ВРЕМЯ – ИЗМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА
Исходя из целостности, всеобщности, причинности и непрерывности развития Вселенной и Человека, определим время как категорию динамического изменения информационного потока, который осмысливает и осваивает человеческий Разум.
Как эта категория будет восприниматься и осваиваться каждым индивидуумом – особая проблема, которую еще долго решать человечеству.
Четыре основных постулата причинной механики Н.А.Козырева в целом непротиворечивы. Попробуем определить направленность времени. Если говорить о существовании вещества и антивещества, об аннигиляции, что весьма распространено в специальных литературных источниках, в том числе и основательных философских трудах, то можно говорить о времени и антивремени, что не под силу осознать и освоить логично мыслящему человеку, который привык к пониманию мира как материального, в котором материя непрерывно движется в пространстве и во времени.
Движется – куда? Человек говорит: «Вперед!». Но если, предположим, есть направление, то время, как изменяющийся поток, должно иметь и скорость, и другие параметры, характеризующие изменение.Теперь требует определения термин скорость. В нашем понятии при определении скорости процессов уже присутствует время, относительно которого определяется интенсивность сменяемости параметров любого процесса.
Наступил момент неопределенности, а как его преодолеть – в этом заключается основная задача причинной механики.
Представим время как изменение информационного потока на количественном и качественном уровнях. Понятие информациябудем трактовать как всеобщую категорию и под информацией будем подразумевать то, что нас окружает, непрерывно движется в пространстве, развивается и осмысливается в сознании человека как объективная реальность. В таком случае мы не противоречим основным постулатам Козырева об определении направленности времени как обладающего особым абсолютным свойством, отличающим будущее (следствие) от причины, следствие всегда будет неадекватно причине, т.к. расстояние (пространство) между ними не может быть равно нулю, так же как и время не может быть равно нулю.
Объяснение здесь логично – между причиной и следствием идет информационный поток, различие (неадекватность) причины и следствия всегда будет характеризоваться параметрами этого непрерывного и динамично изменяющегося потока – скоростью, ускорением, плотностью, количественными и качественными преобразованиями информации как на физическом, так и на духовном уровне (который человеком изучен в еще меньшей степени, чем физический).
При изучении феномена причинной механики Козырева важно отметить соотношения неопределенности и выводы о симметрии мира в согласии с квантовой теорией поля. Здесь требует строгого научного обоснования понятие теории поля. Почему принимается к обсуждению только квантовая теория? Не значит ли это, что мы еще не осознали сущность процесса динамично развивающегося информационного потока?
Понятием времени как информационного потока попытаемся объяснить вечный конфликт «отцов и детей». Дети осваивают очень быстро (динамично) информационный расширяющийся поток на качественно новом уровне, в то время как отцы уже не способны его освоить на новом уровне, т.к. информационный поток в их сознании проходит с диссипацией, объясняемой инерционностью мышления и действий, активность осмысления и освоения нового уровня снижается; их идеалы и ориентиры остаются прежними, по их понятиям – всеобщими, в то время как дети ориентируются на новые, изменяющиеся вместе с изменением потока.
Особое положение в осмыслении времени как информационного потока занимает объяснение конфликта «гений – общество». Можно предположить, что гений обрабатывает и сообщает миру свои понятия нового большим объемом и качественным преобразованием информационного потока, причем уровень качества «обработки» позволяет предположить, что гений «живет в будущем», т.к. перерабатывает информационный поток высокой плотности с большими скоростями и ускорениями.
Побудительными мотивами в развитии человека как индивида всегда были стремления к идеалам, представляемым примерами гениев, талантов, вождей и т.д. И всегда человечество относилось к гениям с подозрением, недоверием, основанном на том уровне преобразования потока информации, который удовлетворял их логическим представлениям об идеалах. Появление мощной глобальной информационной сети Internet с выросшим на порядок или на несколько порядков потоком информации ускорил освоение человеком сущности времени как информационного потока, доказал, что конфликт «отцов и детей» продолжается.
Рассмотрение феномена причинной механики Козырева должно происходить в связи с другими категориями философского объяснения объективности, целостности и непрерывного изменения мироздания. В таком случае теория относительности Эйнштейна с понятием «искривления пространства-времени» уже включает в себя изменение понятия о времени. Заметим, что строго научного обоснования критерия изменения «кривизны» пока не существует.
Следуя логике развития науки о жизни на Земле и во Вселенной, принимая во внимание гипотезы о «расширяющейся Вселенной», представленной во многих тысячах томов специальной литературы, мы должны были бы уже давно предсказать и доказать, есть ли жизнь на Марсе, Луне, Венере и других планетах солнечной системы и в каком виде эта жизнь проявляется. На указанных планетах уже побывали посланные с Земли космические научные станции, а на Луне побывали даже люди – а вопросы остаются открытыми.
Теперь остается констатировать, что понятие «жизнь» требует уточнения, в связи с неосвоенными в нашем понимании информационными потоками. Из этого следует, что появление вопроса – что такое время – уже неизбежно. С другой стороны, упомянутые тысячи томов специальной литературы свидетельствуют о появлении нового феномена – лженауки, об опасности которого предупреждает Нобелевский лауреат академик РАН В.Гинзбург, и которую можно представить новым видом диссипации информационного потока.
Отметим только несколько из множества нерешенных проблем в логическом осмыслении нашей действительности.
1. Нет логически обоснованного объяснения феномена чудо-счетчиков, людей, способных производить миллионы математических операций за очень короткий промежуток времени.
2. Существуют тайны НЛО, Тунгусского метеорита.
3. Нет логического обоснования способа действия человеческого мозга.
4. Нет объяснения «чудесным» сбывающимся предсказаниям болгарки Ванги.
5. Понятие «поле» до сих пор представляется как поле тяготения. Принимая во внимание постулаты Симметрии Мира, если мы ввели понятие тяготения, то почему не рассматривается понятие отталкивания во взаимодействии?
Это только часть нерешенных проблем, представленных в общепринятых понятиях. Конечно, глубокое философское их осмысление требует переработки огромного объема информационных потоков и для логически стройного обоснования сущности требуется обсуждение их с профессионалами в специальных и общеметодологических философских науках.
Эти проблемы на онтологическом уровне поставлены давно.
Существует огромной важности проблема объяснения n-мерности пространства. В практике общеприняты известные нам три измерения – линия как совокупность точек, плоскость и объем; мы пытаемся как-то связать их с четвертым – временем, причем попытки их связи представлены во многих литературных источниках, большинство которых не представляет научного обоснования глубокой диалектической взаимосвязи пространства и времени в развитии.
При более глубоком рассмотрении Природы как единства целостности, всеобщности и причинности и времени как потока информации можно рассматривать n-мерное пространство как одну из форм взаимодействия вещества (информации) при развитии от точки (объекта) в пространство без разделения пространства и времени, только как взаимодействие объекта (точки, человека,…) с окружающей Природой в виде информационного взаимодействия и развития на разных уровнях активности взаимообмена. Здесь преобразование информации в системе «объект – пространство» уже точно будет в n-мерном пространстве, причем уже можно говорить об n-мерности информации, и происходить это будет в одном направлении – развития.
Как субъективно мыслящий, каждый индивид может оценить сущность категории времени, только пытаясь приблизиться к объективному знанию (истине), на уровне своего количества информации и качества ее переработки в субъективном сознании, как динамичного изменения потока информации во взаимодействии в системе «объект – окружающее пространство».
Козырев, как гениальный индивид, освоивший и переработавший за короткоевремя огромный объем информации на качественно высоком динамичном уровне, мог бы охарактеризовать неравномерность и динамизм этого потока (времени) именно на своем уровне, качественно отличном от общепринятого логически усредненного, сложившегося на основе общих понятий, часто не очень строго научно обоснованных.. Многое, в нашем понимании, он «недорасследовал», не доказал, не объяснил нам на удовлетворяющем нас же логически-языковом или семантическом уровне.
Аналогично положение и с феноменом теории относительности Эйнштейна. Только профессионалы с глубокими познаниями в области теоретической и экспериментальной физики (большое количество специальной информации) и философским складом ума (качественно высокий уровень переработки информации) могут на высоком научном уровне судить о справедливости (непротиворечивости) и областях применения как теории относительности, так и причинной механики. Их суждения, однако, также будут субъективными, хотя и более приближенными к истине.
Вероятно, короткоевремя характеризует особенности творческой жизни гениальных и талантливых индивидов, т.к. огромный объем перерабатываемой ими информации на качественно, динамичном высшем уровне приводит к революционным изменениям в научном, т.е. более приближенном к истине, знании. Это допущение. Вероятно, гении и таланты владеют особыми способами, эвристическими методами в операциях преобразования информации, проявляющимися на высшем, духовном уровне.
Многие гении и таланты – «странные люди», поведение которых в отдельные моменты, с точки зрения обычной человеческой логики, трудно объяснить. Но то, что Эйнштейн работал экспертом в швейцарском патентном бюро и прекрасно играл на скрипке – может быть, это взаимодействие двух уровней качественно различной информации: общечеловеческого опыта эвристических приемов и высокой духовной культуры – привело к открытию теории относительности?
Это – логическое предположение. Решение загадки феномена творчества Эйнштейна, Козырева и других гениев еще впереди. Эйнштейн прожил 76 лет.
Другой пример – творчество Э.Галуа. Он нашел способ решения алгебраических уравнений высокого порядка еще в юном возрасте. По нашей логике, объем преобразованной им информации был небольшим, но он использовал свой, неведомый нам, метод ее преобразования. Можно предположить, что скорость переработки потока информации индивидом в сочетании с работой на высшем, духовном уровне (интуиция?) адекватна качественному изменению и преобразованию потока информации. В таком случае краткость времени решения проблемы, совершения открытия и т.п. можно охарактеризовать как степень интенсивности преобразования потока информации, что, в нашем понимании, можно определить как ускорение.
Академик РАН Фоменко совсем по-другому представляет историю нашего современного мира. А ведь это хронология фактов, т.е. интерпретация фиксированных моментов изменения динамики процесса потока информации. Автор доказывает верность своего подхода при обработке информации в динамике. Опровергнуть его концепцию довольно трудно. Надо учитывать уровни индивидуального мышления при рассмотрении этого феномена и анализе современного состояния информационного потока.
В технических науках много недоразумений из-за неточности определения специфических, часто применяемых основополагающих терминов; вероятно, в философии, как и в других науках, существует такая же проблема. Полагаем, что дело в строго логическом обосновании определения сущности, обозначающем путь к логически непротиворечивому однозначному толкованию понятий, «подходящих» для разных индивидов. Проблема эта является едва ли не самой сложной в общем развитии культуры человечества в непрерывно изменяющемся информационном потоке.
Мы подошли к представлению времени как потока информации в динамичном изменении. В понятии потока информации объединены свойства пространства и времени.
Для удобства объяснения представим логическое обоснование с помощью графического изображения процесса, как представлено на рисунке 1.
Р
ис.1.Фрагменты динамики взаимодействия и преобразования информационных потоков по уровням:
УО – уровень «отцов»; УД– уровень «детей»; МК – момент конфликта; ОУН– общий уровень научных знаний; УГ– уровень гениев; От – момент открытия.
Информационный поток Iв динамике представлен направленным по стрелке вверх; назовем направленность термином развитие. Общий уровень информационного потока, осваиваемого «отцами», или в целом обществом, указан на нижней стрелке справа вверх до точки 1, за этот же промежуток уровень потока, осваиваемого «детьми», увеличивается по верхней стрелке до точки 2. В какой-то момент между «отцами» и «детьми» возникает конфликт, обозначенный моментом конфликта МК.
Далее информационный поток «осознается» на логически непротиворечивом уровне совместно «отцами» и «детьми», причем не обязательно на уровне «детей», принимается «компромиссный» уровень, обозначенный точкой 3, с которой следует дальнейшее осмысление и развитие информационного потока, до повторения в точках 4, 5, 6 и т.д.
Слева представлена динамика развития информационного потока в специфических областях научных знаний, в науках, что естественно по скорости выше, чем УО или УД. В какой-то момент гений резко ускоряет освоение потока (верхняя стрелка) и в момент, обозначенный точкой 7 на ОУН, поднимается на уровень УГ, обозначенный точкой 8, как От – открытие. Далее общее развитие науки идет от точки 8, как критерия, обозначающего качественно новый уровень преобразования информации.
Плоскость отсчета уровней представлена произвольно условной. Линия I на схеме представлена множеством точек (объектов) с начальным, близким к нулю, объемом информации. В первом приближении, с точки зрения математики, эта схема может быть представлена как цилиндрическая система координат, причем образующая воображаемого цилиндра не обязательно является прямой и радиус-вектор координаты любой точки системы может уходить в бесконечность.
Естественно, это упрощенное представление времени как информационного потока, представленного только двумя фрагментами – «отцы и дети» и «гений – общество», причем подробное объяснение даже этих фрагментов может вызвать неоднозначные толкования. Однако положения, принятые для обоснования принятого подхода, не противоречат основным философским категориям – целостности, всеобщности, причинности и непрерывности развития человека и мироздания.
Здесь не представлены положения гомеостаза и точек бифуркаций, присущих любым развивающимся системам. Однако эти понятия довольно подробно объяснены в многочисленных литературных источниках и могут быть органично добавлены в представленную схему; заметим, что пара «гений – общество» относится к особому виду бифуркаций, способствующих резкому ускорению осознания и активного участия индивида в субъективном преобразовании информационного потока.
Следуя принципу объективности, необходимо отметить, что развитие информационного потока независимо, и развитие его можно на современном уровне считать расширением, что, в частности, предполагается в гипотезе «расширяющейся Вселенной».
УДК 115
В.С. Чураков