные материалы, способные при смешивании их с водой образовывать пластическое тесто, которое в результате физико-технических процессов постепенно затвердевает в каменновидное тело. Из них производят растворы для кладки стен, фундаментов, печей, труб, бетон, железобетон и т.д. МВВ делятся на воздушные (затвердевают и длительно хранят прочность только на воздухе) и гидравлические. 1)Гипсовые. Получают тепловой обработкой природного гипса в варочных котлах, сушильных барабанах. Исп-ся для получения штукатурных растворов и гипсобетонных строит-х изделий для внутренних частей зданий. Виды: низкообжиговые 150гр (строит-й, формовочный и высокопрочный гипсы)и высокообжиговые 1000гр (ангидритовый цемент и высокообж гипс). 2)Магнезиальные: а)каустический магнезит получают обжигом природного М при темп-ре 800гр в шахтных печах и последующим измельчением продукта обжига в тонкий порошок. б)каустич доломит – то же самое, только природный доломит. Дешевле. Оба обладают высокой сцепляемостью с органическими заполнителями. 3)Строит-я известь – продукт обжига кальциево-магниевых горных пород: известняка, мела… Входит в состав штукатурки. 4)Жидкое стекло – растворимые в воде силикат натрия или калия, получаемые в рез-те сплавления измельченного кварцевого песка с кальцинированной содой и сульфатом натрия. Исп-ся для силикатных красок, огнеупорных растворов. 5)Кислотоупорный цемент – тщательное перемешивание смеси натрия и песка, затворяемой раствором водного стекла. Исп-ся для бетонов, кислотостойких обмазок.

23) Силикатные каменные мат-лы. 1)Силикатный кирпич получают из смеси воздушной извести, кварцевого песка и воды. Технологич процесс пр-ва состоит из приготовления сырьевой массы, формирования кирпича и запаривания в автоклавах. Размер: 250.125.65 мм. М б сплошным или пустотелым. ПО пок-лям прочности на сжатие подразд на марки: М75,100,125,150,200,250, а по морозостойкости не д б ниже Мрз15. Объемная масса и теплопроводность силикатного выше, а водопроницаемость и морозостойкость ниже керамического. Однако себест-ть ниже. Исп-ся для любой кладки, кроме подземной и для печей. 2)Известково-шлаковыйи изв-зольный кирпичи – разновидности силикатного и отличаются тем, что в кач-ве заполнителя исп-ся доменные шлаки и каменно-угольная зола, являющиеся дешевыми сырьевыми мат-лами. Марки: М25,50,75, морозостойкость не ниже Мрз15. Исп-ся для кладки стен не более трех этажей. 3)Изделия из силикатного бетона. Исп-ся для стеновых блоков, перекрытий, балок… Пр-во: приготовление сырьевой смеси и силикатобетоновой массы, формования и твердения изделий в автоклавах. Силик бетон – высокопрочный искусств камень, получаемый из смеси кварцевого песка и молотой извести. По объему: тяжелые более 1800 кг/м3 и легкие менее 1800. ПО назначению: конструктивные, кострукт-теплоизоляционные, теплоизоляц-е. По пок-лям прочности: низко, средне, высокопрочные. Исп-ся для экономии портландцемента.

22) Гидравлические вяжущие материалы.Вступлениекак в 21вопросе.Гидравлические затвердевают и длительно сохраняют прочность не только на воздухе, но и в воде. Гидравлические более сложны по составу (роман-цемент, портландцемент, шлакопортландцемент и гидравлическая известь и др.)Вся строительная индустрия основана на использовании гидравлических воздушных материалов (гидравлическая известь). Первое место по объему производства – цемент (относительно новое вяжущее – в конце 19 века). В основе индустрии производства лежит производство одной марки цемента – портланд цемент. Сырьё для цемента: глины, пески, известняки. Современная индустрия использует также металлические руды и отходы различных отраслей (шлаки, отходы деревообработки, бумажной, текстильной промышленности). Исходным продуктом приготовления смеси - смесь, состоящая из разл. % долей разл. веществ и воды. Обжиг – высокотемпературная операция, примерно при 1500 градусах. Это длительный процесс, в результате которого происходит испарение влаги и далее расплавление смеси. В результате происходят физ.-хим. преобразования и получается новый продукт. После продукт отгружается в «склад» и находится там две недели. На этой стадии завершаются физ.-хим. преобразования. После естеств. охлаждения осуществляется механич. преобразование в мелкодисперсионную массу. Экологически грязный. Два типа процесса: мокрый и сухой (более экологичный, экономия энергоресурсов). Номенклатура производства цемента: а)портланд цемент (подразделяется по меркам: от 30 до 70) б)шлакопортланд цемент в)спец. виды цемента для создания строительных сооружений. Промышленная поставка – автотранспорт и ж/д средства, морские цементовозы. Розничная фасовка (мин. от 2 до 50 кг; основные – многослойные бумажные из специального слоя крафт). Максимальное кол-во слоев – для длительного хранения. Наиболее прогрессивные – полиэтиленовые мешки (удешевляют условия хранения и увеличивают сроки хранения). Основная опасность – вода - повышенное содержание двуокиси углерода (СО2). Там где цемент хранится в открытом виде запрещено использование автотранспорта. Особая опасность при открытом хранении – запыленность воздушной атмосферы (взрывоопасная ситуация). Категорически запрещено использование огня.

24) Асбестоцементные мат-лы и изделия (АИ).Асбестоцемент – цементный композиционный мат-л, армированный волокнами асбеста 3-6-го сортов, в кот длина волокнистых частиц изм-ся от 40мм до неск сотых мм (чем длиннее, тем выше сорт). Асбест явл-ся несгораемым минералом с малой электро- и теплопроводностью, способным расщепляться на тончайшие прочные волокна и сохранять высокую прочность на растяжение. Цементный камень хорошо сопротивляется сжимающим и плохо - растягивающим напряжениям, поэтому введение 15% тонковолокнистого асбеста повысит физико-механич св-ва камня. АИ получают формированием смеси асбеста, воды и портландцемента, в состав кот не допускаются добавки, кроме гипса. Недостатки: хрупкость; склонность к короблению; экологич опасность, т.к. асбест токсичен. АИ в завис-ти от назначения делят на: кровельные (листы А волнистые); облицовочные (облицовочные плиты и плитки); изделия спец назначения (трубы и муфты к ним, вентиляционные короба). В завис-ти от способа изготовления А листовые изделия подразделяют на: прессованные; непрессованные. По цвету: серые (натурального цвета); окрашенные. Листы А волнистые унифицированные (шифер) обладают высокой прочностью при изгибе – не менее 20 МПа, плотностью не менее 1700кг/м3, морозостойкостью К50. Они д б прямоугольной формы, без трещин. Применение – для покрытия бесчердачных кровель и стен. Облицовочные плиты изготовляют неокрашенными или окраш, длиной 600-1600, шириной 300-1200 и толщиной 4-8 мм. Лицевая поверхность м б: полированная; окрашенная эмалями; имитированная под керамич плитку; офактуренная. Применение – для наружной облицовки стен (морозостойкость = 25 циклов), перегородок внутри. Плитки А облицовочные с декоративным покрытием изготовляют размером 150x150x5 мм. Декоративность, водостойкость, устойч-ть к бытовой мойке. Применение – для облицовки стен магазинов, кафе, метро. Кровельные и стеновые панели изготовляют из А листов. Кровельная панель – слоистая конструкция массой 50 кг/м2 из двух А листов, склеенных между собой по контуру А мастикой и образующих замкнутую оболочку, внутри кот уложен минераловатный утеплитель. Применение – для покрытия кровель производств-х и культурно-бытовых зданий. Стеновая панель – трехслойная конструкция, наружный и внутр-й облицовочные слои представлены прессованным А, промежуточный слой состоит из теплоизоляционного материала. Применение – при строит-ве каркасно-панельных зданий. Трубы А легче и дешевле металлических. Применение – для сетей мусоро-, водо-, нефте- и газопроводов и др.

25) Классиф-ция строит изделий из стекла.Стекло – прозрачный мат-л, получаемый в рез-те охлаждения расплавленных минер. смесей. Изделия из стекла получают тянутым (вытягиваемая лента расплавленного стекла после затвердевания отрезается на листы) и прокатным (требует шлифовки) формированием. 1)Оконное стекло получают тянутым. Наиб распростр-е. Шесть видов по толщине: от 2 до 6мм. Массой 1 м2 соотв-но: от 5 до 5кг. Размеры: 400-1600 на 400-2200мм. Сорта: 1 и 2. Исп-ся для остекления световых проемов, а также конструктивно-строит-х элементов. 2)Витринное стекло пр-т прокатным формир-м. Толщина: 10-30мм. Полированное и нет. Мксимум: 3500 на 4500мм. Исп-ся так же + для изготовления стеклопакетов. 3)Закаленное листовое обладает повышенное механич прочностью и термостойкостью. Полиров и нет. Размеры: 600-1800 на 1200-3000мм. Толщина: 4-8мм. Исп-ся для остекления ТС, дверей, потолков. 4)Узорчатое листовое. Пр-т путем запрессовки в листовое стекло металлич сетки с ячейками. Повыш прочность. При разрушении не рассыпается на куски. Полир и нет. Размер: до 1200 на 3300. Толщина: 5-8мм. 5)Армированное пр-т прокатным формир-м, на поверхность с помощью гравированных вальцев наносят рельефный рисунок. Исп-т для остекления всего. 6)Профильное строительное. Пр-т прокатным ф-м. В виде швеллерного (есть ширина, длина и высота полки) и коробчатого (есть дл, ш и высота) сечения. Прочность на изгиб не менее 90МПа. Исп-ся для устройства светопрозрачных стен, ограждений, кровель. 7)Стеклянные трубы пр-т тянутым ф-м и непрерывной вальцовкой. Высокая хим стойкость, теплост-ть. Недостаток – хрупкость. Диаметр до 220мм. Толщина: 9мм. Исп-ся для транспортирования агрессивных в-в, укладки электрич проводов. 8) Стеклоблоки – пустотелые изделия, пр-т на прессах при помощи сварки двух полублоков. М б окрашенным. Исп-ся для светопрозрачных стен, заполнения проемов, остекления лестниц. 9) Стеклопакеты пр-т свариванием листовых стекол. 10)Облицовочные плитки исп-ся для отделки, нпр, ванных.

26) Теплоизоляционные материалы и изделия- это строит-е мат-лы и изделия, предназначенные для тепловой изоляции ограждающих конструкций зданий и сооружений, технологич оборудования и трубопроводов. Такие мат-лы имеют низкую теплопроводность (при темп-ре 25С коэфф-т теплопр-ти не более 0,175 Вт/(мС)) и плотность (не выше 500кг/м3). 1)По виду исходного сырья: неорганические (минеральная и стеклянная вата, ячеистые бетоны, материалы на основе асбеста, керамические и др.), органич-е (древесно-волокнистые плиты, пенно- и поропласты, торфяные плиты и пр.) и комбин-ные. 2)По структуре: волокнистые (вата, шерсть и пр.), ячеистые (ячеистые бетоны и полимеры, пенно- и газокерамика и пр .) и зернистые (керамический и шлаковый гравий, песок и пр.). 3)По форме: рыхлые (вата, перлит), плоские (плиты, войлок), фасонные (цилиндры, сегменты), шнуровые (асбестовые шнуры, минеральные и стеклянные волокна). 4)По возгораемости: несгораемые (керамзит, ячеистые бетоны), трудносгораемые (цементно-стружечные, ксилолит) и сгораемые (ячеистые пластмассы, торфоплиты). 5)По содержанию связующего в-ва: содержащие (фибролит) и нет (стекловата). Маркировку теплоизоляц-х мат-лов связывают с их плотностью (D15,35 и т.д.). Пористые материалы: При формировании пористой структуры технологич приемы всегда направлены на получение, по возможности, более мелких, равномерно расположенных пор по всему объему материала, т.к. чем больше объем пор, тем теплопр-ть меньше. Волокнистое строение: Минер-е волокна получают путем расплавления неорганич сырья с последующим превращением расплава (путем распыления, вытягивания через фильеры или др способами) в волокна, а органич-е – путем расщепления древесины или др растительного сырья на волокна до миним возможного диаметра. Оптимум - структура с более тонкими волокнами ( у органич). Температурост-ть оценивают предельной темп-рой применения мат-ла. Выше этой темп-ры мат-л изменяет свою структуру. Теплоемкость неорганич-х мат-лов = 0,8 кДж/кгС. С увеличением влажности Тепл-ть возрастает. Прочность теплоизоляционных мат-лов вследствие их пористого строения относительно невелика. Предел прочности при сжатии = 0,2-2,5 МПа. Водопоглощение значительно ухудшает теплоизол-ные свойства и понижает прочность и долговечность. Мат-лы с закрытыми порами, нпр, пеностекло, имеют низкое водопоглощение (менее 1%). Химич и биологич стойкость теплоизоляции повышают, применяя различные защитные покрытия или обрабатывая их антисептиками.

29) Основ. виды древесных строит-х мат-лов.Сортимент – совок-ть различных видов древесных мат-в, отличающихся породой, сортом, размерами и назначением. 1)Круглые – отрезки древесных стволов с корой и без, очищенные от сучьев. При толщине в верхнем отрубе не менее 14см отрезки назыв-ся бревнами, 8-13см – подтоварниками, 3-7см – жерди. По назначению: а)строит-ные исп-ся для несущих конструкций, шпал, мостов… В основном – хвойные. 1я и 2я категория – отсутствует гниль, но есть др ограничения, 3я – различные повреждения. б)Пиломат-лы получают продольной распилкой бревен. По размерам: доски (ширина больше двойной толщины), бруски (ш = двойной т), брусья (ш и т более 100мм). Абзац. Строит детали и изделия выпускают в виде: 1)Столярные плиты – трехслойные щиты, состоящие из реечного заполнителя, оклеенного древесным шпоном. Хв и листв. 2)Строит фанера – листовой мат-л, получ-я склеивание неск слоев шпона из хвойн и листв клеями. 3)Паркет – дощечки разных размеров и форм с профилированными краями. Из древесины твердых пород. Для предохранения от растрескивания из-за неравномерной суши торцы бревен и пиломат-в промазывают известковыми растворами, замедляющими выделение влаги. Хранят щтабелями с расстояниями, сортируют. Перевозят всеми видами ТС. Детали собирают в блоки, защищенные от осадков и повреждений.

27) Органич-е вяжущие вещ-ва.1)Битумы – сложные смеси высокомолекул-х углеводородов, а также кислородных, сернистых и азотистых органич соединений. А)Природные битумы – твердые в-ва, встречающ-ся в чистом ивде или густые жидкости, пропитыв-щие горные породы. Дороги и дефицитны. Их не учитываем. Б)Искусственные битумы пр-т переработкой нефти. Плоность = 1,05 г/см3. Твердость опр-ся глубиной проникновения иглы. Темп-ра размягчения = 30-150гр. Она хар-т переход мат-ла в пластическое состояние. Рястяжимость битума – способность при темп-ре 25гр вытягиваться в нити = 0-700мм. Разливают в тару в подогретом состоянии. Перевозят в бумажной таре и без. Хранят в хранилищах с пароподогревом. 2)Деготь – жидкий продукт сухой перегонки без воздуха от коричневого до черного цвета. В строит-ве применяются в осн каменноугольные дегти, образующиеся в процессе коксования и газификации каменного угля. Номенклатура строит мат-лов, получаемых из битумных и дягтевых вяжущих: а)Асфальтовые и дягтевые бетоны – искусственные мат-лы, получаемые в рез-те затвердевания в уплотненной смеси, состоящей из щебня, песка, мин добавок, битума или дегтя. Исп-ся для покрытия дорог, полов, гидротехнич сооружений. б)Асфальтовые и дягтевые растворы – тщательно перемешанные смеси битумов и дягтей с тонкоизмельченным наполнителем и песком. Асф - прочные, водонепрониц, теплост-е. Исп-ся для гидроизоляционных мат-лов и асф-вых полов. Дягтевые – менее прочные. в)Кровельные рулонные: рубироид, стеклоткань, пергамин… ПР-т обработкой основы, нпр, картона, битумом или дегтем. г)Листовые мат-лы на основе битумов – кровельные листы, а штучные изделия – битумные плитыи камни. д)Мастики – искусственные смеси битумов или дегтей с тонкоизмельченными наполнителями. е)Эмульсии – тонкие водные растворы бит или дегтя. Исп-ся для гидро- и парозащитных покрытий. 3)Полимерные мат-лы – натур, искусств или синтетич смолы. Наиб распространенные – пластмассы. Также: рулонные (линолеумы), плиточные, листовые (фанера), погонажные (полы), изоляционные (вата).

28) Строение, виды и св-ва древесины.Ствол – осн часть дерева, используемая как строит мат-л. Кора защищает Д от механич повреждений. Состоит из корки и луба. Камбий состоит из живых клеток, обусловливающих прирост древесины и коры в толщину. Заболонь и ядро состоят из тонких концентрических слоев, образуемых в течение годового вегетационного периода. Сердцевина – наиб слабая часть Д. Состав Д: 50% целлюлоза, 20% лигнин, 20%гемицеллюлоза, 5% смола, 5%золообразующие в-ва. Породы: а)Хвойные: сосна, лиственница, кедр, пихта… Исп-ся для несущих строит конструкций, в гидротехнич строит-ве и др, т.к. имеют прямой и длинный ствол и лучшее кач-во Д. б)Лиственные: дуб, береза, ольха… Исп-ся для деталей несущих конструкций, паркета, ящиков… Влажность W=(m2-m1)*100/m1, где m2 – масса образца влажной древесины, m1 – сухой. Нормальная Вл, при кот проводятся испытания = 12%. Д обладает высокой гигроскопичностью, поэтому её Вл изм-ся от относит Вл воздуха. Изменяются размеры Д. Для снижения Гигр, Д покрывают лаками. Водопроницаемость опр-ся кол-вом воды, профильтровав-ся через поверхность образца (г/см3), и зависит от породы Д, среза и др. Величина объемной усадки: У0 = (V1-V2)*100/V2, где V – объем образцов до и после сушки, см3. Величина усушки: К0 = У0/W, где W – влажность образца, %. Неравномерная усушка вызывает появление трещин, следов-но надо исп-ть Д с нормальной влажностью. При норм-й Вл масса Д = 600кг/м3. Д обладает низкой теплопроводность, с увеличение плотности и Вл-ти Теплопр-ть повыш-ся. Высокая стойкость к действию щелочей, кислот, однако морская вода разрушает. Хвойные более коррозийно устой-вы. Темпер-ра обугливания = 150гр, вопламенения = 300гр. Пропитывают огнезащ-ми составами. Прочность на сжатие, растяжение увелич-ся с повышен-м плотности и уменьш-ся с повыш-м Вл. Первичные пороки: сучки, кривизна. Вторичные: трещины, плесени.

29) Осн. виды древесных строит-х мат-лов.Сортимент – совок-ть различных видов древесных мат-в, отличающихся породой, сортом, размерами и назначением. 1)Круглые – отрезки древесных стволов с корой и без, очищенные от сучьев. При толщине в верхнем отрубе не менее 14см отрезки назыв-ся бревнами, 8-13см – подтоварниками, 3-7см – жерди. По назначению: а)строит-ные исп-ся для несущих конструкций, шпал, мостов… В основном – хвойные. 1я и 2я категория – отсутствует гниль, но есть др ограничения, 3я – различные повреждения. б)Пиломат-лы получают продольной распилкой бревен. По размерам: доски (ширина больше двойной толщины), бруски (ш = двойной т), брусья (ш и т более 100мм). Абзац. Строит детали и изделия выпускают в виде: 1)Столярные плиты – трехслойные щиты, состоящие из реечного заполнителя, оклеенного древесным шпоном. Хв и листв. 2)Строит фанера – листовой мат-л, получ-я склеивание неск слоев шпона из хвойн и листв клеями. 3)Паркет – дощечки разных размеров и форм с профилированными краями. Из древесины твердых пород. Для предохранения от растрескивания из-за неравномерной суши торцы бревен и пиломат-в промазывают известковыми растворами, замедляющими выделение влаги. Хранят щтабелями с расстояниями, сортируют. Перевозят всеми видами ТС. Детали собирают в блоки, защищенные от осадков и повреждений.

Наши рекомендации