Во избежание слома вала забойного двигателя или долота удары компоновкой бурильной колонны о забой скважины не допускается.
4.10. Содержание песка в буровом растворе не должно превышать 1%. Превышение данного параметра резко снижает ресурс ГЗД.
4.11. Для предотвращения разворота резьбовых соединений забойного двигателя и бурильной колонны реактивным моментом при прекращении бурения необходимо соблюдение следующих требований:
· осевую нагрузку на долото снижать постепенно в течение 1-2 минут;
· отрыв долота от забоя производить при давлении, равном давлению при холостом режиме работы двигателя на забое.
4.12. После очередного долбления на устье скважины необходимо:
· производить контрольный замер расстояния Кш и определять рабочий подъем вала Кр (согласно регламенту) с фиксированием результатов контроля в буровом журнале. Допускается отработка шпиндельной секции при обеспечении подъема вала до Кр = Кс – Кш = 2 мм, т. е. производить замену шпиндельной секции при недохождении роторной системы до статорной на 2 мм, что обеспечит сохранение турбинных секций и повысит ресурс работы турбобура;
· проверить радиальный люфт вала шпинделя;
· проверить давление, при котором происходит запуск турбобура;
· проверить состояние присоединительных резьб (негерметичность соединений, промыв резьб), состояние упорных торцов (убедиться в отсутствии забоин, задиров).
4.13. При каждой смене отработавших шпинделей проводить контроль размера Кс. Для контроля посадки конусно-шлицевых полумуфт системы валов сравнивать с первоначальным значением Кс. При величине посадки конусно-шлицевых полумуфт системы валов более 2 мм, во избежание посадки системы роторов на статорную систему и недоработки ресурса сменных шпинделей, рекомендуется турбобур отправить на ревизию.
4.14. Определение отработки турбобуров производится по величине износа осевой опоры (шпинделя).
Допустимые величины осевого и радиального люфтов шпиндельной секции:
Люфт вала шпинделя после ремонта не более, мм | Допустимый люфт вала при работе не более, мм | ||
осевой | радиальный | осевой | радиальный |
0-1,0 | 0-2,0 | 5,0 | 3,0 |
4.15. Критериями отказов в работе турбобуров являются:
· снижение или повышение давления не менее чем, на 50% в рабочем или холостом режиме эксплуатации;
· увеличение осевого зазора между статором и ротором (люфт турбинной секции) более чем, на 18 мм;
· увеличение осевого люфта вала шпинделя свыше 5 мм и радиального люфта свыше 3 мм, а также обнаружение других дефектов (кольцевые канавки, риски, вмятины) на корпусах, валах и переводниках в зоне расположения резьб.
4.16. После отработки турбобур в обязательном порядке необходимо промыть водой и в кратчайший срок доставить в турбинный цех. Это требование обуславливается тем, что глинистый раствор, попавший в зазоры между статорами и корпусом и в зазор между роторами и валом, может засохнуть и прочно связать турбину с корпусом и валом, что сильно затруднит разборку турбобура или сделает ее невозможной.
4.17. Сведения о работе турбобуров и шпинделей фиксируются в технологическом журнале согласно диаграммам и суточным рапортам бурового мастера, вносятся в сопроводительный документ на забойный двигатель в требуемом объеме.
4.18. Возможные неисправности в работе турбобуров и способы их устранения: