Процессы освидетельствования и оценки СУБ.
Раздел 13 МКУБ устанавливает порядок выдачи и период действия Документа о Соответствии (ДСК) и Свидетельства об Управлении Безопасностью судна (СвУБ). Процесс освидетельствования для выдачи ДСК компании и СвУБ судну состоит из следующих ступеней:
· первоначальное освидетельствование;
· периодическое или промежуточное освидетельствование;
· возобновляющее освидетельствование.
Эти освидетельствования производятся по запросу компании Администрацией (Государством) флага или организацией признанной Администрацией флага для выполнения функций освидетельствования по МКУБ.
Сертификация судна
По запросу компании Администрация флага назначает аудитора (группу аудиторов) для проведения временного (первоначального) освидетельствования судна, во время которого Администрация должна выяснить следующие моменты:
· относится ли ДСК или временный ДСК компании к данному типу судна;
· Введена Компанией СУБ для данного судна, включающая основные элементы МКУБ;
· и которая была оценена во время аудита для выдачи ДСК, или представлена для выдачи временного ДСК;
· капитан и соответствующие старшие офицеры изучили СУБ компании и планируемые действия для ее внедрения;
· до отхода из порта судно снабжено необходимыми инструкциями;
· Имеются планы проведения Компанией аудитов судна на период 3 месяца;
· Информация по СУБ представлена на рабочем языке либо на языке, понятном для судового персонала.
По окончании временного освидетельствования, аудиторвыдает судну временное СвУБ сроком на 3 месяца, на основании которого в течение этого срока Администрация выдает первоначальное СвУБ сроком на 6 месяцев.
По запросу компании следующей ступени сертификации Администрация флага назначает аудитора для проведения первоначального освидетельствования, во время которого выясняется соответствие ДСК Компании данному типу судна и оценивается действие СУБ на борту судна; отвечает ли она требованиям МКУБ и внедрена ли она на судне. Должны быть представлены объективные доказательства того, что СУБ Компании эффективно функционирует на судне в течение не менееЗ-х месяцев, включая наличие результатов проведенного Компанией внутреннего аудита.
По окончании первоначального освидетельствования аудитор отсылает Администрации флага рапорт, на основании которого Администрация выдает Свидетельство об Управлении Безопасностью судна.
Свидетельство об Управлении Безопасностью судна имеет срок действия 5 лет. На борту каждого судна должен находиться ОРИГИНАЛ Временного СвУБ или Первоначального СвУБ либо СвУБ.
Действие СвУБ подтверждается проведением не менееодного промежуточного освидетельствования, которое должно подтвердить эффективное функционирование СУБ Компании а также то, что какие-либо изменения, произведенные с момента последнего освидетельствования, соответствуют требованиям МКУБ.
В некоторых случаях, во время первоначального периода работы СУБ, Администрация может признать необходимым увеличить частоту промежуточных освидетельствований. Наличие и характер несоответствий также может послужить причиной увеличения частоты промежуточных освидетельствований.
Отозвать ДСК или СвУБ может только выдавшая его Администрация. Администрация должна отозвать ДСК или СвУБ если не поступил запрос на промежуточное освидетельствование либо имеется значительное несоответствие с МКУБ.
Аудиторская проверка
Аудиторская проверка - это измеритель достижения целей, поставленных СУБ. Цель Аудита - оценить Систему ( не определить КТО ВИНОВАТ, а скорее ПОЧЕМУ ЧТО-ТО НЕПРАВИЛЬНО).
Каждое судно должно приготовится к приему аудиторов. Нет необходимости в специальных приготовлениях, а только в обычных, если:
· парадный трап ухожен и чист, подъемные троса смазаны и подтрапная сетка установлена;
· проходы вдоль трапа ухожены, чисты и предупреждающие таблички вывешены (посторонним вход запрещен; на палубе носи каску и т.д.)
· вахтенный находится у трапа и контролирует посетителей, выясняя цель посещения и информируя об этом вахтенного помощника или соответствующих офицеров;
· все члены экипажа на палубе и в МО работают в защитных касках и рукавицах;
· надстройка внутри: трапы, коридоры, каюты чисты и опрятны; атмосфера на борту судна выглядит рабочей и доброжелательной.
ПОМНИ, ЧТО БЛАГОПРИЯТНОЕ ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О СУДНЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАЧАЛОМ ХОРОШИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ АУДИТОРОМ И ЭКИПАЖЕМ.
Для начала, аудиторы встречаются с капитаном для уточнения расписания и процедуры проведения аудита: когда, где и как долго аудитор будет работать с тем или иным членом экипажа, и с экипажем, для объяснения целей аудита и его расписания.
Следующий шаг аудита - сбор подтверждений функционирования СУБ Компании на борту. Аудитор должен удостовериться, что документальные свидетельства, а также эксплуатационная готовность судна находится на высоком уровне. Он производит полную проверку документации. Очевидно, что далее последует обычная морская инспекция во время обходов судна.
В сопровождении капитана или старшего помощника, аудитор проверит мостик, помещения, главную и кормовую палубу с тем, чтобы оценить общее состояние судна.
Следующая ступень аудита - интервью, которое включает следующие проверки и вопросы к офицерам:
Старший помощник:
· Как вы производите выверку газоанализатора и где записи результатов выверки?
· Каков план палубных и смазочных работ?
· Как вы производите балластировку судна и где ведете записи?
· Как вы обмениваетесь информацией с береговыми службами?
· Какие выполняются процедуры перед началом инспекции танков?
· Как часто вы осматриваете танки двойного дна, подвесные и бортовые?
· Что гласит руководство по процедурам касательно перерыва между осмотрами танков?
· Как вы проверяете водонепроницаемость судна перед выходом в море и где вы это отмечаете?
· Как вы готовите грузовой план?
· Были какие-либо повреждения судна во время вашей работы или ранее? Как вы это отмечаете?
· Какие проверки вы производите перед ухудшением погоды? Что гласят руководящие документы компании касательно штормовой погоды и где вы это отмечаете?
· Как вы производите утилизацию красок, ветоши, пластика и т.д.?
· Когда вы тируете тросы кранов, вы удаляете старую смазку и как вы ее утилизируете?
· Какие меры по обеспечению безопасности вы предпринимаете перед назначением на работу новых курсантов?
· Каковы ваши обязанности во время бункеровки?
· Утилизация отходов - проверка журнала операций с мусором - распределение мусора.
· Проверка журнала регистрации курсантов (инструктажи, проверки).
Старший механик:
· Опрос по системе планового обслуживания судовых систем. Детальнее разъяснение обслуживания механического и электрооборудования, руководств по плановому обслуживанию; ежечасные, ежедневные, еженедельные, ежемесячные проверки; планируемое и выполненное обслуживание ГД, ДГ, сепараторов, компрессоров и т.д.; циркуляры компании для старшего механика.
· Проверка книги указаний ст.мех. по вахте, действующих инструкций для состава МО, все ли механики расписались в ознакомлении.
· Покажите листы проверок на приход-отход судна, соответствующие записи в журнале. Покажите заполненные акты приемо - передачи дел ст.механиками.
· Покажите инструкцию по проведению бункеровки и листы проверок.
· Обход МО. Вывешенные инструкции должны быть подписаны ст. механиком Цветовая маркировка труб МО в наличии.
· Просмотр разрешений на производство огневых работ.
· Осмотр помещения рулевого устройства, кладовой химии.
· Осмотр льял МО, помещения сепараторов на наличие разлива, протечек топлива.
Второй помощник:
· Как вы содержите коллекцию карт и книг?
· Где на мостике находятся требуемые издания
· Когда вы проверяете судовые навигационные огни?
· Покажите руководства по организации мостика и приема вертолетов.
· Выверните лампу навигационного огня левого борта для проверки сигнализации.
· Покажите листы проверок для мостика.
· Покажите план перехода на текущий рейс.
· Покажите список корректуры карт и книг.
· Покажите последнее Извещение Мореплавателям.
· Какова политика вашей Компании в отношении безопасности и окружающей среды.
· Как вы обновляете лекарства? Покажите список лекарств и сроки годности.
· Где вы храните контролируемые (наркотические) лекарства?
· Кто в вашей Компании является назначенным лицом на берегу?
Третий помощник:
· Как вы проверяете углекислотные и пенные огнетушители?
· Покажите список пиротехники и сроки годности.
· Лампа Алдиса в рабочем состоянии?
· Составлена ли лоцманская карточка для текущего рейса? Покажите расписание по тревогам.
· Покажите журнал обслуживания спасательных средств и противопожарного имущества. Кто обслуживает огнетушители МО?
· Проверка шлюпочных инструкций: покрыты ли они пластиком.
· Каковы сроки годности транспондеров и буев "Человек за бортом"? Проверка сигналов громкого боя.
· У вас есть весы для взвешивания огнетушителей?
· Какова политика компании в отношении безопасности?
Радиооператор (Штурман, отвечающий за эксплуатацию ГМССБ))
Оборудовано ли судно конвенционной системой или ГМССБ?
- Существуют ли какие-либо ограничения судовой радиостанции?
- Где фиксируются проверки шлюпочной радиостанции? Как часто она проверяется? Заполнен ли журнал обслуживания аккумуляторов?
- Визуальный осмотр аккумуляторной, состояние и расположение аккумуляторных батарей.
- Имеет ли радиооператор (2 пом., 3 пом.) сертификат Администрации флага? Если да, то каким образом он его получил?
- Не истекла ли лицензия судовой радиостанции и вывешена ли она в радиорубке?
- Умеют ли офицеры пользоваться аварийным радиооборудованием? Если да, то как часто проводятся обучение?
- Есть ли какое-нибудь доказательство проведения такого обучения?
- Имеются ли отметки о проведении проверок передатчиков, приемников, принтеров? Если да, то как часто производятся проверки?
- Какая система используется на вашем судне: Инмарсат А\В\С\М?
- Заполнен ли ежедневный радиожурнал?
Аудиторское исследование включает в себя производство и проверку объективных свидетельств с использованием плана аудита и соответствующих контрольных листов как руководств. В зависимости от занимаемой должности и ответственности проверяемого, аудитор может нуждаться в сопровождении членом экипажа, который хорошо знает участок проверки. Если проверяемый достаточно опытен, то роль сопровождения сводится к тому, чтобы:
- Разъяснить действие СУБ на проверяемых участках.
- Дать разъяснения в случае трудностей с языком.
- Удостовериться, что проверенные объективные свидетельства правильны.
- Согласовать в точности какие-либо обнаруженные несоответствия.
- Исправить любое недопонимание со стороны аудитора.
Последняя ступень аудита - заключительное собрание со следующей повесткой:
- Отчет об аудите.
- Ограничения аудиторской проверки в отборе проверяемых участков.
- Рассмотрение заявлений о несоответствии.
- Любые Заявления о несоответствии или Рапорта о Замечаниях будут представлены на подпись капитану во время собрания.
- Заключения по результатам аудита.
- Планирование последующих аудитов.
- Эпилог.
По окончании аудита капитан должен переслать его результаты, акты о несоответствии и наблюдений в Компанию. В случае наличия акта означительном несоответствии капитан должен сообщить об этомв Компанию/DPAНЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО.
По получении акта о несоответствии, ответственное лицо на берегу разрабатывает корректирующие действия для устранения причины несоответствия.
Капитан выполняет корректирующие действия, по окончании которых он должен письменно уведомить DPA, который в свою очередь пересылает копию акта вместе с подтверждением выполнения корректирующих действий в офис аудитора, чтобы закрыть соответствующий акт, Копия закрытого акта пересылается капитану.
Капитан должен прививать экипажу чувство ответственности по надлежащему выполнению СУБ компании, обучать его как вести себя в присутствии аудитора и отвечать на его вопросы.
5.3 Проверка портовым надзором
Все страны имеют право проверки судов под иностранными флагами, заходящими в их порты чтобы удостоверится, что суда выполняют требования ММО касательно стандартов безопасности и предотвращения загрязнения моря. Таким образом, Портнадзор является инструментом для любой страны чтобы:
- контролировать выполнение стандартов безопасности;
- обезопасить свою территорию от рисков для безопасности и окружающей среды;
- держать суда, не выполняющие требования, вдали от своих берегов.
Инспекторы портнадзора посетят судно без предупреждения и, во-первых, проверят наличие и сроки действия судовых документов. Будут проведены следующие проверки:
- непрерывное обслуживание судна;
- регулярное обучение экипажа действиям в аварийных ситуациях;
- сроки действия дипломов и сертификатов экипажа;
- чистота судна;
- корректное, и вежливое взаимодействие с инспекторами Портнадзора;
- наличие сопровождения инспекторов Портнадзора для разъяснения возникающих вопросов, открывания запертых дверей и т.д.
Если имеются основания предложить, что судно существенно не соответствует Международным Конвенциям, инспектор произведет более тщательную проверку состояния судна и его оборудования.
Капитану будет вручен официальный акт проверки, состоящий из Форм А и В. Форма А содержит описание судна и сроки действия судовых документов. В Форме В указывается перечень обнаруженных недостатков и коды, обозначающие интервал времени, отведенного на устранение каждого недостатка.
Если точно установлено, что судно представляет собой угрозу безопасности и/или окружающей среде, инспектор Портнадзора вправе задержать судно в порту до тех пор, пока соответствующие недостатки не будут устранены. Управление Портнадзора произведет проверку устранения недостатков либо самостоятельно, либо привлечет к этому инспекторов Классификационного общества.
Временные интервалы для устранения каждого недостатка обычно даны в кодированной форме в акте проверки и называются они" код действия".
В основном используются следующие коды:
30 = Основание для задержания;
17 = Капитану предлагается устранить недостаток до отхода из порта;
16 = должно быть устранено в пределах 14 дней;
15 = должно быть устранено в следующем порту захода;
10 = недостаток устранен;
40 = следующий порт захода проинформирован;
50 = Администрация флага/консул проинформированы;
70 = Классификационное общество проинформировано.
Статистика недостатков, обнаруженных Портнадзором, показывает, что большая часть недостатков относится к БЕЗОПАСНОСТИ и оборудованию по МАРПОЛ:
- Недостаток или отсутствие частей требуемого оборудования;
- руководства/инструкции не имеются в наличии /не выставлены, как это требуется;
- не обновлены навигационные издания;
- не работает сепаратор очистки нефтесодержащих вод;
- неверность/отсутствие записей в Журнале нефтяных операций и операций с мусором.
В случае проверки судна Портнадзором капитан должен немедленно известить Компанию/ DPA для оказания необходимой поддержки судну в устранении обнаруженных недостатков.
ЧАСТЬ II
РУКОВОДСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ
Действующие инструкции
РУКОВОДСТВО ПО ПОЛИТИКЕКОМПАНИИ
Настоящее руководство по Политике компании является составной частью Системы Управления Безопасностью, разработанной и принятой к выполнению в компании ENTERPRISES SHIPPING & TRADING S.A. для обеспечения безопасности на море, предотвращения несчастных случаев или гибели людей и избежание вреда окружающей среде и имуществу.
Настоящее Руководство направлено на выполнение требований МКУБ Резолюция ММО А.741 (18)6 с дополнениями МКБ 104(73).
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКИ:
1.1 КАЧЕСТВО, БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ.
В соответствии с целями Политики Компании введена в действие, поддерживается и совершенствуется Система Управления Качеством,Безопасностью и Охраной окружающей среды, которая предназначена для того, чтобы:
- обеспечить безопасную практику при эксплуатации судов и безопасную рабочую обстановку;
- организовать защиту от всех выявленных рисков;
- постоянно совершенствовать навыки берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, связанным как с безопасностью, так и защитой окружающей среды;
- обеспечить выполнение обязательных норм и правил;
- принять во внимание все применяемые кодексы, руководства и стандарты рекомендованные Международной Морской Организацией, Администрациями, классификационными обществами и другими морскими организациями.
- Обеспечить достижение поставленных Компанией целей касательно Качества и охраны окружающей среды.
Система Управления Безопасностью Компании основывается на:
- Политике в области качества, безопасности и охраны окружающей среды;
- Процедурах и инструкциях, обеспечивающих высокое качество обслуживания наших клиентов, безопасную эксплуатацию судов и защиту окружающей среды согласно соответствующему международному праву и законодательству государства флага судна;
- Установленном объеме полномочий и линии связи между персоналом на берегу и на судне и внутри них;
- Процедурах сообщений об авариях и несоответствиях Кодексу;
- Процедурах подготовки к действиям и действия в аварийных ситуациях;
- Процедурах проведения внутренних аудитов и пересмотра управления.