Скреперы
Скрепер – это ЗТМ с ковшом для послойной разработки грунта, его транспортирования и отсыпки в земляные сооружения.
Ими разрабатывают грунты I и II категории, а III и IV – после рыхления.
Не рекомендуется применять для разработки заболоченных, несвязных переувлажненных грунтов, с большими каменистыми включениями.
Дальность возки грунта: гусеничные тягачи 100-800м; колесные – 300-3000м.
Рабочий цикл – копание (заполнение ковша (qковша=5-46м3, удельный расход энергии 3,2-6 кВт∙ч/м3)), транспортировка грунта к месту укладки, его отсыпка и возврат на исходную позицию.
Главные параметры скрепера – вместимость ковша. От него различают:
1- скреперы малой вместимости (до 4 куб. м);
2- скреперы средней вместимости (5-12 куб. м);
3- скреперы большой вместимости (15 и более куб. м).
Скрепер состоит из тягача и рабочего оборудования. По способу соединения различают: 1. прицепные; 2. полуприцепные; 3. самоходные.
Устройство и принцип работы скрепера. Тягач соединен с рабочим органом сцепляемым устройством в виде 2-х шарниров, что позволяет тягачу поворачиваться и перекашиваться относительно рабочего оборудования. Оно включает ковш (опирается задней частью на колеса, а передняя через тяговую раму опирается на тягач). Ковш ограничен днищем и боковыми стенками. Впереди он закрывается заслонкой гидроцилиндрами, сзади выдвижной стенкой, перемещаемой при разгрузке.
Наиболее энергоемкая операция копания грунта. Применяют клиновой, гребенчатый и клевковый способы. Предельная крутизна спусков для груженых скреперов – 20-25%, порожних – 25-30%. Меньше для самоходных, больше для прицепных.
q — емкость ковша, Кн — коэфф наполнения
Кр — коэфф разрыхления, Тц — время цикла.
Кв — коэфф использования во времени
сменный Кв = 0,8-0,9, месячный — 0,5-06 , годовой — 0,4-0,5.